Пока чиновники обсуждают перспективы республиканской экономики, в карельских деревнях не купить даже гвоздей
Пока чиновники обсуждают перспективы республиканской экономики, в карельских деревнях не купить даже гвоздей
В правительстве Карелии сегодня обсуждают перспективы развития экономики республики на ближайшие несколько лет. Тяжелое положение нашего приграничного региона очевидно для всех, а его руководство явно не может найти тот "узелок", потянув за который, удалось бы вывести карельскую экономику на путь поступательного развития. Конечно, в нынешних бедах республики виноваты не только нынешние руководители, но и предшествующие. И не только республиканское руководство, но и федеральное тоже. Можно сказать, экономический кризис в республике продолжается более 20 лет, и кривая спада пока не меняется.
Приведу факт недавнего бытового эпизода, очень характеризующего нашу экономику. Я уже довольно долго не могу купить обыкновенных гвоздей – "сотку". Мне нужно починить в деревне крышу дровяного сарая. Без гвоздей никак. Но их нет, ни в деревне, ни в городе. Прошел в Петрозаводске несколько хозяйственных магазинов, однако нужных гвоздей так и не смог найти.
Помнится, раньше хорошие гвозди в Карелии делали на метизном заводе в Вяртсиля. Теперь это предприятие - владение "Мечела" - по видимому, ждет банкротство. Напомню, Вяртсильский завод перешел к нам от Финляндии в 1940 году, после советско-финской войны. Все это время завод работал, выпускал проволоку, гвозди, другие метизы. Неужели сегодня ему пришел конец? Не будет нужной продукции, не будет и работы местным жителям.
Или другая проблема деревенского жителя: не найти традиционной деревянной лодки для рыбалки. Вместо этого - пластиковые или металлические, но очень дорогие. А было время, когда Пряжинский промкомбинат дела хорошие деревянные лодки. Сам не одну купил. Теперь остались только воспоминания. Даже мастера в карельских деревнях не найдешь, чтобы сделать лодку на заказ.
Раньше Карелия славилась различными отраслями промышленного производства. В том же Петрозаводске - ОТЗ, станкостроительный завод, судостроительный завод "Авангард", швейная фабрика, слюдяная фабрика, даже свой радиозавод был. Но теперь другое время: слюда уже не нужна, радио заменили компьютеры. Традиционные сатиновые мужские трусы были бы весьма кстати, но швейной фабрики уже нет. В Карелии остались только воспоминания или названия от прежних предприятий, а новые почти не появляются.
Онежский тракторный завод еще выпускает какую-то лесозаготовительную технику, но производство это – штучное, не массовое. К тому же, продукция ОТЗ - совершенно не конкурент подобной западной технике, поэтому первая площадка завода превращается в туристскую зону, а вторая пустеет и разрушается.
Грустно смотреть на все это. Почему наша республика после распада СССР не смогла воссоздать производство современной лесной техники? Ведь тогда в 90-е необходимо было проявить энергию руководству завода и руководству республики. Не нужно было пытаться самим "изобретать велосипед", а нужно было договориться с финнами или шведами об организации сборочного производства зарубежной техники на площадках ОТЗ. В итоге былого завода больше нет.
Особенно обидно, когда сравниваешь Карелию с нашими соседями, Ленинградской областью, где открыты автосборочные заводы мировых гигантов – от "Форда" до "Тойоты", которые дают первоклассную, современную продукцию и обеспечивают работой тысячи людей. А мы, Карелия, имея самую протяженную границу с Европейским Союзом, прозябаем в нищете! Нет ни современного производства, ни стоящей продукции.
Возможно, кто-то возразит, что у наших соседей потому такие производственные успехи, что Ленинградская область и Санкт-Петербург имеют мощный административный ресурс в лице высших должностных лиц страны, и поэтому необходимые поступления из бюджета страны и зарубежные инвестиции в этот регион идут, как по маслу, а у нас в Карелии таких ресурсов нет, поэтому мы прозябаем. Да, фактор личности руководителя имеет большое значение. И, тем не менее, считаю, что Карелия себя искусственно принижает.
Мы - республика в составе России. Это высокий статус субъекта федерации, выше статуса Ленинградской области. Такой статус позволяет решать любые проблемы на федеральном уровне. Статьи Конституции четко закрепляют права республик и народов страны. Ведь может же руководство Татарии, Башкирии или Саха (Якутии) отстаивать интересы населения республик? Я уже не говорю о республиках Северного Кавказа. Кроме того, не следует забывать, что права карелов Карелии защищает исторический Тартуский мирный договор 1920 года, который и привел к созданию Республики Карелия, столетие которой готовимся торжественно отметить в 2020 году. К этому можно добавить и Договор между Россией и Финляндией 1992 года, где Россия взяла обязательства оказывать всестороннюю поддержку финнам и карелам на своей территории, то есть в Республике Карелия.
Сейчас на федеральном уровне разрабатывается программа развития Республики Крым. Создаются различные фонды, готовятся проекты поддержки крымской экономики. Но уместно спросить: а почему подобные программы не принять и в отношении Республики Карелия? Чем мы хуже Крыма? Россия поддерживает русских в Крыму. Тогда логично федеральному центру поддержать и коренное национальное меньшинство в Карелии.
Но пока мне приходится бегать по столице Карелии в поисках гвоздей, и я боюсь, что скоро буду вынужден бегать за спичками.
Анатолий Григорьев,
председатель "Карельского конгресса"
Комментарии