Транспортная реформа, запланированная администрацией Петрозаводска, предполагает появление на дорогах новых для города конструктивных элементов, сужение полос движения, обустройство платных парковок и многие другие нововведения. Это следует из комплексной схемы организации дорожного движения на территории города, утвержденной администрацией столицы Карелии.
Более узкие полосы движения и мини-кольцевые развязки
Одним из главных факторов, которые будут влиять на транспортную реформу – стремительное увеличение количества автотранспорта в столице Карелии. Показатели обеспеченности населения индивидуальными легковыми автомобилями оказались выше прогнозных.
В 2005 году, когда составлялся Генплан города, в Петрозаводске насчитывалось 217 автомобилей на 1 тыс. жителей. При составлении Генплана прогнозировалось, что в 2025 году в Петрозаводске этот показатель достигнет 350 автомобилей. Но действительность превзошла ожидания властей – уже в 2018 году в городе было зарегистрировано 374 автомобиля на 1 тыс. жителей.
Фото: Яндекс. Карты
Для улучшения пропускной способности городских улиц разработчики схемы предлагают радикальные меры – например, увеличить количество полос движения на некоторых улицах путем сокращения их ширины и ограничения парковки автотранспорта.
В документе фигурируют проспект Ленина и улица Чапаева, где планируется изменить разметку.
«Новые тенденции в организации дорожного движения городов предусматривают сужение полос движения на дорогах до 3-3,25 м, а для полос общественного транспорта до 3,5 м. Переразметка проспекта Ленина с ограничением парковки. Переразметка улицы Чапаева с учетом данных размеров и демонтажа разделительной полосы позволит увеличить количество полос движения», - говорится в документе.
Планируется появление на дорогах новых для города конструктивных элементов.
Например, разработчики схемы предлагают использовать на некоторых перекрестках мини-кольцевые пересечения.
Фото из комлексной схемы
«В городе применяются кольцевые пересечения больших и средних радиусов, в том числе «рассеченные» со светофорным регулированием. Вместе с тем не используются в практике мини-кольцевые пересечения и кольца с малым диаметром. Подобные решения могли бы стать важным инструментом повышения безопасности дорожного движения на нерегулируемых пересечениях, а также альтернативным и более безопасным вариантам организации движения на некоторых перекрестках со светофорным регулированием», - говорится в документе.
Также предлагается оборудование островков безопасности для пешеходов на всех дорогах с шириной проезжей части более 15 метров.
«На многих участках…это требование не выполняется, что негативным образом влияет на безопасность дорожного движения», - отмечают разработчики схемы.
Еще одним элементом транспортной реформы должно стать использование диагональных пешеходных переходов.
Принципиальные изменения в организации транспортных потоков могут произойти на одном из самых проблемных перекрестков Петрозаводска – пересечении улицы Гоголя и улицы Красноармейская.
Разработчики схемы предложили провести ряд мероприятий для увеличения пропускной способности перекрестка.
Самое радикальное из них - запрет поворота направо с ул. Гоголя на ул. Красноармейская и запрет поворота налево с ул. Красноармейская на ул. Гоголя.
Рисунок из комплексной схемы
В качестве компенсации предлагается вернуть двустороннее движение на примыкающем участке ул. Максима Горького и выделение дополнительной полосы для левого поворота на пересечении ул. Красноармейская и ул. Максима Горького.
Кроме того, в документе идет речь об изменении разметки ул. Красноармейской с севера для организации движения в 3 полосы на подход к пересечению и в одну полосу для движения от пересечения в сторону пл. Гагарина.
В числе предлагаемых мероприятий – запрет остановки транспорта непосредственно за пересечением по ул. Красноармейской (напротив дома 18).
Также предлагается перестроить работу светофоров, чтобы изменить схему пофазного разъезда и исключить выделенную пешеходную фазу.
ввести две выделенные полосы для движения общественного транспорта на протяжении всей улицы», - сказано в документе.
Платные парковки: список улиц и расценки
Загруженность городского трафика диктует необходимость обустройства платных автопарковок.
В документе содержится список этих улиц, количество парковочных мест и концептуальная схема организации платного парковочного пространства.
Больше всего таких мест, по расчетам разработчиков схемы, можно разместить на ул. Красная (на участке от ул. Антикайнена до ул. Дзержинского). Там предлагается оборудовать парковки для 78 автомобилей.
Еще 66 машино-мест предлагается оборудовать на ул. Фридриха Энгельса (на участке от здания Карельской таможни до пр. Ленина).
Кроме того, в документе указаны 42 парковочных места на ул. Крупской (участок от школы-интерната до от ул. Антикайнена).
