16:02, 22 Ноября 2018
Цены на услуги грузоперевозок душат горнодобывающую отрасль Карелии

За два года в республике остановили производство девять щебеночных предприятий.

Спад щебеночного производства в Карелии наблюдается на протяжении нескольких последних лет. Как сообщил на республиканском совещании по вопросам развития горнопромышленного комплекса исполняющий обязанности карельского министра природных ресурсов и экологии Алексей Павлов, в этом году выпуск щебня упал на 11 процентов и, по предварительной оценке, составит около 16 миллионов кубометров. В числе главных причин этого руководитель республиканского Минприроды назвал высокую транспортную составляющую в конечной стоимости продукции, падение объемов на строительном рынке и темпов дорожного строительства в Московском регионе, который традиционно является потребителем карельского щебня, а также рост курса валют, отразившийся на текущих затратах горнопромышленных предприятий, которые и без того испытывают нехватку оборотных средств.

Однако настоящей бедой отрасли стали дефицит полувагонов для железнодорожной перевозки щебня и непредсказуемое ценообразование на их предоставление. По словам заместителя председателя Ассоциации горнопромышленников Карелии Андрея Громового, возглавляющего компанию "Промнерудтранс", если бы в республике не было дефицита полувагонов, то не было бы и оснований для роста цен на предоставление подвижного состава.

"Это показатели нерыночного поведения, которые нарушают баланс интересов участников рынка и принципы честной конкуренции, – считает Громовой. – В условиях локального дефицита полувагонов мы находимся уже с 2015 года. При этом примерно 50 тысяч полувагонов каждый месяц уходят с полигона Октябрьской железной дороги порожними, в основном – под уголь в Сибирский регион через полстраны. Из этого объема примерно 7,5 тысячи – это полувагоны дочерней компании ОАО "РЖД" "Федеральная грузовая компания".

Как заявил зампредседателя Ассоциации горнопромышленников Карелии, существенный рост ставок на предоставление полувагонов происходит уже три года, и три года в республике наблюдается снижение объемов отгрузки щебня. "В 2017 году рост ставок произошел на 15,4 тысячи рублей на вагон, или 226 рублей на тонну, а в 2018 еще на 163 рубля на тонну среднегодовая ставка выросла, ­– сказал Андрей Громовой. – В 2016 году факт отгрузки составил 16 миллионов тонн, в 2017 – 15 миллионов, а в 2018 по прогнозу ожидается около 14 миллионов тонн. Снижение составляет около 7%, в то время, как в соседнем регионе – в Ленинградской области – карьеры увеличили отгрузку железнодорожным транспортом за 10 месяцев на 17%".

Причем, как заметил директор ООО "Промнерудтранс", в уходящем году снижение объемов отгрузки щебня по железной дороге началось в Карелии с июля – в самый разгар строительного сезона, что совершенно не характерно для рынка нерудных стройматериалов.

"С января по июль ставки росли на 2,5 тысячи рублей ежемесячно, это примерно 5%, без каких бы то ни было причин, связанных с рынком. При этом уже в мае наметилась стагнация в отгрузках, а с июля месяца – при максимальных ставках на вагон – отгрузка щебня начала стремительно снижаться. Для сравнения скажу, что при падении объемов отгрузки щебня в октябре на 22% к октябрю 2017 года железнодорожным транспортом, отгрузка водным транспортом в этот же период выросла на 21,7%. Разница в третьем квартале стоимости щебня, доставляемого по воде в Центральный федеральный округ, по сравнению со стоимостью щебня, доставляемого по железной дороге, достигла 200 рублей на тонну в пользу водного транспорта. Это потому что хватало флота, и ставки были более стабильными", – сказал Громовой.

Как результат – за период 2016-2017 гг. в Карелии остановили производство семь щебеночных предприятий, в 2018 году к ним присоединились еще два, а две компании оказались на грани банкротства. Ситуация в отрасли близка к критической, однако ни республиканским, ни федеральным властям до сих пор не удается обуздать аппетиты железнодорожников.

Валерий ПОТАШОВ

Фото сверху - РИА Новости, остальные - автора  

Комментарии

Гость
Сегодня, 12 декабря 2018

Актуальные темы

12.12.2018, 11:41
Почему жители Древлянки три дня сидели без света и виноваты ли в этом энергетики?
12.12.2018, 10:48
Лучшее в Карелии потребительское общество – Петрозаводское ГорПО – отмечает юбилей.
11.12.2018, 11:03
Как вы думаете: что такое «умный город» и относится ли это понятие к Петрозаводску? Можно ли уже назвать наш город умным или до этого почетного звания нужно пройти через годы и даже десятилетия?