08:30, 08 Ноября 2018
Карелия пошла в финансовый рост

Впервые за многие годы республика на треть сократила госдолг и стоит на пороге принятия профицитного бюджета.

«Дело малозаметное и неблагодарное»

Глава Карелии Артур Парфенчиков на днях написал на своей странице в соцсети: «Сейчас мне и моей команде приходится заниматься достаточно малозаметным и по сути неблагодарным делом - выводить регион из фактически банкротного положения и создавать условия для будущего экономического роста. Но это сейчас самое главное и необходимое.
В настоящее время много говорится о предстоящем столетнем юбилее республики. Думаю, если к 2020 году мы прочно войдём в группу первых 40 регионов по финансовой стабильности, это будет главным достижением.
Не реализация ФЦП, хотя и 9 млрд бюджетных программных инвестиций вложим в республику, а именно достижение собственной финансовой стабильности и создание условий для устойчивого развития - основная цель».

Промежуточным результатом этой «малозаметной и неблагодарной», а на самом деле значимой работы правительства Артура Парфенчикова стал проект республиканского бюджета на 2019 год. Этот документ будет существенно отличаться от вариантов, которые предлагались в течение многих последних лет. Карелия впервые в новейшей истории может позволить себе профицитный бюджет, что является следствием принципиально иной финансовой политики руководства республики.

 

Кто-то, быть может, скажет, что улучшить финансовое положение Карелии Парфенчикову помогли связи и авторитет в Москве, наработанные им еще в бытность главным судебным приставом страны. Ведь многое в нашем дотационном регионе зависит от федеральной помощи и участия в федеральных программах. И поэтому очень важно наладить работу с Москвой. Кто-то отметит новые подходы сформированной Парфенчиковым команды в экономическом и финансовом блоке правительства. Руководители отраслевых министерств принимают решения, которые, кажется, лежат на поверхности, но почему-то раньше их никто не принимал. И вроде у губернатора Парфенчикова нет волшебной палочки, однако, финансовое положение республики окрепло настолько, что доля доходов превысила расходную часть, а госдолг сократился на треть.  И еще одна важная деталь – впервые значительные средства выделяются районам республики, которые Парфенчиков за полтора года изъездил вдоль и поперек. Не вылезая из районных центров, карельских деревень и поселков, он прекрасно знает, насколько остро в них стоят проблемы, и насколько местным бюджетам необходима помощь регионального.  

Скажи дефициту «прощай»

Итак, правительство и Минфин республики предлагают депутатам республиканского парламента проголосовать за профицитный бюджет – такого в современной истории Карелии, пожалуй, не было. Много лет главный финансовый документ был «тощим» и безнадежным, однако еще в прошлом году правительство внесло на голосование в ЗС бездефицитный бюджет, а в этом одобрило уже с профицитом. Не похоже, что в Карелии появились добрые волшебники и она внезапно разбогатела. Но есть ряд факторов, говорящих о появлении здоровых тенденций.

Напомним, что за последние 5 лет государственный долг Республики Карелия возрос более чем в два раза, и в настоящее время республика является одним из регионов с наиболее высокой долговой нагрузкой, что существенно ограничивает возможности для ее развития. В этой ситуации руководство республики вынуждено принимать меры, направленные на стабилизацию ситуации в бюджетно-финансовой сфере региона. Это также является требованием бюджетного законодательства и одним из условий соглашений с Минфином России о предоставлении бюджетных кредитов.

Что же сделали местные власти, команда главы республики Парфенчикова, чтобы изменить ситуацию? Как выяснилось, всего лишь крепко подумали над источниками доходов (прежде всего, о налоговой политике) и над грамотным расходованием бюджетных средств.

