И.о. министра экономического развития Карелии Евгений Жирнель рассказал, что думает молодое поколение экономистов о будушем республики.
И.о. министра экономического развития Карелии Евгений Жирнель рассказал, что думает молодое поколение экономистов о будушем республики.
Назначение и.о. министра экономического развития Карелии Евгения Жирнеля стало нежиданностью не только для сотрудников ведомства, но, вероятно, и для него самого. Он пришел в министерство на пост первого зама Олега Арминена осенью прошлого года и вряд ли предполагал, что его шеф уже через несколько месяцев покинет свой пост, чтобы занять должность гендиректора «Кареллеспрома». Сможет ли Жирнель, за плечами которого лишь опыт работы в Карельском научном центре и кандидатская диссертация, избавиться от приставки «и.о.», пока не известно. Решение будет принимать новый руководитель Карелии Артур Парфенчиков и его зам по стратегическому развитию Александр Чепик. А пока есть смысл приглядется к 36-летнему главе Минэкономразвития и его взглядам на настоящее и будущее карельской экономики. Представление об этом отчасти дает последняя коллегия министерства, где обсуждались итоги работы ведомства за 2016 год.
На ней Евгений Жирнель высказал свою позицию по ключевым проблемам карельской экономики.
Нерешенные проблемы 2016 года
После положенного на таких заседаниях отчета о достижениях, и.о. министра назвал главные, на его взгляд, нерешенные проблемы 2016 года.
«В каждом из направлений, за которые мы сегодня отчитываемся, есть задачи, которые были выполнены и задачи, которые были не выполнены. То есть в каждом направлении что-то не получилось», - сказал и.о. министра.
По его мнению, одна из нерешенных проблем 2016 года – выполнение мероприятий, запланированных в рамках федеральной целевой программы подготовки к 100-летию Карелии.
«У нас есть понимание, что сегодня не реализуется в том виде, в котором предполагалось, федеральная целевая программа развития республики Карелия. В том числе, и в части серьезного сокращения ее финансирования», - сказал Жирнель.
Также он отметил серьезное ухудшение позиций Карелии в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ. По словам руководителя министерства, в течение года были приняты меры по улучшению показателей республики, но они станут заметны только в 2017 году.
По словам Жирнеля, не удалось полностью реализовать планы, связанные со строительством промышленного парка и привлечением резидентов на территорию опережающего экономического развития в Надвоицах.
«Для нас это сегодня проблемный момент и достаточно серьезная, ответственная задача, которую мы сегодня решаем», - сказал руководитель ведомства.
Ранее руководство Карелии заявляло, что промпарк откроется в декабре прошлого года. Однако, график строительства инфраструктуры, например, подъездных путей оказался сорван. Вице-премьер правительства республики Юрий Савельев объяснил это недочетами в проектной документации и сообщил, что открытие промпарка перенесено на 2 квартал 2017 года.
На заседании коллегии министерства экономического развития руководитель ведомства заверил, что все работы «находятся на завершающей стадии».
«Когда климатические условия позволят завершить строительные работы, парк будет введен в эксплуатацию», - сказал Жирнель.
Также он отметил проблемы в реализации проектов в моногородах, сфере поддержки малого и среднего предпринимательства, организации работы многофункциональных центров по предоставлению госуслуг.
«Это наши проблемы, но это и наш потенциал для решения задач в 2017 году», - добавил и.о. министра.
Резкое сокращение числа ИП и средних предприятий
Новый глава Минэка много говорил о поддержке малого и среднего предпринимательства. По мнению Жирнеля, министерство не в полной мере реализовало свои возможности в этом направлении.
Количество субъектов малого и среднего бизнеса в Карелии в 2016 году превысило 26,2 тысячи – это почти на 2 тысячи больше, чем в 2015 году. Однако, при общем росте количества предпринимателей сокращается число средних предприятий.
