12:00, 06 Мая 2009
«Озеро» надежды

Карельское кино осталось непонятым.

Карельское кино осталось непонятым.

Наверное, многие наслышаны о том, что на карельских озерах часто встречаются различные аномалии. Конечно, чудовищ, подобных лох-несскому, никто не видел, но рассказы о водяных и прочей нечистой силе в Карелии можно услышать повсеместно. «А если так, то почему бы не создать на этой основе кино?» – решили доморощенные кинематографисты и создали художественный фильм «Озеро».

Выходя из зала кинотеатра «Калевала», где проходила презентация фильма, зрители поднимали брови домиком и демонстрировали недоумение. Тридцатиминутная картина, изобилующая видами родного Петрозаводска, загадочными интерьерами (например, центр «Акватика» ночью) и красивыми лицами героев, вызывала у большинства почитателей творчества местного кинопроизводителя вопрос: «Что это было?».

Надо отметить, что очередная история студии «Карелфильм», в отличие от представленного в прошлом году фильма «Потерянный город», получилась хоть совсем не понятной, но более профессиональной. И с точки зрения звука, и «картинки», и актерской игры – снимались Валерий Чебурканов из «Творческой мастерской» и актер Музыкального театра Анатолий Медведев, а также выпускники актерского курса консерватории, разъехавшиеся теперь по разным городам и встретившиеся на съемках. Музыку к фильму не «украли», а написали оригинальную, спецэффекты тоже «повзрослели» и заставляли зрителя вздрагивать, примерно как на «Ночном дозоре».

То, что у главного героя в исполнении Леонида Прокофьева не все в порядке (с головой ли или с внешними проявлениями), подчеркивают начальные кадры. Резкое «выныривание» из ванны, акцент на кошмарных газетных заголовках («Море дохлой рыбы» и «Последнее купание») – все к тому, что дело нечисто, и юноша явно испытывает неприязнь к воде. Затем в кадре появляется батюшка, мечтающий изменить мир, потом – странноватая тележурналистка, а дальше по ходу пьесы в нашем родном озере один за другим начинают исчезать люди. Наибольшие вопросы вызывают съемки на Рускеальском мраморном каньоне: гладь воды меж высоченных мраморных «стен», темная пещера, загадочная фигура в лодке – исчезающая и выныривающая… опять на поверхности Онего. К чему бы это?

– Вообще-то мы планировали снять фильм по книге отца Константина Савандера «Воители», – рассказал нам режиссер «Озера» Иван Кульнев.

Помните, пару лет назад город взбудоражил ролик студии «Карелфильм» на тему «Воителей», обещавший фильм с яркими костюмами, битвами на мечах и мощной компьютерной графикой? «Воители» требовали большого опыта и, разумеется, не меньших финансовых вложений. В Карелии на кино, увы, денег как не было, так и нет. Но это не значит, что и «кина не будет». Труд создателей ролика не пропал и был использован в «Озере» – как реконструкция события книги «Воители», которую читает одна из героинь.

– Несмотря на то, что Олег Цыганов написал абсолютно новый сценарий, идеи отца Константина о борьбе добра и зла никуда не делись, – рассказывает Иван Кульнев. – Да и сам он послужил прототипом одного из героев – попа Даниила. Почему он сам называет себя попом? Да потому что отец Константин считает, что с паствой нужно говорить на понятном ей языке. Главный герой его книги – обычный парень, который сталкивается с жестокими подростками и решает бороться с ними их же методами. Главный герой нашего фильма – тоже обычный человек, только чувствующий опасность, исходящую от воды…

 

– Вы же понимаете, что в Карелии проблемы с водой, – вступает в разговор помощник режиссера Артур Антипин. – Она грязная, вонючая, иногда опасная для здоровья человека. Но впоследствии мы отказались от этой экологической идеи в фильме. Хотели наделить главного героя Леонида сверхъестественной силой, но и это ушло. Картина осталась фильмом-ребусом, но не обязательно искать в нем глобальный подтекст. Вообще, то, что написано сценаристом, и то, что получилось, – совершенно разные вещи, наверное, поэтому зрителям не все понятно…

Наверное, и авторам не все понятно, но тому есть простое объяснение. Несмотря на то, что фильм проходит под эгидой и логотипом спонсора, ребята получили от него лишь поддержку в виде рабочей силы – сценариста, «звуковиков». Как обычно, работали на чистом энтузиазме, не получив ни копейки ни из одного источника.

Некоторых актеров умасливали коньячком, других просто уговаривали. В итоге из предполагаемых полутора часов осталось всего тридцать минут, куда, выкинув диалоги и погони, все-таки «впихнули невпихуемое».
– Съемки проходили с августа почти до первого снега, потом мы доснимали фильм в помещениях, – рассказывает Иван Кульнев. – Организация процесса была сложной, приходилось снимать по ночам и в выходные, на неделе многие заняты на работе. Были разногласия, конфликты. Самое слабое звено у нас пока актеры, они театральные, поэтому часто переигрывают. С «павильонами» (той же «Акватикой») договориться было легко, руководство организаций, как и в случае с предыдущим фильмом, идет навстречу и пока пускает снимать безвозмездно. Что-то из сделанного нам, конечно, нравится, например, как с помощью компьютера лодки уходят под воду. С другой стороны, много «косяков» и недочетов, и мы это прекрасно понимаем. Но что поделать – раз ребенок уже родился, заново его не родишь, и возвращаться к этому фильму уже не хочется.

«Ребенка» все же отправили на несколько кинофестивалей в разные города страны, возможно, мы о нем еще услышим как о лауреате. Вроде бы и министерство культуры проявило к картине интерес. А «карельфильмовцы» уже подумывают о крепком сценарии для следующего фильма: «Хорошая команда у нас уже есть, теперь дело за идеями и финансированием».

Марина КИВИРЬЯН.

 

Комментарии

Гость
Сегодня, 26 апреля 2024

Актуальные темы

28.07.2021, 14:24
Социальная помощь может быть успешным бизнесом.
28.07.2021, 11:00
Средняя стоимость жилья на вторичном рынке в Карелии во втором квартале выросла до 59375 рублей за кв. метр – это выше цен на новые квартиры.
28.07.2021, 10:00
Отделение Пенсионного фонда РФ по Карелии подготовило разъяснения о праве граждан предпенсионного возраста, потерявших работу, досрочно выходить на пенсию.