Как объяснили в Минфине Карелии, поэтапному переходу к формированию профицитного бюджета способствовали мероприятия по мобилизации доходов и оптимизации расходов бюджета в рамках утвержденной Программы оздоровления государственных и муниципальных финансов. Работа по повышению собираемости налоговых и неналоговых доходов, включая мероприятия по взаимодействию с крупнейшими налогоплательщиками и налоговыми органами, органами местного самоуправления, работа по оптимизации налоговых льгот, по итогам 9 месяцев нынешнего года обеспечили рост поступлений доходов в бюджет по сравнению с прошлым годом на 32 %. Одновременно с этим оптимизируются бюджетные расходы, повышается эффективность предоставления государственных и муниципальных услуг. Конечно, при решении поставленных задач власти во многом рассчитывают на поддержку из федерального бюджета.

«Республика-промежуток» или родина?

О значимости финансовой помощи республике из федерального центра говорят следующие цифры. Объем межбюджетных трансфертов на 2018 год предусмотрен в сумме 20,9 млрд рублей - практически половина всех доходов бюджета. Объем постоянно растущей федеральной помощи стал наиболее значимым в 2018 году – на 6,6 млн рублей больше, чем в 2017-м. Это - во многом результат взаимодействия с федеральными органами власти по вопросам совершенствования межбюджетных отношений и способность грамотно обосновать потребности в дополнительных средствах на исполнение расходных обязательств. И в этих процессах крайне важно личное, живое общение представителей региональной власти с федералами и умение убедить их в необходимости выделения средств.

Здесь налицо принципиальное отличие в стиле управления: для одних руководителей Карелия была «республикой-промежутком», для других она остается родиной, которая обязательно должна встать на ноги.

И постепенно, с помощью федерации, ситуация выправляется. Так, объем дотаций бюджету региона из федерального бюджета в текущем году предусмотрен в сумме 13,1 млрд рублей, с ростом на 4,3 млрд рублей к уровню 2017 года, что в значительной степени помогло сбалансировать бюджет республики и выполнить решения федерального центра по повышению оплаты труда бюджетников.

Кроме того, республике удается привлекать субсидии в рамках федеральных проектов и программ: в 2017 году их объем составил 1,5 млрд рублей, в 2018 году предусмотрено 4,5 млрд рублей, из которых 3 млрд рублей – на реализацию федеральной целевой программы «Развитие Республики Карелия на период до 2020 года».

С прогнозом «стабильный»

Показатель проводимой властями региона политики во всех экономических и финансовых сферах - уровень государственного долга. В силу ряда причин Карелия попала в пятерку регионов, обладающих наиболее серьезным объемом госдолга по отношению к собственным доходам (124% по итогам 2017 года). Тем не менее, республика оказалась в лидерах другого рейтинга - регионов, которые активно гасят госдолг. По итогам работы за 10 месяцев этого года объем государственного долга республики снижен по сравнению с началом года на 6,8 млрд рублей (на 27 %) и составил на 1 ноября 18,2 млрд рублей (77,4 % к общему объему налоговых и неналоговых доходов бюджета).

Активное снижение долговой нагрузки в текущем году было отмечено универсальным рейтинговым агентством РИА Рейтинг: по уровню долговой нагрузки за 9 месяцев 2018 года Карелия вышла из числа субъектов Российской Федерации с наибольшей долговой нагрузкой.

Это стало возможным за счет поступления дополнительных налоговых и неналоговых доходов и эффективного управления ликвидностью счета бюджета. Кроме того, правительство республики рефинансировало действующие долговые обязательства - относительно «дорогие» кредиты банков погашены за счет новых кредитов, полученных под процентную ставку в размере ключевой ставки Центрального Банка, увеличенной на 1 процент. В результате средняя процентная ставка по «кредитному портфелю» Минфина Карелии снижена с 9,33 до 8,27 % годовых, что позволило сократить расходы на обслуживание долга за 10 месяцев текущего года на 250 млн рублей. Арифметика, если вдуматься, несложная, но не использовавшаяся ранее. Способ облегчить кредитные обязательства доступен даже обывателю, которому реструктуризировать кредиты сегодня предлагают едва ли не все банки.

Следует упомянуть, что кредитные рейтинги Республики Карелия от международного рейтингового агентства Fitch Ratings и российского рейтингового агентства «Эксперт РА» подтверждены на уровне «B+» с прогнозом «стабильный».

