Один день с автоинспекторами.
Один день с автоинспекторами.
Наш корреспондент принял участие в традиционно акции МВД по Республике Карелия «Журналист меняет профессию» и несколько часов провел с экипажем ГИБДД. Погонь и задержаний на его долю не досталось, зато он воочию увидел обычную работу инспекторов и даже модернизацию полиции.
Развод – всему начало
К 9 часам я прибыл на улицу Ленинградскую, чтобы присутствовать на так называемом разводе. Здесь заступающим на смену экипажам ставятся задачи, распределяются зоны ответственности и маршруты патрулирования, доводится оперативная информация. Полицейские, склонив головы, записывали в блокноты ориентировки на угнанные и скрывшиеся с места ДТП машины, данные объявленных в розыск граждан и прочую, как здесь говорят, бытовуху – вроде списка похищенных вещей. Ничего секретного, но блокнот доставать я не стал – слишком уж выделялся своим гражданским видом среди людей в форме. Зато одним из первых узнал маршруты следования прибывшего в этот день в Петрозаводск Жириновского, которому по статусу положено сопровождение машинами ДПС. Визиты таких высоких гостей являются «литерным» мероприятием для всех правоохранительных органов. Между прочим, полицейским была поставлена задача: обеспечивая проезд кортежа Жириновского, ни в коем случае не перекрывать полностью движение, чтобы не создать пробок.
По окончании развода меня прикрепили к экипажу сержантов Алексея Кузина и Сергея Бажанова с наказом «рассказать журналисту все, что надо, а что не надо – не рассказывать». Подозреваю, бойцы получили на мой счет и дополнительный инструктаж, а то «мало ли что этот журналист напишет».
Приборы уменьшают споры
Нам предстояло в течение нескольких часов нести дежурство на Ключевском шоссе, вооружившись прибором дистанционной видеофиксации под мудреным названием «КРИС-П». Когда мои «экскурсоводы» загрузили его в машину, оказалось, что он занимает все заднее сиденье. Поэтому пришлось мне добираться к месту службы на маршрутке, а не в автомобиле с мигалкой, благо, пробок не было.
Когда я прибыл, сержанты уже установили видеокамеру перед пешеходным переходом, где стоит знак ограничения скорости, и подключили остальную аппаратуру. Естественно, первым делом про нее и спросил. Алексей и Сергей рассказали, что видеокамера фиксирует превышение скоростного режима и автоматически фотографирует машины-нарушители. Все данные моментально передаются на ноутбук экипажа и сохраняются в его памяти. Затем они оказываются в отделе фотовидеофиксации, откуда автовладельцам рассылаются квитанции с фото на память. На них отмечены дата, время, скорость и сумма штрафа.
– Если с инспектором водители почти всегда спорят, с компьютерной техникой спорить трудно, – говорят полицейские. – Да и с прежним ручным прибором мы просто не успевали зафиксировать все нарушения. Пока одного останавливаешь, десять промчатся. Поэтому новые приборы здорово облегчают нашу работу и экономят время на заполнение протоколов вручную.
Подтверждая их слова, только за пару минут на экране ноутбука высвечивается девять фотографий авто в красной рамке – это превысившие скорость. Водителей не смущают ни знак, ни пешеходный переход. Практически все несутся на большой скорости и начинают притормаживать, только когда заметят видеокамеру на треноге или машину ГИБДД.
– Даже одним своим присутствием у пешеходного перехода мы снижаем аварийность, – продолжают Сергей и Алексей.
– Нарушают скоростной режим практически все, но больше всего те, кто «гонится за рублем» – таксисты и водители маршруток. Еще одно распространенное нарушение – несоблюдение дорожных знаков. Этим, особенно в центре города, грешит большинство водителей. Последняя проблема связана и с тем, что город просто не рассчитан на такое количество автомобилей. Когда планировались и строились улицы, никто не мог представить, что в Петрозаводске будет около 80 тысяч машин. Не хватает ширины дорог, парковок, места во дворах. Городским властям нужно срочно принимать меры, иначе скоро город станет одной большой пробкой, не помогут ни знаки, ни светофоры, ни наша работа.