Количество субъектов среднего предпринимательства в Карелии в 2016 году сократилось до 34 единицы – это почти в 3 раза меньше, чем в 2015 году.
Значительно уменьшилось и число индивидуальных предпринимателей – на 16,7%. В 2015 году в Карелии насчитывалось 14,9 тыс. ИП, а в 2016 году осталось 12,8 тыс.
Количество малых предприятий сократилось с 1079 до 969.
При этом резко выросло количество микропредприятий – с 8,1 тыс. в 2015 году до 12,3 тыс. в 2016 году.
«Мы понимаем, что есть тревожная тенденция по сокращению средних предприятий и видим на сегодня, что бизнес преимущественно концентрируется на уровне микропредприятий», - сообщил и.о. министра.
Отвечая на вопрос, как усилить поддержку МСП, Жирнель напомнил о том проекте, который уже неоднократно презентовал в различных аудиториях. Минэкономразвития планирует во втором полугодии открыть микрофинансовую организацию с государственным участием для кредитования предпринимателей. Ожидается, что они смогут получать кредиты под 10% годовых. Кроме того, планируется пересмотреть принципы работы Бизнес-инкубатора, чтобы он из банального офисного центра превратился в реальный инструмент помощи предпринимателям.
Как выполняется план по борьбе с бюрократией?
В докладах о поддержке бизнеса никогда не обходится без отчета о «снижении бюрократических барьеров».
На коллегии были обнародованы промежуточные итоги, как органы власти выполняют указ президента РФ от 7 мая 2012 года. В этом документе для регионов России установлены целевые показатели, которых они должны достичь в области организации взаимодействия власти, населения и бизнеса.
Один показатель касается бюрократической волокиты при обращении предпринимателей в органы власти. Согласно указу, для получения одной услуги предпринимателю должно быть достаточно обратиться к чиновникам, в среднем, два раза. Такого показателя в Карелии должны были достичь в 2014 году. В Минэке республики подсчитали, что в 2015 году предпринимателям было достаточно один раз обратиться за услугой, чтобы ее получить, а в 2016 году этот показатель вырос до 1,31.
Удовлетворенность граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг к 2018 году, согласно указу, должна достичь 90%. Судя по отчету Минэка Карелии, в республике этот показатель уже перевыполнен - в 2016 году он превысил 93%.
Среди других целевых показателей числится среднее время ожидания граждан в очереди при обращении в органы власти. Согласно указу, в 2014 году это время должно было сократиться до 15 минут. В Карелии в 2015 и 2016 годах этот показатель составил всего 11 минут, сказано в отчете министерства.
Новые «локомотивы» карельской экономики
Еще один ключевой посыл нового руководителя министерства связан с тем, на какие сектора карельской экономики следует делать ставку в ближайшем будущем. Продолжит ли Карелия «стоять на деревянных ногах» или теперь у нее вырастут нанокрылья?
Жирнель считает, что традиционные градообразующие предприятия перестают быть «локомотивами» карельской экономики, и это объективный процес - на смену им придут новые лидеры.
«Для ряда предприятий в силу, в том числе, рыночных факторов существуют серьезные ограничения временные. Мы понимаем, что даже сегодняшняя государственная поддержка ряда предприятий, она решает проблемы только в текущем режиме, но не создает стратегический потенциал, для того чтобы в дальнейшем эти предприятия также были основой экономики региона. Есть понимание того, что вот эти локомотивы, лидеры карельской экономики они меняются. Процесс начался не сегодня и не вчера, и он будет продолжаться», - сказал Жирнель
По его словам, власти Карелии будут продолжать оказывать поддержку традиционным градообразующим предприятиям, так как от них зависит социальная и коммунальная сферы населенных пунктов.
«Государственная поддержка, решение пробем и поиск вариантов, в том числе по перепрофилированию, модернизации производства, как например, сегодня это происходит на Сегежском ЦБК», - сказал и.о. министра.
