Министерство финансов республики прокомментировало заявление федерального Минфина, признавшего абсолютно неэффективными льготы для бизнеса по налогу на прибыль в Карелии.
Ранее Минфин страны оценил рациональность использования регионами мер стимулирования бизнеса. В итоге Карелия вошла в число регионов, где «в полном объеме признаны неэффективными» льготы по налогам на прибыль. Информация об этом содержалась в письме первого замглавы Минфина Леонида Горнина к руководителям субъектов. Документ был опубликован в СМИ.
В карельском Минэке не согласились с оценкой федерального правительства, отметив, что использованная в Москве методика эффективности льгот не предусматривает учета объективной картины отношения региональных властей и бизнеса.
«В настоящее время в средствах массовой информации широко обсуждаются, озвученные первым заместителем Министра финансов Российской Федерации Леонидом Горниным, результаты оценки эффективности налоговых льгот (налоговых расходов) за 2017 год, проведённой финансовыми органами субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральной методикой. Особенности указанной методики заключаются в оценке эффективности всех налоговых льгот, в том числе инвестиционных, с точки зрения их окупаемости для бюджета за 6-летний период. При этом не учитывается рост экономических показателей. Кроме того, при проведении оценки используются данные по среднероссийскому номинальному темпу прироста налоговых доходов в одинаковом для всех субъектов Российской Федерации значении. Вместе с тем данный показатель имеет значительную дифференциацию как по регионам, так и по видам экономической деятельности. В результате приведённые значения налоговых доходов от организаций-инвесторов, получавших льготы, в 2017 году оказались ниже сумм предоставленных налоговых льгот, исходя из чего льготы признаны неэффективными. При этом не учитывается, что инвестиционные проекты находятся на разных стадиях реализации, тогда как в краткосрочном периоде на инвестиционной фазе не происходит существенного увеличения поступлений в бюджет», - сообщили в карельском Минэке в ответе на запрос «Вестей Карелии».
В министерстве отметили, что в большинстве случаев сроки окупаемости инвестиционных проектов наступают через 10 и более лет, поэтому отдача от их реализации, выраженная в значительном увеличении поступления налога на прибыль, «имеет отложенный эффект».
«Правительство Республики Карелии считает, что в условиях изменения налогового законодательства, как на уровне Российской Федерации, так и на региональном уровне, нецелесообразно принимать решение об отмене неэффективных льгот на основании данных двухгодичной давности (за 2017 год)», - отмечается в сообщении Минэка Карелии.
В министерстве отметили, что «данные льготы гарантированы организациям-инвесторам до полного исполнения заключенных инвестиционных соглашений и не могут быть предложены для отмены».
«Текущие результаты оценки эффективности налоговых льгот не могут являться основанием для расторжения инвестиционных соглашений, прекращения государственной поддержки инвестиционной деятельности, поскольку предоставление налоговых льгот - одно из условий создания благоприятного инвестиционного климата», - заключили в Минэке региона.
По информации министерства экономразвития и промышленности Карелии, за последние 10 лет в республике заключено более 30 инвестиционных соглашений о предоставлении инвесторам налоговых льгот. По 20 инвестиционным соглашениям срок предоставленных льгот истек. За счёт этого реализованы проекты на общую сумму свыше 10 млрд руб., создано более 1,5 тысяч рабочих мест. В результате реализации проектов по итогам 2018 года предприятиями инвестировано в основной капитал более 15 млрд руб., создано более 800 новых рабочих мест.
Как сообщили в министерстве финансов Карелии, общая сумма региональных налоговых льгот за 2017 год, предоставленных 34 категориям налогоплательщиков, для бюджета республики составила 565,3 млн рублей. При этом в части льгот по налогу на прибыль организаций неэффективными были признаны льготы в отношении организаций потребительской кооперации, которые отменены с 1 января 2020 года. К прочим предоставляемым льготам у регионального Минфина претензий нет.
«Остальные налоговые льготы по налогу на прибыль организаций с отрицательным бюджетным эффектом носят в основном инвестиционный характер, а также относятся к организациям, обеспечившим рост налоговых поступлений и сохранивших среднесписочную численность работающих и выручку от реализации произведенной ими продукции (работ, услуг) не ниже показателей предыдущего налогового периода. При этом у организаций отсутствует задолженность по уплате налогов, что является общим условием получения льготы. В целом с учетом общих результатов оценки, в том числе на предмет результативности и целесообразности, вышеуказанные льготы признаны эффективными», - сообщается в ответе министерства финансов республики на запрос «Вестей Карелии».
В Минфине региона отметили, что с 2010 до 2018 года соотношение суммы предоставленных льгот к объему налоговых поступлений в бюджет республики снизилось с 10,9 до 3,1%.
Александр ГНЕТНЕВ
Комментарии