12:00, 18 Сентября 2017
К чему привела оптимизация карельского образования?

Чиновники считают кадровые потери и срочно ищут деньги на повышение зарплат педагогам.

Чиновники считают кадровые потери и срочно ищут деньги на повышение зарплат педагогам.

 

Первое после летних каникул заседание комитета по образованию, культуре, спорту и молодежной политике в парламенте Карелии оказалось не по-осеннему жарким. Минобразования республики волей-неволей пришлось коснуться крайне чувствительной для себя темы - «оптимизационных мероприятий» в отрасли.  Цифры не утешительные. К примеру, реорганизация учреждений и комплекс прочих реорганизационных мер привели к тому, что карельское образование за год фактически лишилось тысячи с лишним работников. Средние зарплаты учителей по итогам первого полугодия 2017 года превысили средние зарплаты по республике разве что за счет выплат летних отпускных и на фоне дополнительной нагрузки на педагогов. А зарплаты работников учреждений дошкольного и дополнительного образования не дотягивают до целевых показателей.

Что происходит с зарплатами?

О том, как в Карелии исполняются «майские» указы президента РФ от 2012 года, депутатам рассказала первый заместитель министра образования Татьяна Васильева.

По ее словам, министерство отвечает за исполнение 8 «указных» показателей, 4 из которых касаются уровня заработной платы в отрасли и 4 – «эффективности деятельности системы образования».

С эффективностью, судя по словам Васильевой, в  республике все в порядке. Уже к началу 2017 года доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет составила 100 процентов, что и требовалось по «майскому» указу №599. Теперь же наша задача - «не снизить темпы» и эту доступность «удержать».

По итогам января-июня этого года Карелия справилась и с необходимостью увеличения доли занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку. На сегодняшний день этот показатель составляет 45,8% при плановом значении в 40%.

Также удалось справиться с «целевой» долей детей в возрасте от 5 до 18 лет, которые обучаются по дополнительным образовательным программам (78% при плановом показателе в 75%). Правда, выйти в плюс, как призналась Васильева, помогает методика подсчета самих детей.

- Достижению этого показателя во многом способствует реализация программ дополнительного образования на базе общеобразовательных организаций, а также методика подсчета детей, - пояснила замминистра. - Ребенок в методике учитывается не один раз, а столько раз, сколько программ дополнительного образования он посещает. Мы всегда эту оговорку делаем, когда говорим о том, что система дополнительного образования нуждается в дальнейшем пристальном внимании и поддержке.

Наконец, выполнен четвертый показатель эффективности - обеспечение доступности профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями. Дли их обучения в республике официально «приспособлено» 22,2% учреждений профобразования.

На этом поводы для оптимизма заканчиваются: из 4 «зарплатных» показателей по президентским указам выполнена половина, да и та с большими оговорками.

По «майским» указам уровень  средней зарплаты педагогических работников образовательных учреждений общего образования, педагогических и прочих работников дошкольных образовательных учреждений, а также преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования должны быть доведены до уровня средней зарплаты в регионе.

- Здесь у нас не такая, может быть, радужная статистика, - призналась замминистра. - По двум категориям по итогам первого полугодия мы показатели выполняем. Это средняя заработная плата работников общеобразовательных учреждений, здесь при целевом показателе в 100% мы достигаем уровня в 113,8%. Мы также хорошо понимаем, что этот показатель по итогам первого полугодия выполняем с учетом отпускных, которые получали педагогические работники. Также достигнуто выполнение показателя по средней заработной плате преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений профессионального образования. Плановое значение показателя – 95%, достигнуто 106,9%. Здесь во многом выполнению способствует внутреннее совместительство преподавателей, мастеров производственного обучения учреждений профессионального образования и отпускной период.

Судя по всему, по итогам этого года упомянутые пункты легко могут потерять статус «выполненных», но еще двум категориям работникам от этого не легче. Как отметила Васильева, по итогам первого полугодия выполнение показателя по работникам дошкольных образовательных организаций составило 87,4% (при плане в 100%), а по педагогическим работникам учреждений дополнительного образования – 92,5% (при плане в 95%).

Ресурсы оптимизации исчерпаны

Дополнительную тревогу вызывает ближайшее и расплывчатое будущее. По словам Васильевой, на дальнейшее повышение зарплат «указным» категориям у республики закончились деньги, не помогут даже дополнительные 135 миллионов рублей, которые нашлись в региональном бюджете летом это года.

- Мы достаточно хорошо сегодня понимаем, что многие мероприятия, которые были проведены внутри образовательных организаций по возможному повышению уровня заработной платы, уже выполнены, - сообщила замминистра. - Наверное, внутри сети мы уже не можем найти таких значимых ресурсов для достижения показателей. Эта информация неоднократно представлялась нами на заседании рабочей группы по контролю за исполнением указов президента в правительстве республики. Думаю, что мы были все-таки услышаны, и в законе о бюджете на 2017 и плановый период 2018-2019 годов по системе образования дополнительно предусмотрены средства в размере 135 миллионов рублей как раз на доведение уровня средней заработной платы педагогических работников. Вместе с тем мы все-таки отмечаем, что, по нашей оценке, этих средств будет недостаточно. Будет оставаться дефицит финансирования для достижения выполнения указов президента в полном объеме.

Сколько же денег в целом требуется на эти цели? По словам депутата Эмилии Слабуновой, в справке, предоставленной депутатам министерством образования дополнительная потребность оценена в сумму 214,9 млн. рублей.

- Работники будут получать установленную заработную плату в соответствии с штатными расписании и нагрузкой, - пояснила Васильева. - Цифра, распределенная по году, даст именно такие результаты с учетом дополнительно выделенных 135 миллионов. Мы сейчас ведем дополнительную работу и по внутренним, и по внешним источникам. Если будут найдены 215 миллионов рублей, то будет полное выполнение показателей.

