Что такое «приоритет натурального возмещения над денежными выплатами»?
С момента вступления в силу поправок в федеральный закон об ОСАГО прошел почти месяц, а вопросов о так называемом «приоритете натурального возмещения над денежными выплатами» меньше не становится.
Напомним, отныне попавший в ДТП автомобиль в большинстве случаев будет отправлен на восстановительный ремонт, рассчитывать же на компенсацию рублями автовладельцы могут лишь в исключительных случаях.
Коренные изменения в системе «автогражданки» должны значительно облегчить жизнь страхователям, поскольку у тех исчезают заботы о поиске нужной станции качественного техобслуживания, дополнительных расходах и пр. В этом уверен главный экономист сводно-экономического отдела Национального банка Карелии Денис Фомин. О том, кто и как может получить деньги вместо ремонта и его условиях, гарантийных сроках и прочих требованиях к страховым компаниям специалист Нацбанка рассказал в интервью «Радио России-Карелия».
- Прежде всего, хотелось бы узнать историю вопроса. Чем были вызваны изменения в законе об ОСАГО?
- Основная цель закона – это улучшение качества клиентского сервиса при урегулировании убытков ОСАГО. Кроме того, Банк России рассчитывает, что введение приоритета ремонта будет способствовать повышению доступности этого вида страхований в проблемных регионах.
- Много регионов испытывали с этим проблемы?
- Наш регион – нет.
- С чем в целом проблемы были связаны?
- Различные аспекты, в том числе, «растяженность» региона – отсутствие инфраструктуры у станций техобслуживания в населенных пунктах…
- Тогда в чем же заключаются основные новации, которые вступили в силу чуть более месяца назад?
- Да, эти новации вступили в силу с 28 апреля 2017 года. Они касаются восстановления приоритета натурального возмещения над денежной выплатой. В случае ДТП после осмотра поврежденного транспортного средства и проведения независимой технической экспертизы страховая организация выдает потерпевшему направление на ремонт на выбранный сервис с последующей оплатой выполненного ремонта. Таким образом, «натуральное возмещение» - это организация путем направления и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства.
- Будут ли распространяться поправки в закон на тех, кто заключил договор до 28 апреля?
- Нет, не будут. Изменения законодательства касаются новых договоров, которые заключаются после 28 апреля 2017 года.
- Кто выбирает станцию техобслуживания?
- Выбирает, конечно же, клиент. На стадии заключения договора ОСАГО страхователь может ознакомиться с перечнем станций технического обслуживания, который ему предлагает страховая организация. Этот перечень должен быть размещен на сайте страховой организации и, конечно же, находиться в офисе. Тем самым, страхователь как бы «мониторит», какая станция технического обслуживания его устраивает, и, выбрав из этого перечня, соглашается с предложенным ему вариантом.
- А после заключения договора ОСАГО он имеет право изменить свое решение?
- Только по письменному согласию со страховой организацией. Если страховая организация в момент ДТП не сможет организовать ремонт на той станции, которую выбрал клиент, а, соответственно, клиент предложит свой вариант, тогда по письменному согласию между ними этот вопрос будет урегулирован.
- То есть, если я правильно понимаю, можно изменить решение только, если выбранная станция техобслуживания физически не сможет выполнить ремонт?
- Или не будет удовлетворять требованиям законодательства к станции техобслуживания.
- Какое-нибудь ООО «Рога и копыта» не сможет получить соответствующий сертификат и появиться в списке тех компаний, которые имеют право такой ремонт производить?
- Назову основные требования. Станция технического обслуживания должна соответствовать законодательно установленным требованиям к организации ремонта, среди которых выделяются сроки проведения ремонта, доступность для потерпевшего места проведения восстановительного ремонта, обязательное сохранение гарантийных обязательств для автомобилей не старше 2 лет (то есть, если ваш автомобиль новый, вы должны ремонтироваться только у дилера). Озвучу срок восстановительного ремонта – не более 30 рабочих дней.
- Что тогда понимается под географической доступностью станции техобслуживания? Где-нибудь в лесных дебрях она находиться не может?
