Социальная помощь может быть успешным бизнесом.
Еще несколько лет назад это казалось почти невозможным — социальные услуги оставались прерогативой государственных учреждений или благотворительных организаций. Но после того как в российском законодательстве появилось понятие «социальное предпринимательство» и государство стало всерьез помогать развитию этой сферы, ситуация начала стремительно меняться. Сейчас в Карелии десятки предпринимателей, которые работают в сфере социальных услуг. Одной из первых в Карелии открыла частный пансионат компания ООО «Региональный центр». Способно ли социальное предпринимательство быть полноценным бизнесом, и как построить успешный бизнес в социальной сфере? Об этом — в интервью с учредителем компании Виталием Смирновым.
— Вы начали заниматься социальным предпринимательством, когда этого понятия вообще не существовало. Не было ни поддержки государства, ни устоявшихся традиций ведения такого бизнеса. Почему вы решились пойти в эту сферу — совершенно новую не только для Карелии, но и для всей страны?
— Я видел, что есть огромная потребность в такого рода услугах. У меня уже был свой бизнес: я занимался обеспечением лечебных учреждений расходными материалами. Но мне хотелось сделать что-то большее, создать что-то новое. Пансионат мы открыли не сразу. Сначала организовали присмотр за пожилыми людьми на дому. Находили сиделок, обучали их, обеспечивали специальными средствами ухода. В общем полностью отвечали за их работу перед клиентами. Это было востребовано. Однако мы пришли к мнению, что стационарная форма обслуживания лучше — ты можешь быть уверенным, что сотрудники выполняют свою работу качественно. Поэтому возникла идея частного пансионата. Мы познакомились с работой подобных заведений в Московской и Ленинградской областях, изучали бизнес. И вот 5 лет назад появился наш пансионат. Мы вложили собственные средства: арендовали здание, отремонтировали его и приняли первых наших подопечных.
— Сначала у нас было всего 25 мест. Мы хотели посмотреть, пойдет работа или нет. Поняли — спрос есть. Наш пансионат вызвал у людей доверие, в наши надежные руки можно смело передать заботу о пожилых родителях. Здесь они будут ухожены и накормлены, здесь их будут беречь. В общем дело потихоньку пошло. А потом появилась Индивидуальная программа предоставления социальных услуг. По ней работают организации, включенные в реестр поставщиков социальных услуг при Министерстве социальной защиты РК, и нас в этот реестр включили. Это сильно облегчило жизнь. Сейчас у нас в пансионате 59 мест.
В основном здесь находятся люди, которые страдают хроническими заболеваниями: старческим слабоумием, последствиями инсульта, онкологическими заболеваниями без приема наркотических препаратов, люди, которые остались одни и нуждаются в уходе. Большая часть из них живет с нами с первого дня работы пансионата.
— Как работает госпрограмма?
— Человек, который нуждается в социальных услугах, обращается в центры социального обслуживания населения в г. Петрозаводске или районах Карелии, ему оформляют программу, и он получает гарантию оказания определенного перечня услуг в любом пансионате, входящем в реестр поставщиков социальных услуг. Право выбора, в какой пансионат поступить, остается за получателем социальных услуг. Мы четко работаем по этой программе. Оказываем социально-бытовые, социально-психологические, социально-педагогические, социально-медицинские, социально-трудовые, социально-правовые услуги. Для этого у нас есть специалисты — два фельдшера, психолог, инструктор по адаптивной физкультуре и аниматор. Адаптивная физкультура дает хорошие результаты. У нас были нетранспортабельные получатели социальных услуг, которые минимально себя обслуживали — могли только сидеть в кровати, ели сами с трудом. А после занятий адаптивной физкультурой они стали подниматься и себя обслуживать. Некоторые стали ходить с ходунками. Еще приходит аниматор, который занимается с нашими проживающими — они рисуют, делают разные поделки из бумаги и пластилина. Это важно для восстановления мелкой моторики.