Председатель комитета Галина Гореликова, например, поинтересовалась, почему средства, высвобожденные в связи с оптимизационными мероприятиями, в полном объеме не направляются на повышение зарплат наперекор требованиям президентских указов. Так, по ее данным, за прошлый год работникам досталось только 28,2 из 44,7 высвобожденных миллиона рублей.

- Речь идет о сумме средств, которая высвободилась по всем оптимизационным направлениям, - парировала Васильева. - Например, передача зданий в другую собственность, то, что платилось за коммунальные услуги за эти здания, не «садится» в заработную плату, потому что это иные статьи расходов. Поэтому там такие расхождения. На сегодняшний день, планируя все мероприятия по оптимизации, мы все-таки рекомендуем все средства направлять на повышение заработной платы.

Другое дело, что не все муниципалитеты к таким рекомендациям прислушиваются, а у Минобразования есть только один способ воздействия на местные власти - заключение соответствующих соглашений при передаче субсидий и субвенций, где можно определить какие-либо конкретные показатели.

- Мы это делаем, но и сильных штрафных санкций для органов местного самоуправления по невыполнению тоже нет, - резюмировала Васильева.

Сокращения «путем присоединения»

Тем временем, планы по оптимизации потихоньку претворяются в жизнь. В этом году запланирована и, как отметила Васильева, уже должна была завершиться реорганизация 6 муниципальных образовательных организаций. В основном, она коснулась объединения учреждений дополнительного и дошкольного образования.

В Беломорском районе реформы настигли станцию туризма и краеведения, в Кондопожском районе – Дом творчества детей и юношества, который присоединился к Детской школе искусств. Кроме того, в Олонецком районе были объединены детсады №№32 и 13, а также №№27 и 29 (Олонец). Наконец, реорганизация «в форме присоединения» произошла в детском саду поселка Ладва-Ветка Прионежского района (объединен с Ладвинской общеобразовательной школой №7) и в школе поселка Колово Пудожского района (присоединена к школе поселка Подпорожье).

Как же сказывается оптимизация образования в Карелии на численности работников? Депутат Эмилия Слабунова попробовала выяснить, на сколько процентов уменьшилось их количество.

- У вас указано, что по итогам проводимых в 2016 году оптимизационных мероприятий количество педагогических работников сократилось на 1200 человек при росте обучающихся на 1564 человека, или на 2,3 процента, - привела цифры депутат. - В очень крупной школе - 110 педагогических работников, то есть потеря педагогического состава – 10 школ.

- Здесь учтены и дошкольное, и дополнительное, и общее образование: не только по учителям, а в целом по работникам, - ответила замминистра образования. - Это связано с укрупнением классов, с теми процедурами, которые идут по реорганизации учреждений. Если у нас был небольшой класс, и эти дети переведены на подвоз, то, естественно, они садятся в общий класс.

По словам Васильевой, работники образования на произвол судьбы не брошены.

- При реорганизационных процедурах учитывается возраст педагогических работников, у нас достаточно большое их количество уже закончило бы свою профессиональную деятельность, но в связи с отсутствием кадров в ряде муниципальных районов они ее продолжают, - пояснила руководитель, - Часть этих работников переведена на иные должности, на иную педагогическую нагрузку. Это не значит, что они совсем прекратили свою деятельность, часть из них трудоустроена в иных образовательных организациях. Часть, кстати, переехала в Петрозаводск.

По мнению замминистра, говорить о том, что 1200 педагогов остались без работы, некорректно, поскольку многие «нашли другую занятость».

- Условно говоря, на 1500 единиц сократились штатные расписания, - пояснила Васильева. - На 1500 единиц приходились 1200 работников, но эти 1200 работников во многом нашли себе другую занятость, в том числе в системе образования.

Замминистра пообещала включить в мониторинг трудоустройство высвобождающихся работников и посмотреть, «что на самом деле произошло».

Для полноты картины несколько свежих цифр: по данным Карелиястата, за 2 квартал этого года образование в Карелии недосчиталось 624 работников. В отрасль пришли 893, а убыли 1517 человек (из них 1094 – по собственному желанию, 166 – по соглашению сторон, 36 – в связи с сокращением численности, 221 – по другим причинам).

По словам Васильевой, правительством Карелии «проводит работу» на федеральном уровне и ищет резервные источники финансирования.

 - Система образования за три последних года провела значительные мероприятия для поиска внутренних источников, - уточнила Васильева. - По нашей оценке, они практически исчерпаны, это связано с рядом экономических целевых показателей, в частности, количеством обучающихся, которые приходятся на одного педагога. Когда мы  представляем данные, то говорим о том, что у нас все оптимально в соответствии действующими рекомендациями и методиками. За счет внутренних ресурсов - больше нет возможностей.

Депутаты пообещали «держать вопрос на контроле». Вероятнее всего, они направят соответствующее обращение в Минфин и правительство РФ: раз деньги закончились, могут закончиться и работники.

Виктор КОРНИЛОВ

 

Комментарии

Гость
Сегодня, 26 декабря 2024

Актуальные темы

28.07.2021, 14:24
Социальная помощь может быть успешным бизнесом.
28.07.2021, 11:00
Средняя стоимость жилья на вторичном рынке в Карелии во втором квартале выросла до 59375 рублей за кв. метр – это выше цен на новые квартиры.
28.07.2021, 10:00
Отделение Пенсионного фонда РФ по Карелии подготовило разъяснения о праве граждан предпенсионного возраста, потерявших работу, досрочно выходить на пенсию.