Иностранцы ежегодно приносят в бюджет Карелии десятки миллионов рублей налогов.
Иностранцы ежегодно приносят в бюджет Карелии десятки миллионов рублей налогов.
Штатная численность карельского управления Федеральной миграционной службы, почти год назад вошедшего в структуру МВД, «похудела» на 30 процентов, однако руководство новой структуры надеется на то, что столь резкое сокращение на качестве работы не отразилось. При этом число мигрантов в республике в целом существенно не изменилось, поредел лишь поток граждан Финляндии, приезжающих к нам в республику.
О прошедшей реорганизации, миграционной обстановке в Карелии, переселенцах из Украины и «забывчивых» работодателях в интервью «Радио России-Карелия» рассказала начальник управления по вопросам миграции МВД по РК Татьяна Жураховская.
- Если не ошибаюсь, с того момента, как ваше управление было реорганизовано, прошло чуть более года. Как данная реформа повлияла на работу ведомства?
- Мы надеемся, что не повлияла, и люди – потребители государственных услуг – не заметили этого перехода. Нам удалось сохранить достаточно большое количество сотрудников, имеющих опыт работы в сфере миграции. Мало того, на помощь пришли новые сотрудники, все подразделения Министерства внутренних дел, с которым мы и раньше взаимодействовали, но теперь это взаимодействие стало более слаженным. У нас, может быть, стало меньше тех, кто занимается непосредственно… Но зато теперь все Министерство, то есть можно говорить, что на самом деле нас стало больше.
Правильнее будет сказать, что мы работаем в составе МВД с июля (2016 года. – Прим. Ред.). Наверное, мы уже почти адаптировались.
- Произошло сокращение штатной численности?
- К сожалению, именно то сокращение, которое оговаривалось указом президента (30 процентов) состоялось в полном объеме. У нас были проблемы в некоторых районах республики, но еще раз хочу повторить: мы надеемся, что люди практически не заметили сокращения. Конечно, были сокращены кадровые подразделения, финансовые подразделения и, к сожалению, не только они…
- Миграционные пункты сохранились во всех районах республики?
- По счастью, во всех районах республики миграционные пункты остались. Их численность стала меньше, но, тем не менее, они остались.
- Какая общая тенденция в миграционной обстановке в регионе наблюдалась в прошлом году и в первом квартале текущего года?
- Миграционную ситуацию мы постоянно мониторим, анализируем и можем сказать, что на протяжении последних нескольких лет ситуация у нас остается достаточно стабильной и контролируемой, существенного влияния на экономическую и социальную обстановку в республике миграция не оказывает. Мы можем сказать, что Карелия по-прежнему привлекает мигрантов. Хотя утвержденной методики расчета миграционной нагрузки нет, мы нагрузку рассчитываем и принимаем в расчет тех иностранных граждан, которые находятся здесь довольно длительное время. Это те, кто проживает по видам на жительство, по разрешениям на временное проживание, имеют разрешение на работу и патенты, те, кто получил временное убежище. С учетом всех этих категорий - 82 иностранных гражданина на 10 тысяч населения республики. Это очень небольшой процент. По некоторым научным трудам, критическая миграционная нагрузка составляет 20 процентов, нам до этого очень и очень далеко.
Один из наиболее динамичных потоков миграции – это трудовая миграция. Доля привлекаемых иностранных работников от численности экономически активного населения составляет чуть более половины процента. Это тоже очень небольшая нагрузка.
- Если я правильно понимаю, иностранные граждане, в основном, едут в республику работать?
- Думаю, что да. Если не учитывать категорию приграничного обмена, характерного для таких районов, как Сортавала и Костомукша, то, в основном, те, кто приезжает в среднюю часть Карелии, в Петрозаводск – это, конечно, те, кто едет работать.
- Вспомнилась одна показательная цифра: судя по информации Карелиястата, за последние 5 лет количество граждан, прибывших на территорию республики, сократилось практически в 4 раза. Неужели республика остается привлекательной для мигрантов?
- На мой взгляд, скорее всего, это связано с методами статистического учета, потому что статистическому наблюдению подвергаются определенные категории, в основном, те категории, которые приезжают на более длительные сроки. Временно прибывающие иностранные граждане, скорее всего, не учитываются в данных статистики. Есть такое понятие, как сальдо миграции (разница между прибывшими и убывшими). Может, сальдо уменьшилось, а не количество прибывших-убывших? Это может, наоборот, говорить о том, что здесь осталось больше иностранных граждан, они здесь осели.
