Вряд ли чиновники не знают о принципиальной разнице между участниками долевого строительства и ипотечными должниками. Но почему созданная в правительстве Карелии рабоча группа намерена защищать права только дольщиков?
В правительстве Карелии образована рабочая группа «по вопросам защиты прав участников долевого строительства многоквартирных домов на территории Республики Карелия». Казалось бы, это вполне заурядный документ, десятки которых еженедельно генерируются в ходе рутинной деятельности государственной управленческой машины. Однако наше внимание на данном распоряжении остановилось не случайно.
Как известно, на протяжении последнего года в медийно-общественном пространстве обозначилась проблема, связанная с резким увеличением объёма просроченной задолженности по займам, которые получали жители Петрозаводска на приобретение жилья у фирмы «Сана». Мы преднамеренно избегаем использования термина «дольщики», поскольку практически все горожане, столкнувшиеся с реальным риском выселения, не являются таковыми в том смысле, что не заключали договоры долевого участия в строительстве, а согласие по способам привлечения/возврата денежных средств выражали не через соглашения с банками. Вполне возможно, в качестве рабочего подошло бы определение «ипотечные должники», хотя и его, конечно, стоит использовать в чётко определённом правовом смысле.
Вряд ли чиновники карельского правительства, готовившие распоряжение, не знают о принципиальной разнице между двумя группами – участниками долевого строительства и ипотечными должниками. Тем не менее, правительственный документ образует рабочую группу, которая намерена «защищать права» только первого сообщества. Хотя сразу же возникает самый естественный комплекс вопросов. Разве в Карелии нарушаются права участников долевого строительства многоквартирных домов? Разве Федеральный закон № 214 «Об участии в долевом строительстве» в полной мере не защищает законные интересы граждан? Разве для защиты и восстановления нарушенных прав не нужно обращаться в суд?
В принципе любая ветвь власти может заниматься вопросами защиты прав участников долевого строительства. Но всё-таки только судебная обязана реализовывать принцип осуществления правосудия. Тогда зачем сформирована рабочая группа?
В преамбуле распоряжения указано: «В целях повышения эффективности осуществления регионального контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов на территории Республики Карелия». Очевидно, что и здесь происходит ещё одна подмена функций. Надзор за исполнением законов и за соблюдением прав и свобод человека и гражданина – исключительная прерогатива прокуратуры.
Не меньшую интригу об истинном функционале сформированной рабочей группы оставляет её персональный состав. Председателем определён И. Ширшов, заместитель премьер-министра правительства Республик Карелия, а заместителем председателя – А. Ломако, заместитель министра строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия. Компактный состав рядовых участников группы включает семь человек: три сотрудника республиканского министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, консультант губернаторской администрации и три члена группы «по согласованию» – депутат Законодательного собрания региона (которое в нынешнем созыве уже перестало работать), начальник управления администрации Петрозаводска и общественник, претендующий стать избранным в состав депутатов горсовета по одномандатному избирательному округу № 13.
Как ни странно в состав рабочей группы не включены представители республиканских министерств финансов, экономического развития и промышленности, государственного контрольного комитета, а из представительств федеральных органов власти, работающих на территории Республики Карелия – управления Федеральной службы судебных приставов по РК, управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РК, управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК и даже прокуратуры Республики Карелия.
В таких обстоятельствах возникает целый ряд вопросов. Чем конкретно будет заниматься образованная рабочая группа? Каков регламент обращения в неё граждан? Каковы могут быть её полномочия? И, конечно, почему проигнорированы даже минимально возможные принципы межведомственного взаимодействия, столь активно декларируемые в рамках внедрения в Карелии модного проектного управления?
Олег РЕУТ
Комментарии