Еще 3 зоны, где могут на первом этапе появится платные парковки – участок ул. Герцена (от ул. Красной до пр. Ленина), участок ул. Андропова (от ул. Красной до пр. Ленина) и участок ул. Дзержинского (от ул. Красной до пр. Ленина). На каждом из них предлагается оборудовать по 23 машино-места.
Разработчики схемы считают возможным оборудование платных парковок как на проезжей части, так и на тротуарах при условии, что их ширины будет достаточно для передвижения пешеходов.
Рисунок из комплексной схемы
Стоимость пользования платными автопарковками может составить от 10 до 38 рублей в час.
«Цена платной парковки устанавливается и изменяется исходя из ее заполняемости по временам суток. Рекомендуется: при заполняемости 85% - 10 руб. в час, 90% - 21 руб./ч., 95% - 31 руб./ч., 100% - 38 руб./ч.», - говорится в документе.
Для оплаты парковок разработчики схемы предлагают использовать паркоматы, мобильные приложения и SMS-сообщения.
«К примеру, согласно статистике г. Санкт-Петербурга самый популярный у горожан способ оплаты – паркоматы (45,2% платежных транзакций), через мобильное приложение и сайт проходят 34,5% платежей. С помощью SMS-сообщений были оплачены всего 20,3% парковок», - поясняется в документе.
Фото: © Михаил Джапаридзе/ТАСС
По оценке разработчиков, операционные издержки, связанные с содержанием парковок, составят 15,8 млн рублей в год.
На строительство парковок потребуется 11, 6 млн рублей.
Расчет стоимости производился на основе данных о количестве машино-мест, типа парковок, удаленности и видимости оборудования для обеспечения работы платных парковок, а также на основании анализа стоимости реализации объектов-аналогов, прейскурантов организаций, осуществляющих строительно-монтажные работы.
Строительство многоуровневых развязок признали нецелесообразным
Одним из способов разгрузки городских улиц могло бы стать строительство многоуровневых развязок.
Оптимистичный вариант долгосрочных мероприятий предусматривает строительство нескольких путепроводов и многоуровневых развязок – в районе улицы Гвардейской с ликвидацией действующего ж/д переезда по Вытегорскому шоссе, в районе примыкания улицы Урожайной к Шуйскому шоссе, а также на пересечении Суоярвского и Пряжинского шоссе с ликвидацией действующего ж/д переезда на Пряжинском шоссе.
Фото: pixabay / © Артем Коротаев/ТАСС
Разработчики схемы смоделировали возможные последствия этих мероприятий.
«В результате внедрения комплекса мероприятий не наблюдается существенного эффекта по сравнению с реалистичным вариантом развития. Среднее время в пути незначительно сократилось, а протяженность улиц с высоким уровнем загрузки возросла. На основе полученных данных можно сделать вывод о том, что реалистичный вариант развития транспортной инфраструктуры до 2035 года является оптимальным по отношению к оптимистичному варианту развития. Данные мероприятия являются необходимой и достаточной мерой по устранению существующих проблем транспортной инфраструктуры», - говорится в документе.
Вместе с тем, разработчики комплексной схемы признают, что эти прогнозы могут не оправдаться.
«Учитывая современные тенденции изменения транспортной отрасли, появления новых форм мобильности и моделей транспортного поведения и использования автомобильного транспорта, а также глобальных трендов автоматизации, становится крайне затруднительным обоснованно строить прогнозы на перспективу более 10 лет. В этой связи рекомендуется пересматривать планы развития транспортной инфраструктуры каждые 3-5 лет», - отмечается в документе.
Ограничение скорости движения до 40 км/ч
Еще один радикальный метод борьбы за безопасность дорожного движения - ограничение скорости на большинстве улиц Петрозаводска до 40 км/ч.
«Вопреки общепринятому мнению, снижение скоростного режима с 60 км/ч. до 40 км/ч. не существенно сказывается на времени транспортных корреспонденций в городе. Средняя дистанция поездки на личном автомобиле в черте города Петрозаводск составляет 7,5 км. Разница в преодолении этого расстояния в скоростном режиме 40 км/ч. и 60 км/ч. составит не более 4 минут», - говорится в документе.
В качестве пилотного участка с ограничением максимальной скорости до 40 км/ч. предлагается использовать зону вокруг пр. Ленина.
В дальнейшем, согласно документу, планируется постепенный ввод зон с пониженным скоростным режимом.
