В 2020 и 2021 годах вступят в силу изменения в налоговом законодательстве, которые затронут миллионы российских предпринимателей. Некоторые новшества позволят снизить административную нагрузку на бизнес, другие могут стать «головной болью» для предпринимателей. Разъяснения изменений в законодательстве и рекомендации бизнесу подготовила бизнес-омбудсмен в Карелии Елена Гнетова.
Отмена ЕНВД
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, реализующие в розницу товары, подпадающие под обязательную маркировку, не смогут с 1 января 2020 года применять единый налог на вмененный доход и патентную систему налогообложения.
«Это коснётся тех субъектов бизнеса, которые торгуют продукцией из натурального меха, обувью, лекарственными препаратами и другими товарами, попадающими под маркировку. Меховую продукцию снабжают специальными радиочастотными чипами уже с 2016 года. Процесс обязательной маркировки обуви и обязательной маркировки для лекарственных препаратов начат в этом году», - пояснила Гнетова.
По ее словам, меховые и обувные магазины, а также аптеки, работающие сейчас на «вмененке» и «патенте» будут вынуждены выбрать для себя другой наиболее подходящий налоговый режим, а также заранее сообщить в налоговую инспекцию о переходе на иной режим налогообложения.
С 2021 года ЕНВД будет отменен полностью – этим налоговым режимом не сможет пользоваться никто.
По словам Гнетовой, этот вопрос обсуждался на встрече Уполномоченного при президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Бориса Титова с региональными омбудсменами.
«Высказывались опасения, что отмена режима ЕНВД с 2021 года не только станет для малого бизнеса тяжелым ударом, но и приведет к уходу в тень или закрытию многих субъектов хозяйственной деятельности», - рассказала уполномоченный по защите прав предпринимателей в Карелии.
По словам Гнетовой, отмена ЕНВД может стать проблемой для многих предпринимателей, им придется выбрать другой, наиболее подходящий для них налоговой режим.
«Это довольно непростая задача для малого бизнеса. Чтобы сохранить число субъектов малых предпринимателей и дать возможность бизнесу развиваться, очевидно, потребуется модернизация упрощенной и патентной системы налогообложения. Для этого необходимо провести анализ того, какие формы льготного налогообложения наиболее популярны в республике, в том числе, в каких сферах бизнеса предприниматели используют ЕНВД, упрощённую и патентную систему налогообложения. Также планируется провести консультации с бизнесом», - сообщила бизнес-омбудсмен.
Она согласна с позицией коллег из других регионов о необходимости установить переходный период с продлением ЕНВД до 2024 года. По мнению Гнётовой, это будет более щадящим вариантом - поэтапный переход позволит модернизировать существующие льготные режимы налогообложения малого бизнеса.
«Налоговые режимы надо модернизировать так, чтобы они были понятными и удобными для бизнеса и были отдельными для ИП и юрлиц. Для ИП - режим патентной системы налогообложения, для организаций – упрощенная система налогообложения с возможностью установления льгот и понижающих ставок на уровне местных властей», - пояснила бизнес-омбудсмен в Карелии.
По ее словам, участники совещания у Титова решили направить эти предложения в правительство РФ и Госдуму.
В налоговой службе говорят, что разработают онлайн-сервис, который упростит предпринимателям выбор нового режима налогообложения. Об этом на встрече с бизнес-омбудсменом сообщила руководитель УФНС Инна Кравченко.
Гнётова рекомендовала предпринимателям зайти на сайт Федеральной налоговой службы, где можно получить информацию об особенностях таких режимов налогообложения как ОСН, УСН - Доходы, УСН - Доходы минус расходы.
Сокращение количества проверок
Другие планируемые изменения в федеральном законодательстве нацелены на снижение административной нагрузки на бизнес и замену карательных мер на профилактические. С этой целью подготовлен проект закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ», который называют «кодексом о проверках».
«Законопроект ориентирован на радикальное снижение избыточного вмешательства и административной нагрузки на бизнес, при одновременном повышении ответственности предпринимателей за свою деятельность и нацеленностью на профилактику инспекторов», - говорится в комментарии бизнес-омбудсмена.
По ее словам, законопроект устанавливает правовые механизмы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и детальное регулирование деятельности надзорных органов.
«Предлагается ограничить основания для внепланового контроля, заменить часть контрольно-надзорных мероприятий дистанционным контролем, урегулировать порядок досудебного обжалования результатов проверочных мероприятий», - пояснила Гнетова.
Предполагается, что по некоторым сферам бизнеса должны заработать системы страхования ответственности бизнеса и контроль саморегулиремых организаций за своими членами. Также расширится перечень надзорных мероприятий: помимо знакомых бизнесу проверок, контрольных закупок и рейдов инспекторам дадут право проводить выездные обследования без участия предпринимателей. Выявленные в ходе таких обследований нарушения, инспекторы будут фиксировать на фото- или видеокамеру.
Кроме того, ФНС готова упростить критерии для подключения компаний к новому режиму налогового контроля — налоговому онлайн-мониторингу, который избавляет бизнес о лишних проверок и отчетности.
Соответствующий законопроект поступил на рассмотрение в Минфин.
Об этом заявила замначальника управления камерального контроля ФНС Марина Крашенинникова на налоговом форуме в Торгово-промышленной палате.
Сейчас для перехода на налоговый мониторинг необходима «достаточно тяжелая длительная подготовка и очень большое число документов», отметила Крашенинникова, чьи слова цитирует РБК.
Налоговый мониторинг, как новый формат налогового контроля, действует с 2016 года и позволяет крупным компаниям избавиться от лишней отчетности. Бизнес добровольно открывает налоговым органам доступ к данным о своей финансово-хозяйственной деятельности, а те взамен не проводят выездные и камеральные проверки. В числе других преимуществ возможность спрашивать мотивированное мнение ФНС по сделкам и быстро согласовывать подходы к налогообложению. Если инспекторы заметят налоговые риски, а компания их устранит, ее не штрафуют (кроме случаев уголовных нарушений).
В настоящее время присоединиться к налоговому мониторингу могут крупные компании с оборотом от 3 млрд руб., активами на 3 млрд руб. и не менее 300 млн руб. уплаченных налогов за предыдущий год. Таких компаний в России — 1905, максимально готовы к переходу на новую систему, по данным ФНС, 36% из них (687).
Законопроектом предусматривается, что присоединиться могут компании с оборотом не менее 2 млрд руб., доходом — от 2 млрд руб., а суммой уплаченных налогов за предыдущий год — 200 млн руб. Кроме того, ФНС предлагает расширить перечень налогов для расчета за счет НДФЛ и страховых взносов.
После ослабления критериев круг потенциальных участников налогового мониторинга расширится до 3879 компаний.
Алексей УККОНЕ
Фото: Архив ИТАР-ТАСС/Виталий Белоусов
Комментарии