- Кстати, какой процент осевших?
- В зависимости от категорий, но достаточно большой…
- То есть, мы можем говорить о том, что иностранные граждане естественную убыль населения Карелии компенсируют?
- В какой-то мере компенсируют, естественно, не полностью.
- В достаточной степени?
- Конечно, не в полной мере. Но, наверное, такая задача и не стоит – компенсировать убыль населения только за счет миграции. Рождаемость надо повышать.
- Сколько же иностранных граждан было поставлено на миграционный учет в прошлом году и в первом квартале этого года? Конечно же, интересует динамика…
- Статистика достаточно интересна. На миграционный учет в 2016 году было поставлено более 47 тысяч иностранных граждан - это на 5 процентов меньше, чем в 2015 году. Из них 24 процента приезжали с туристической целью, порядка 13 процентов – с целью осуществления трудовой деятельности, порядка 4 процентов – с целью обучения. Если посмотреть динамику по итогам первого квартала 2017 года, то у нас, наоборот, у нас на миграционный учет поставлено граждан уже на 12 процентов больше (чем за 3 месяца 2016 года) – около 9 тысяч иностранных граждан. С туристической целью – 10 процентов, с целью осуществления трудовой деятельности – 16 процентов, учеба – 2 процента.
Как можно объяснить эти цифры? Первый квартал – это зимнее время, туристы пока еще не приехали, они все приедут в летние месяцы, и к концу года их процент будет совершенно другим. Так что каждую цифру надо уметь объяснить.
Мы еще контролируем количество граждан, въехавших к нам через российско-финляндскую границу. По сравнению с 2015 годом, количество въездов у нас уменьшилось на 10 процентов, по сравнению с первым кварталом 2016 года – еще на 26 процентов уменьшилось. Мы выясняли причину: как нам кажется, меньше стало граждан Финляндии приезжать к нам на короткий промежуток времени, потому что изменились (причем со стороны Финляндии, не с нашей стороны) правила ввоза определенных товаров. Если раньше было популярно в Россию приехать, купить сигарет и в этот же день уехать, то теперь уже так просто нельзя ввезти эти товары в Финляндию. Отсюда – уменьшение количества таких въезжающих.
- Граждане каких государств в Карелии проявляют наибольшую миграционную активность, если судить по числу поставленных на миграционный учет?
- Традиционно за последние несколько лет лидерство удерживают пять стран. Это, конечно же, Финляндия, далее следуют Украина, Белоруссия, Узбекистан и Таджикистан. Если, может быть, лет 7 назад у нас Украина лидировала, а потом на первое место вышли Узбекистан и Таджикистан, то за последние два года Украина опять вышла на первое место. Это связано с событиями на Украине: многие принимают решение о переезде на постоянное жительство, многие приезжают работать в Россию, потому что Европа, может быть, не так благосклонно принимает… Или там, может, сложнее стало устроиться в связи с наплывом мигрантов из других стран…
- Какова доля переселенцев из Украины в общем числе переселенцев в Карелии?
- Доля граждан Украины, если говорить об участниках Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников из-за рубежа, сейчас достигает 70 процентов. В 2014-2015 годах она достигала и 80 процентов. Почему так много граждан Украины? Очень близкая культура, прекрасное владение русским языком, особенно среди жителей Донецкой и Луганской областей, когда они приезжали, мы помним, в 2014 году был массовый приезд. Люди настолько чисто говорят по-русски, что, я бы сказала, в некоторых областях Российской Федерации говорят с более ярко выраженным акцентом, нежели эти люди. Прекрасно русский язык сохранился в этих регионах. Поэтому, естественно, что многие принимали решение о переселении, и, учитывая легкость, с которой они адаптируются к нашим условиям жизни, нашей культуре, - естественно, большой процент и участия в программе, и приема в программу, согласования заявлений.
- На пресс-конференции годовалой давности отмечалось, что имелись некоторые проблемы с трудоустройством переселенцев. В том числе, говорилось о том, что хорошо бы, если к нам граждане Украины ехали работать учителями и врачами. Сейчас дефицит тоже ощущается?