«Прежде всего подобные меры необходимы на дорогах, рассекающих «спальные» микрорайоны с многоэтажной застройкой, такие как «Древлянка», «Кукковка», «Перевалка». Внутри таких районов совершается большое количество пеших передвижений, пересечение проезжей части пешеходами осуществляется на всем протяжении улицы по кратчайшему пути. Попытки «загнать» пешеходный поток в узкие коридоры обустроенных пешеходных переходов, как правило малоэффективны», - поясняют разработчики схемы.
Общественный транспорт: всех под одну гребенку
Транспортная реформа затронет и работу общественного транспорта.
По оценке администрации, выделение полос для общественного транспорта позволит останавливаться для высадки/посадки пассажиров прямо на полосе, не мешая дорожному потоку что приводит к сокращению времени движения возможность оборудования остановочных пунктов без «кармана».
«При проектировании можно рассмотреть вариант выделения полосы для общественного транспорта с одной стороны», - отмечают разработчики документа.
Фото: Столица на Онего
Одна из главных целей транспортной реформы – «интегрировать частных перевозчиков в общую сеть наземного городского транспорта и сделать комфортным и доступным, обязать частных перевозчиков перевозить пассажиров на современных машинах, принимать к оплате городские билеты и сохранять все льготы, одновременно создать орган, который будет следить за выполнением работы», - сказано в документе.
В комплексной схеме перечислены требования к пассажирским автобусам.
«Все автобусы, которые частники выведут на маршруты, будут не старше двух лет. Единая окраска — все без исключения новые автобусы будут одинакового цвета, это позволит пассажирам узнавать их издалека... Частные перевозчики должны будут обеспечивать определенный уровень комфорта для всех групп пассажиров. В частности, на линии будут выпускать только низкопольный транспорт с автоматической дверью», - следует из документа.
Кроме того, все автобусы подключат к автоматизированной системе контроля, которая будет учитывать время выхода на маршрут, скорость и следование маршруту, остановку только в положенных местах, и даже температуру в салоне.
Все без исключения перевозчики должны будут работать по городским билетам и предоставлять льготы студентам, школьникам и пенсионерам.
К перевозчикам-нарушителям правил будут применять три вида санкций: уменьшение ежемесячной оплаты, штрафы и расторжение контракта.
«Наказывать будут за непунктуальность, грязные салоны, прослушивание водителем музыки и так далее. Право на расторжение контракта город получает в случае ДТП, в котором погибли пассажиры», - говорится в в комплексной схеме организации дорожного движения.
Движение – жизнь. Жизнь стала лучше?
Результаты транспортной реформы в конечном счете должны оценить жители Петрозаводска. Разработчики комплексной схемы утверждают, что население и так, в принципе, довольно существующим положением дел.
Например, средние затраты времени, необходимого жителям Петрозаводска, чтобы добраться до работы, в 2019 году оказались ниже, чем прогнозировалось.
В 2005 году этот показатель составлял 31 минуту. Согласно Генплану, прогнозировалось, что в 2025 году жители Петрозаводска будут добираться до работы за 32 минуты.
Но к 2019 году ситуация оказалась более благополучной. Социологический опрос, проводившийся при разработке комплексной схемы, показал, что «текущие средние затраты времени на трудовые передвижения в один конец» сейчас составляют 25,4 минуты.
Фото: Столица на Онего
Социологический опрос жителей Петрозаводска показал, что они считают удовлетворительным состояние автодорог и работу общественного транспорта.
«Около 37% граждан оценивают работу общественного транспорта как удовлетворительное – «3», 37% - как хорошее («4»), 14% респондентов – плохое («2»). Средневзвешенное значение показателя – 3,22. Это говорит о том, что жители оценивают качество работы ОТ как «удовлетворительное», - говорится в документе.
Такой же результат был получен по итогам опроса об отношении жителей Петрозаводска к работе общественного транспорта.
«Более трети респондентов считает состояние дорог и улиц удовлетворительным – «3», 13% – плохим («2»), 40% – хорошим («4»), в связи с этим средневзвешенное значение равно 3,21. Это говорит о том, что жители муниципального образования оценивают состояние дорог как «удовлетворительное», - утверждают разработчики схемы.
В результате опроса было выявлено, что около трети респондентов предпочитают передвигаться на индивидуальном транспорте – 37,0%, еще 36,4% – на общественном транспорте, 26,6% – пешком или на велосипеде.
Опрос жителей проводился на улицах Петрозаводска, а также в сети Интернет (в тематических группах социальной сети «Вконтакте» и на официальном сайте администрации Петрозаводского городского округа были размещены ссылки на анкету). В опросе приняло участие 1746 человек. Его организаторы утверждают, что выборка была случайной и результаты опроса отражают обобщенное мнение населения Петрозаводска.
Алексей УККОНЕ
Комментарии