Он также назвал направления экономической деятельности, которые считает «стратегическими» для карельской экономики и нуждающимися в государственной поддержке.
«Другая группа предприятий, которые можно отнести к стратегическим, это точечные проекты. Они как точки роста появляются в самых разных отраслях, иногда даже самых неожиданных с точки зрения объективных предпосылок. И это тоже адресная работа по каким-то небольшим проектам - небольшим с точки зрения объема инвестиций, вклада в экономику и занятости, таким, например, как завод по производству пожарной техники ЭФЭР. Есть у нас и ряд других предприятий, которые уникальны и могут быть перспективны в рамках дальнейшей стратегии развития республики», - пояснил Жирнель.
Третьим стратегическим «локомотивом» экономики он назвал малый и средний бизнес.
«Сегодня это очень большой пласт занятых в экономике. Не всегда это заметно с точки зрения налоговых поступлений или ВРП (валового регионального продукта – прим. ред.), но по отношению к этому сектору стоят специфичные задачи – создавать условия, что бы в малом бизнесе было выгодно работать по-честному, вести легальный бизнес», - считает и.о. министра.
По его словам, правительство считает важными все три сектора и будет оказывать им господдержку.
Создание новых рабочих мест будет приводить к закрытию старых
Появление новых производств в Карелии не обязательно приведет к серьезному росту количества рабочих мест – это необходимо учитывать при разработке стратегии развития экономики региона, считает Жирнель.
«В ряде отраслей создание рабочих мест предполагает закрытие рабочих мест. Мы говорим здесь прежде всего о высокопроизводительных рабочих местах», - сказал Жирнель.
Он пояснил свою мысль на примере программы развития моногородов, согласно которой в Карелии должно быть создано 3 тыс. рабочих мест в 2017 году. Такой показатель был «спущен» правительству республики Фондом развития моногородов. Минэк считает эту цифру завышенной и не отвечающей реальной ситуации в экономике.
«Мы понимаем, что даже если крупное предприятие появится, то, вполне возможно, это приведет к необходимости привлечения трудовых ресурсов из-за пределов республики из-за отстутствия кадров. Человек может быть другой квалификации, другого возраста и даже иногда психологически не готов осваивать новую профессию. Поэтому даже создание нового производства не обязательно означает занятость местных кадров», - пояснил и.о. министра.
По его мнению, министерство должно ставить целью не создание как можно большего количества рабочих мест, а появление высокотехнологичных производств.
«Мы заинтересованы не просто создавать рабочие места, а создавать в тех сферах, где создается более высокая добавленная стоимость, где выше производительность труда, выше оплата труда работников. Для примера, достаточно высокую занятость у нас обеспечивает развитие торговли, в том время как реализация современного промышленного проекта может давать всего лишь несколько десятков рабочих мест. Но с точки зрения приоритетов развития республики мы понимаем, что более высокая добавленная стоимость здесь», - добавил Жирнель.
Зачем нужно министерство экономического развития?
К отчету и.о. министра, который лишь месяц отработал на этом посту, участники заседания коллегии, в целом, отнеслись благосклонно, лишь немного покритиковав за слишком наукообразный стиль и чрезмерный объем текста.
В итоге решили оставить полную версию для специалистов и краткую – «для народа».
«Чтобы люди понимали, чем занимается министерство экономического развития, - резюмировал председатель КарНЦ РАН Александр Титов, - Потому что, чем занимаются какие-то другие профильные министерства гораздо понятнее. Иногда люди задают вопрос, что было бы и прекратилось бы в жизни республики, если бы этого или того конкретного министерства просто не было в структуре правительства. И, порой ответить не так уж легко».
От ответа на этот вопрос, вероятно, будет зависеть, сможет ли Евгений Жирнель избавиться от приставки «и.о.» и продолжить свою стремительную карьеру.
Алексей УККОНЕ
Комментарии