— По госпрограмме идет и финансирование. Оно у нас двойное — пенсионеры платят нам 75% от своего дохода, а если этой суммы не хватает для обеспечения всем перечнем услуг, то затраты за оказанные услуги компенсирует Министерство социальной защиты РК.
В прошлом году нам сильно помог Центр «Мой бизнес» Республики Карелии. Нам помогли оформить документы для получения субсидий на строительство беседки на территории пансионата, установку автоматических ворот, выплату налогов и своевременной заработной платы сотрудникам. При поддержке центра мы сделали световую вывеску и напечатали буклеты. Также участвовали и в 2019 году вошли в число победителей конкурса «Лучший социальный проект года».
— Вы начинали работать, когда понятие «социальное предпринимательство» еще не было законодательно закреплено. Теперь оно существует. Что изменилось в вашей работе?
— Статус «социального предпринимательства» нам помог в организации работы, появились нормативные документы, по которым мы можем свою работу выстраивать. В Корпорации развития были организованы семинары по вопросам социального предпринимательства, где пошагово были даны рекомендации, как социальные предприниматели могут получить поддержку от государства. Мы стали понимать, куда мы можем двигаться, какие есть возможности.
— Главная задача любого бизнеса — получение прибыли, иначе это уже не бизнес, а благотворительность. В социальном предпринимательстве это правило работает?
— Прибыль у нас, конечно, есть, но очень небольшая. Это тяжелый бизнес, в том числе морально и психологически. Есть текучка кадров, не каждый выдерживает такую работу. Первый вопрос, который мы задаем при приеме на работу, как человек относится к пожилым людям. Обязательно проводим стажировку при приеме на работу и только после этого решаем, сможет у нас работать сотрудник или нет. Мы должны нашим подопечным оказать качественные услуги и в то же время работать с родственниками, чтобы с ними у нас было взаимопонимание. Поэтому, если мы говорим о бизнесе, то это бизнес специфический, в нем есть много такого, чего нет в других сферах.
— Мы привыкаем к характерам получателей социальных услуг, узнаем их особенности, создаем им условия, чтобы они чувствовали себя в домашней обстановке. В ответ нашим сотрудникам улыбаются и желают хорошего дня. Наш подопечный, который не мог передвигаться, начал самостоятельно ходить, гулять и интересоваться жизнью — вот такие моменты приносят удовлетворение работой, и мы понимаем, что занимаемся нужным делом.
— Многое годы в обществе было предубеждение по поводу интернатов для пожилых людей. Об этом отзывались неодобрительно, мол «сдали в дом престарелых». Тот факт, что сейчас растет спрос на пансионаты, означает, что к старикам их родные стали хуже относиться?
— Ну что вы! Совсем нет! Мы видим, что большей частью родственники заботливые. Они волнуются о своих близких, интересуются условиями проживания в пансионате, постоянно звонят, интересуясь о состоянии здоровья, передают передачи, общаются по скайпу — у наших проживающих есть такая возможность. Нельзя сказать, что они отказались от своего пожилого отца, матери, бабушки, тети. Но изменилось отношение людей к таким пансионатам. Здесь для проживающих созданы все условия, они не сидят дома в одиночестве, пока их взрослые дети на работе, не мучатся, что им не с кем пообщаться, что им не хватает внимания. Здесь они общаются и даже создают пары. У нас своя охраняемая территория для прогулок. В пансионате проживающим уютно, и они чувствуют заботу работающего персонала. И, я думаю, что родственники это видят и ценят.
— Поскольку большой спрос на частные пансионаты существует и продолжает расти, вы планируется расширяться?
— Конечно, задумки такие есть. Стоять на месте нельзя. Мы, проработав столько лет, видим, что наши подопечные нуждаются в полноценной реабилитации. Поэтому есть идея построить второй корпус для реабилитационного центра с медицинским блоком, специальным оборудованием. Пока денег на такое строительство у нас нет, раздумываем над получением кредита. Сейчас есть возможность его получить на льготных условиях по программам господдержки малого и среднего предпринимательства. Но пока это только мечта.
Алексей УККОНЕ
Комментарии