- Здесь можно говорить о 50 километрах доступности - либо от места жительства страхователя, либо от места ДТП. Но, предположим, ДТП произошло в 150 километрах от какого-то населенного пункта: в этом случае если страховая организация организовывает транспортировку транспортного средства от места ДТП до места восстановительного ремонта и оплачивает эту транспортировку, то считается ,что она все делает в рамках закона.
- То есть, ДТП в глуши для страховой компании невыгодно…
- Не скажу про страховую компанию. Изменения в законодательстве нацелены все-таки на улучшение качества клиентского сервиса. Соответственно, у страхователя в случае ДТП нет головной боли.
- Как бы то ни было, остается ли возможность выбрать станцию техобслуживанию у самого страхователя?
- Да, конечно. Как я уже говорил, изменениями в законе предусмотрено, что на стадии заключения договора страхователь, придя в страховую организацию, знакомится с перечнем
станций техобслуживания, с которыми страховая организация заключила договор. Если это его не устраивает, он может предложить свою станцию техобслуживания.
- Из списка?
- Нет. Есть список станций техобслуживания, с которыми у страховой организации заключен договор. Предположим, их 10. Вас не устраивают эти 10 компании. Вы обслуживаетесь на совершенно другой, 11-й, станции и, соответственно, предлагаете страховой организации использовать в случае ДТП вашу СТО, и страховщик проверяет ее на соответствие нормам закона. Получив письменное согласие от страховой организации, вы подтверждаете, что в случае ДТП будете использовать 11-ю станцию, которая не входит в список страховой компании.
- Кстати, если страхователь не найдет списка станций на сайтах страховщиков. Каким образом ему тогда поступать, и грозит ли нарушителю какая-либо ответственность?
- Если страхователь не найдет списков на сайте страховой организации, у него есть полное право обратиться с заявлением или жалобой в Банк России, дабы проконтролировать соблюдение страхового законодательства страховщиком. По итогам разбирательства будет либо применены, либо нет соответствующие меры воздействия.
- Скажем, список есть, опубликован на сайте. Что должно в нем быть?
- Перечни должны содержать указание адреса места нахождения, марок и года выпуска транспортных средств, обслуживаемых станцией, примерных сроков проведения ремонта.
- Как и в какие сроки страховщиком производится оплата выполненных работ?
- Здесь могу предположить, что оплата работ будет производиться страховой организацией станции техобслуживания. Наверное, это будет происходить только в рамках заключенного между ними договора. Повторюсь: у страхователя в настоящее время нет никакой головной боли в настоящее время. Ему выдали направление на восстановительный ремонт, сделали ремонт, и он оценивает только качество ремонта. О стоимости оплаты он заботиться не должен: это вопросы взаимодействия страховой организации и станции техобслуживания.
При этом следует отметить, что за качество ремонта несет ответственность страховщик.
- Что делать пострадавшему, который недоволен ремонтом?
- На стадии окончания ремонта страхователь, принимая восстановленную после ДТП машину, смотрит, устранены ли все недостатки. Если его что-то не устраивает, то он должен отразить это в акте приема-передачи. Соответствующее заявление об устранении недостатков он подает в страховую организацию. Как я уже говорил, восстановительный ремонт должен быть завершен в течение 30 рабочих дней. Есть прямая заинтересованность – у станции техобслуживания в проведении качественного ремонта, у страховых организаций в контроле качественного ремонта и, конечно же, в получении клиентом надлежащей услуги.
- Страховая компания ищет своего эксперта, который будет проверять качество ремонта?
- Тут вступают договорные отношения между страховой организацией и станцией техобслуживания, где должны быть прописаны все нюансы взаимодействия. Они могут между собой экспертизы проводить, но, в любом случае, клиент всегда прав.
- Каким еще условиям, кроме временных рамок, должен по закону отвечать восстановительный ремонт?
- Ремонт должен соответствовать таким требования, как минимальный гарантийный срок на работы по восстановительному ремонту поврежденного транспортного средства (он составляет 6 месяцев, а на кузовные работы и работы, связанные с использованием лакокрасочных материалов, - 12 месяцев).
