Подземная церковь в центре Петрозаводска может стать новым туристическим брендом
Подземная церковь в центре Петрозаводска может стать новым туристическим брендом.
В самом сердце карельской столицы, под площадью Кирова до сих пор закопан туристический потенциал города – подземная церковь, молитвенные катакомбы Свято-Духовского собора, для многих жителей города остающиеся мифом, существуют на самом деле. Больше того, как уверяет протоиерей Константин Савандер, вернуть храмовое подземелье городу можно и даже нужно.
Борщ вместо ладана
Подземная церковь, с идеей возрождения которой отец Константин уже обращался к петрозаводским властям, – не что иное, как цокольный этаж знаменитого собора Святого духа, располагавшегося на Соборной площади. Возведение дома божьего, который стал уменьшенной копией московского храма Христа Спасителя – с пятью куполами, несколькими колокольнями, началось в 1860 году. Примечательно, что в начале работ строители наткнулись на захоронение останков первых жителей Петрозаводска.
«Котлован копали жители Петрозаводска, добровольцы. Работы шли очень тяжело, ведь объемы были достаточно большие – 50 на 50 метров, более трех метров в глубину, – рассказал отец Константин. – После метра песчаного грунта обнаружились огромных размеров валуны, некоторые из них достигали шести тонн веса. Из этих камней и были составлены стены подвала. Вряд ли такие многотонные камни мог сломать взрыв».В течение 16 лет в пещерной церкви во имя Преподобных Олонецких чудотворцев, с простым деревянным убранством крестили и венчали, отпевали и поминали, встречали праздники. «Здесь сконцентрировалась духовная жизнь Петрозаводска», – объяснил отец Константин.
И даже после того, как в 1872 году строительство храма было завершено и службы проходили уже в верхнем храме, молитвенные катакомбы продолжали исполнять роль «зимней» церкви. Однако позже в подвале разместили калориферы для отопления верхнего помещения, и находиться под землей стало невозможно из-за духоты.
Храм Святого Духа простоял на площади до 1936 года. Правда, уже в начале тридцатых его стали использовать совсем не по назначению. В 1930-м по решению Петрозаводского горсовета дом божий передали на нужды общественности. Сначала в соборе хотели оборудовать кинотеатр, но позже власти решили, что столовая городу нужнее. Так в одном из самых больших культовых строений карельской столицы стали кормить рабочих типографии Анохина и лыжной фабрики, Лососинского завода, дорстроя и других организаций. Вместо ладана запахло борщом, а «на хорах» разместилась библиотека.
В 1936 году храм был взорван, похоронив под собой и подземную часть – молитвенные катакомбы.
Тут копать, а тут – не копать
О том, как эти катакомбы выглядели, сейчас мало что известно. Отец Константин предполагает, что потолки в них были логично невысокими, а стены были сложены из валунов, а низкие своды из красного кирпича. Известна и примерная площадь подвала – около 1500 квадратных метров, и вероятная высота потолков – около трех метров.Кроме того, есть сведения о том, что в подземной церкви, вход в которую располагался в самом кафедральном соборе, было около десятка усыпальниц, в которых покоился прах иерархов города. Среди прочих икон – образ Христа Спасителя, пожертвованный князьями Сергием и Павлом.
После того, как в помещение внесли огромных размеров чугунный калорифер, все значимые предметы обстановки перенесли наверх, а пещерную церковь закрыли официально.
На старых планах Соборной площади указаны три духовно значимых строения – Свято-Духовский, Воскресенский и Петропавловский соборы и часовня святого Фаддея, остатки фундамента которой обнаружены в 2006 году, во время ремонта театральной канализации (и тут же зарыты обратно). Свято-Духовский собор расположен примерно между памятником Кирову и театром. Существует также версия, что собор находится непосредственно под статуей партийного деятеля.
Некоторое время назад отец Константин, настаивающий на необходимости восстановления кафедрального собора в любой возможной форме, выступал перед членами городской комиссии по историко-культурному наследию с предложением провести на месте возможного расположения храма археологическое шунтирование. Однако археологи и члены комиссии «добро» не дали.
Искупление и привлечение
«С точки зрения строительства, восстановить молитвенные катакомбы можно, – утверждает отец Константин, окончивший стройфак ПетрГУ. – Это наглядно подтверждает возведенный недавно в Петрозаводске торговый подземный центр. Строители зарылись в землю на десять метров! Здесь же глубина гораздо меньше».
Сносить памятник Кирову и снимать асфальт со всей площади Константин Савандер не предлагает. «Строительство должно вестись очень быстро, буквально за несколько месяцев. Строительную площадку необходимо будет обнести забором, чтобы стройка не «расползалась» по всей площади. Убирать куда-то памятник или тревожить театр? Об этом речи не идет. Площадь почти не изменит свой вид, Опознавательными знаками храма могли бы стать низкие стеклянные купола, а вход в церковь можно сделать за памятником».
На вопрос о том, откуда взять деньги на работы, инициатор восстановления катакомб уверенно отвечает, что средства следует изыскивать тем же путем, каким шли наши предки, строившие Свято-Духовский собор в позапрошлом веке. «Если создать фонд, люди будут давать деньги, – объясняет он. – Лет за пять наберем необходимую для проведения работ сумму».
При этом Константин Савандер говорит о том, что деньги не пропадут бесследно в случае успешного завершения работ. «Недавно губернатор Карелии выступал перед Путиным и говорил о том, что туризм должен занять значимое место на пути дальнейшего развития республики. Давайте подумаем – что еще в Петрозаводске, столичном городе Карелии, можно посмотреть туристу, что по-настоящему удивит? Пещерные церкви, или молитвенные катакомбы ранних христиан, знамениты во всем мире. Все знают Киевские пещеры, например. Для Карелии это будет такой туристический бренд, к которому потянутся туристы в огромных количествах. Деньги окупятся достаточно быстро», – убеждает священнослужитель.
Как подчеркивает отец Константин, речь идет не только о паломниках, которые будут приезжать в Петрозаводск, чтобы поклониться очередной новообретенной святыне Севера, но и о светских туристах, для которых старая церковь под землей могла бы стать очень интересной.
Разумеется помимо сугубо практической цели пополнения городской казны восстановление подземной церкви преследует и другие цели. «В 1936 году храм был разрушен. И грех этот до сих пор на нас. Грех перед Богом, грех перед теми, кто этот храм возводил. За народным грехом должно последовать народное же искупление, – пояснил священнослужитель. – Имена тех людей, которые будут заниматься восстановлением подземной церкви, останутся в веках».
Пока не проведено дополнительное геосканирование, Константин Савандер, наученный горьким опытом общения со скептически настроенными чиновниками, не спешит предлагать восстанавливать церковь снова. Однако он уверен, что придет время – и Петрозаводск получит и прощение перед прошлым, и новые туристические потоки.
«Про нас говорят, что мы – фанатики, требующие снести театр, памятник, возвести собор снова. Это не так. Мы выступаем за возрождение и обретение того, что было утрачено. Мы не за разрушение, а за созидание. При обилии аргументов «за» мы не видим ни одного аргумента «против». А с косностью мышления надо бороться».
Маргарита ИВАНОВА,
По материалам «МК» в Карелии»
Комментарии