- Видимо, в районах республики ощущается, потому что в этом году от некоторых районных больниц были ходатайства о том, чтобы как-то ускоренно выдать заявления о выдаче патентов некоторым врачам и приеме их в программу, о выдаче разрешений на временное проживание – то есть, тех документов, которые позволяют работать. Поэтому, видимо, такой персонал в районах республики еще востребован.
Достаточно большое количество медиков было в программе, для них были и сохраняются особые условия (для тех, кто едет в районы республики), так что они у нас в программе всегда приветствуются.
- А какова ситуация с обеспечением переселенцев жильем? На заседании карельского правительства два года назад отмечалось, что ситуация была «самой сложной».
- С жильем у нас всегда сложно. У нас программой не предусматривается какое-то жилищное обустройство, все обустройство идет за счет самих соотечественников. Единственное, что мы можем им предлагать, - это на первом этапе (переезда, адаптации) предоставление общежития, оплата за которое компенсируется. Другого жилищного обустройства мы предложить соотечественникам, к сожалению, не можем.
Я припоминаю то заседание правительства, о котором вы говорите. Действительно, дискуссия велась, но если мы будем предлагать жилищное обустройство соотечественникам, то мы, наверное, наших граждан поставим в неравные и более худшие условия, чего мы, конечно же, не можем допускать.
- Как раз о возможных преференциях соотечественникам говорилось на пресс-конференции, о которой я вспоминал. На тот момент существовали некоторые недовольства в обществе: якобы переселенцам при устройстве при устройстве на работу или поиске жилья предоставлялись…
- Тут надо правильно понимать: соотечественникам-переселенцам, участникам программы по оказанию содействия добровольному переселению из-за рубежа предоставляются преимущества и преференции, но по сравнению с другими иностранными гражданами. Если сравнивать их с гражданами РФ, то, конечно же, никаких преференций нет и быть не может. У нас законом о занятости предусмотрено, что граждане РФ имеют приоритет при трудоустройстве, и, в первую очередь, все меры направляются на защиту российского рынка труда для россиян. Но если сравнивать с другими категориями иностранных граждан, то да – у соотечественников есть преференции.
- Сколько видов на жительство было оформлено в прошлом году и сколько иностранцев, прибывших к нам в регион, оформили гражданство?
- Для нашей республики цифры большие, хотя, может быть, по сравнению с соседними субъектами они не столь велики. В 2016 году иностранным гражданам было оформлено 1037 разрешений на временное проживание и 349 видов на жительство. По разрешениям на временное проживание – это на 35 процентов меньше, чем в 2015 году. В первом квартале 2017 года было оформлено 223 разрешения на временное проживание, это немножко меньше, чем в 1 квартале 2016 года, и 90 видов на жительство (прирост +45 процентов). Если сравнивать с 2013 годом, то у нас было оформлено 1003 разрешения на временное проживание.
Если проскочить пиковый период 2014-2015 годов, то мы, в принципе, выходим на спокойную, нормальную и «докризисную» цифру 2013 года. По разрешениям на временное проживание: в 2016 году у нас проживали 2092 иностранных гражданина (цифра осталась примерно такой же). По видам на жительство: где-то 1,5 тысячи иностранных граждан. И если эти цифры сравнивать с 2013 годом, то они значительно увеличились – прирост по разрешениям на временное проживание более 30 процентов, по видам на жительство более 50 процентов. Мы за годы массового прибытия к нам граждан с Украины «поднакопили в активе».
Гражданство РФ в 2016 году приобрели 1030 иностранных граждан, это на 26 процентов меньше, чем в 2015-м. За первый квартал этого года больше 200 иностранных граждан приобрели гражданство, это опять-таки на 40 процентов меньше, чем в 2016 году. Почему меньше? Снижение по количеству оформленных разрешений на временное проживание, видов на жительство, гражданства связано с тем, что был урегулирован правовой статус значительной части граждан Украины, которые прибывали в республику, в том числе, в экстренном и массовом порядке. Ситуация уже стабилизирована, были приняты достаточно серьезные и широкомасштабные меры всеми ведомствами совместно, чтобы этих лиц здесь обустроить и довести их до российского гражданства. Поэтому все показатели сейчас идут на спад.
- А кто еще в «топе» новоявленных граждан РФ?
- В «топе» Белоруссия, Армения, Азербайджан, Казахстан. Собственно, все традиционные страны исхода.
- У многих ли есть двойное гражданство?