- Будет ли при восстановлении учитываться износ деталей поврежденного авто?
- В отличие от денежной выплаты, при осуществлении восстановительного ремонта износ деталей и агрегатов не учитывается, то есть владельцу не придется ничего доплачивать.
- Может ли станция техобслуживания использовать при ремонте бывшие в употреблении детали?
- Нет, не может. Важное изменение в законодательстве – это запрет на замену деталей с использованием запасными частями, бывшими в употреблении, но если иное не определено соглашением страховщика и автовладельца, например, когда речь идет об автомобиле, на который уже не выпускаются запасные части.
- Все-таки может страховая компания потребовать дополнительные деньги, мол, тут детальки не хватает?
- Нет, это исключено. Изменения в законодательство как раз направлены на то, чтобы улучшить качество клиентского сервиса.
- Кто считает размер ущерба?
- Независимая техническая экспертиза.
- Ее организовывает страховщик?
- Нет, страховая компания. Опять же, мы говорим о качестве клиентского сервиса: пострадавшего должно мало что беспокоить в этой ситуации.
- Предусмотрена ли какая-либо ответственность за некачественно выполненный ремонт?
- Да, меры ответственности для страховой организации прописаны в виде неустоек, в том числе, за нарушение сроков направления на ремонт, которые определены правилами ОСАГО (с момента организации ремонта поврежденного транспортного средства - не более 5 рабочих дней с момента поступления заявления о страховой выплате или о прямом возмещении убытков). Добавлю: после осмотра поврежденного транспортного средства и проведения независимой экспертизы, будет выдано направление на ремонт, и с этого момента пойдет упомянутый срок в 30 дней.
- Кстати, внесенные поправки количество документов, которые нужно собрать страхователю, не увеличили?
- Нет. Тут речь идет только о замене денежной выплаты натуральным возмещением, то есть организацией восстановительного ремонта.
- В каких случаях все-таки можно получить деньги, а не ремонт? В существующем законодательстве «лазейки» оставлены?
- Да, установлены случаи, когда после аварии можно получить возмещение деньгами. Среди таких исключений – полная гибель транспортного средства, превышение размера ущерба и установленного законом лимита страховой суммы в 400 тысяч рублей, наличие у потерпевшего тяжких жизненных обстоятельств, выражающихся в причинении тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в результате ДТП. Кроме того – наличие инвалидности или смерть потерпевшего.
- Под тяжкими обстоятельствами имеется в виду только вред здоровью?
- Да, это напрямую прописано в законе.
- А могут автовладельцы, имеющие инвалидность, рассчитывать на деньги?
- Предложу смотреть ответ на предыдущий вопрос.
- В качестве резюме: какова пошаговая процедура? С чего начинать автовладельцу, если он попал в ДТП?
- Давайте восстановим хронологию нашей беседы и коснемся основных моментов. Натуральное возмещение коснется тех договоров, которые заключены после 28 апреля 2017 года. В исключительных случаях вместо натурального возмещения останется денежная выплата. Требования к восстановительному ремонту, к станциям технического обслуживания закреплены законодательно. Советую обратиться к сайту Банка России, в раздел «Информация об ОСАГО», где есть пошаговая инструкция.
- Но ведь не у всех есть Интернет…
- Если вы попали в ДТП, связывайтесь со своей страховой компанией, которая вам организует восстановительный ремонт. У вас исчезла головная боль – поиск станции техобслуживания, оплаты дополнительных запасных частей, не вошедших в соглашение со страховой компанией и станцией техобслуживания.
- Кому можно пожаловаться на нарушения при натуральном возмещении ОСАГО?
- Если речь идет о восстановительном ремонте, то, отразив недостатки в акте приема-передачи, нужно написать заявление в страховую компанию. Если же недостатки касаются не ремонта, а в целом действий страховой компании, то я рекомендую в случае возникновения вопросов подать письменное обращение в Центральный банк РФ. Сделать это можно либо на официальном интернет-сайте через «Электронную приемную», либо по электронной почте.
Комментарии