Следующий вопрос я задал с затаенной завистью, поскольку замерз:
– А форма-то у вас теплая? На улице ведь целыми днями работаете.
– Теплая. Снег выпадет – шапки наденем. Хотя первый снег для нас – всегда проблемы. Один водитель поменял резину на зимнюю, другой зимы не ждал – и въезжает на светофоре в первого. Опять будет «День жестянщика» и заторы на перекрестках. Оформление незначительного ДТП занимает около получаса. Если же машина сильно побита или есть пострадавшие – час-полтора. Необходимо сделать все замеры, зафиксировать повреждения и т.п. – куча бумажной работы. Недавно пришлось вызывать на аварию пожарных и скорую: автомобиль от столкновения опрокинулся и произошел разлив бензина. Пока ликвидировали последствия, много времени прошло.
Пьяных не меньше, грамотных больше
– Повлияло ли ужесточение наказания на количество пьяных за рулем?
– К сожалению, нет. Видимо, менталитет наших соотечественников такой. Каждую смену выявляем, и не по одному. В основном ночью, но и днем нетрезвые граждане попадаются, особенно после праздников. Кстати, с похмелья тоже опасно садиться за руль – реакция не та, да и ситуацию на дороге «после вчерашнего» водители оценивают плохо. Однажды наш экипаж остановил такси, водитель которого был не то что пьян, но находился под сильным воздействием наркотиков. А ведь он должен отвечать не только за себя, но и за безопасность пассажиров!
По статистике ГИБДД, только в Петрозаводске и Прионежском районе с начала года задержано 1117 водителей в состоянии алкогольного опьянения, еще 281 отказался пройти освидетельствование, что приравнивается к опьянению. Это уже больше, чем за весь 2010 год (Прим. автора).
– Вы каждый день общаетесь с водителями. Изменились ли они за последние годы и в какую сторону?
– Конечно, изменились. Разные люди попадаются, но почти все ведут себя корректно и адекватно. Больше культуры стало, редко кто «права качает». Повысилась грамотность водителей, практически все разбираются в законодательстве. Да и современная техника очень помогает, причем не только наша служебная. Буквально вчера остановили машину с сильно тонированными стеклами. Водитель со своего телефона зашел в Интернет, посмотрел правила, санкции за подобное нарушение и подписал протокол без споров. Вопрос решился за пару минут.
Вообще люди больше стали осознавать, что соблюдение правил и наша работа на дорогах – это в первую очередь их личная безопасность, а не самодурство людей в форме.
К слову, о технике. С помощью установленного в полицейской машине прибора, связанного с сервером, я проверил, не числится ли мой старенький телефон в базе украденных, а я в розыске. Мы оба оказались чисты. Также в считанные минуты можно проверить данные на автомобиль, подлинность водительского удостоверения и многое другое.
Когда я задал своим «напарникам» вопрос, в чем еще состоит их работа, кроме патрулирования, выездов на ДТП, дежурств в аварийно-опасных местах и тому подобного, то чуть не потратил на записи весь блокнот, а они все продолжали перечислять. Даже не стану приводить весь список, скажу лишь, что помимо «дорожной» части он включает в себя и все обязанности полицейских – от совместных рейдов с коллегами из других подразделений до раскрытия краж.
Итоги нашего совместного дежурства: только за первые полтора часа прибор видеофиксации зарегистрировал 80 нарушений скоростного режима. Превышение составляло от 13 до 32 км/час. Были выписаны протоколы об административном правонарушении водителю маршрутки (движение без включенного ближнего света) и водителю «Нивы», который не пропустил пешехода на переходе. Также инспектора помогли заблудившемуся автовладельцу проложить маршрут на Кондопогу.
Я отправился в редакцию «писать то, что надо», а сержанты Алексей Кузин и Сергей Бажанов со своей аппаратурой передислоцировались на другое место. До конца их 12-часовой смены оставалось еще 7 часов.
«МК» в Карелии».
Комментарии