- Сейчас у нас есть Соглашение о двойном гражданстве только с Таджикистаном. Граждане Таджикистана у нас по-прежнему находятся в преимущественном положении и при подаче заявления они не обязаны отказываться от имеющегося гражданства. Если мы говорим о втором, а не о двойном гражданстве (порядок был введен в 2014 году), с тех пор у нас принято более 13,5 тысяч таких уведомлений. Из них более 7 тысяч - уведомления о наличии разрешения на право проживания в другом государстве и более 6,6 тысяч – уведомления о наличии иного гражданства. В прошлом году их было принято чуть более 1 тысячи, за первый квартал этого года – чуть больше 180. Естественно, цифра идет на спад, потому что большую часть уведомлений мы, естественно, получали в 2014 году и в начале 2015 года. Это те, кто с тех пор, может быть, впервые приезжает в РФ.
- Сколько нарушений, совершаемых мигрантами, было выявлено в прошлом году и в первом квартале этого года? Каковы самые частые нарушения?
- В 2016 году всеми подразделениями МВД по РК было выявлено более 1700 административных правонарушений миграционного законодательства. Это те правонарушения, которые совершены иностранными гражданами, и те правонарушения, которые совершали принимающая сторона и работодатели. Это более чем на 25 процентов меньше, чем в 2015 году. Причины разные: в том числе, напомню, в 2013 году в августе были приняты очень серьезные, не побоюсь этого словам, «драконовские» меры. Было введено безальтернативное выдворение по ряду составов административных правонарушений. И, конечно, люди за годы привыкли к этому, привыкли к тому, что надо соблюдать и боятся нарушать законодательство.
С 2015 года мы отказались от разрешений на работу и перешли на систему выдачи патентов. Поскольку это не квотируется, то получить патент гораздо легче, чем получить разрешение на работу. Иностранный гражданин не является привязанным к какой-то организации, он сам распоряжается способностями к труду, сам выбирает работодателя. Получив патент, иностранный гражданин может работать по нему в течение года, он заранее оплачивает налог, что хорошо для бюджета, на следующий год патент можно переоформить. Соответственно, это тоже повлияло на количество правонарушений в сфере трудовой миграции, их, конечно же, стало меньше. Эти две причины, сложившись, наверное, и дали этот минус.
- Сколько денег принесли в нашу казну в прошлом году трудовые мигранты?
- В прошлом году – порядка 40 миллионов рублей, деньги поступили в бюджет республики в виде налога на доходы физических лиц, который все мы платим, проработав месяц, в виде отчислений со своей заработной платы. Иностранные работники, которые работают по патенту, платят налог вперед. Уже за 4 месяца этого года в бюджет республики поступило порядка 11 миллионов рублей.
- Если количество нарушений в трудовой миграции резко сократилось, то в других сферах деятельности мигрантов наблюдаются какие-либо обратные тенденции? Или везде минус?
- Сейчас мы стараемся перенести усилия с мигранта на работодателя, потому что на работодателе тоже лежит большая ответственность. Необходимо работодателей научить правильно принимать мигрантов на работу с соблюдением требований законодательства. Поэтому увеличилось количество правонарушений, которые выявлены в отношении работодателей, которые забыли уведомить о том, что они приняли на работу иностранного гражданина, забыли уведомить о том, что они его уволили. Это все, естественно, сказывается на налогообложении, поэтому мы за этим тоже строго следим.
- Неужели у нас работодатели не так хорошо образованы? Или они действуют намеренно?
- Приходится сделать вывод о том, что многие делают это намеренно, потому что авансовый налоговый платеж рассчитан из средней для Карелии суммы заработной платы. Кто-то платит больше и не желает доплачивать, кто-то скрывает, что принимает иностранных граждан, кто-то, может быть, платит деньги неофициально. От этого всего надо, естественно, отучать.
- Если взять чуть выше: какие-то уголовные дела возбуждались?
- Здесь, в основном, нарушения, связанные с фиктивной регистрацией иностранных граждан. Во-первых, при выявлении факта фиктивной регистрации, естественно, иностранные граждане снимаются с учета, во-вторых, возбуждается уголовное дело в отношении принимающей стороны, в отношении тех, кто фиктивно предоставляет жилье <…> Также рассматривались вопросы о возбуждении уголовных дел по статье 322.1 УК РФ - «Организация незаконной миграции». Тем более, мы перешли в состав МВД: есть более пристальное внимание к уголовным составам.
Комментарии