Работаешь лучше – станешь богаче

Почувствовали изменения в финансовой политике и муниципалитеты республики. Еще несколько лет назад районам не приходилось рассчитывать на дополнительную финансовую поддержку со стороны республиканских властей.

И вот, впервые с 2014 года, в бюджете на 2018 год, предусмотрели трансферты местным бюджетам. Их сумма составила 5 млн рублей. В соответствии с распоряжением главы республики получателями грантов стали Муезерский, Лоухский районы и Костомукшский городской округ - средства, в первую очередь, предоставляются тем территориям, в которых обеспечены наиболее высокие темпы роста экономических показателей.

В проекте бюджета на 2019 год помимо грантов также предусмотрены трансферты на поощрение органов местного самоуправления за обеспечение прироста налоговых доходов в бюджет Республики Карелия в сумме 20 млн рублей. Еще одной новацией бюджета 2019 года станут гранты на поощрение органов местного самоуправления по результатам оценки качества управления муниципальными финансами.

В целом объем финансовой поддержки местных бюджетов значительно увеличен по сравнению с 2017 годом. Рост нецелевой финансовой помощи в форме дотаций составил 28% - это дополнительные 182 млн рублей, которые направлены для поддержания сбалансированности местных бюджетов. Объем субсидий из бюджета Республики Карелия на решение приоритетных вопросов местного значения в сферах образования, культуры, дорожного хозяйства, социальной политики, физической культуры и спорта, благоустройства и переселения граждан из аварийного жилья в 2018 году вырос более чем в 2 раза – с 1,9 до 3,9 млрд рублей.

В проекте бюджета на 2019 год также предусмотрено увеличение финансовой поддержки местным бюджетам. Общий объем дотаций увеличен к уровню 2018 года на 150 млн рублей. Помимо грантовой помощи, в районы направляются дотации для решения наиболее острых проблем. Например, бюджет Олонецкого района получил безвозмездную дотацию на погашение задолженности по платежам за тепло, удалось сократить долговую нагрузку Лахденпохского района, прежде всего, по коммунальным расчетам, обеспечению бюджетных учреждений. Порядка 4 млн рублей были выделены для погашения долга по заработной плате. И такая дополнительная безвозмездная финансовая помощь за счет средств республиканского бюджета возможна до конца года.

Нет оттенкам серого

Изменения в финансовой политике в целом ощутимо отразились на экономической ситуации в республике.

На протяжении последних трех лет в республике сохраняются положительные темпы роста объемов производства промышленной продукции. По итогам девяти месяцев текущего года индекс производства составил 102,4%. Позитивный фактор, оказавший влияние на показатели реального сектора экономики, - снижение тарифов на электроэнергию. Позволили добиться положительных результатов и принятые меры поддержки предпринимательства, в том числе инвесторов, которые являются главным ориентиром по вектору налоговой политики.

Меры направлены в том числе и на борьбу с «серыми» зарплатами. «Одни не платят налоги. Другие готовы получать «серую» заработную плату, уж не знаю там, за какие блага и так далее. В этом-то, наверно, и причина, почему не хватает на школы, почему не хватает на какие-то социальные учреждения, почему не хватает на дороги. Сегодня должен этим вопросом задаться каждый житель республики», - отметил Артур Парфенчиков и заявил, что «серую» экономику следует ликвидировать.

Марина КИВИРЬЯН

Комментарии

Гость
Сегодня, 22 ноября 2024

Актуальные темы

28.07.2021, 14:24
Социальная помощь может быть успешным бизнесом.
28.07.2021, 11:00
Средняя стоимость жилья на вторичном рынке в Карелии во втором квартале выросла до 59375 рублей за кв. метр – это выше цен на новые квартиры.
28.07.2021, 10:00
Отделение Пенсионного фонда РФ по Карелии подготовило разъяснения о праве граждан предпенсионного возраста, потерявших работу, досрочно выходить на пенсию.