В июне 2016 года Правительство России разработало Стратегию развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года. Документ содержит амбициозные показатели развития этого сектора экономики. Сможет ли Карелия вписаться в эту Стратегию и что для этого нужно?
Что такое малый и средний бизнес сегодня в экономике России? Несколько цифр. По оценкам, доля малых и средних предприятий в ВВП страны составляет около 20%, а в экспорте и инвестициях – около 6%. Для сравнения: доля таких предприятий в экспорте стран ЕС достигает 30%, в Китае – 50%. При этом производительность труда на малых и средних предприятиях за счет современных технологий в этих странах выше в 2-3 раза, чем в России.
Стратегия предполагает к 2030 году увеличение оборота малого и среднего бизнеса в 2,5 раза к уровню 2014 года, повышение производительности труда – в 2 раза, увеличение доли обрабатывающей промышленности до 20%, в 2 раза увеличение доли малых и средних предприятий в ВВП страны.
Какую роль в реализации Стратегии играют регионы? Прежде всего, нужно отметить, что малый и средний бизнес в стране развивается крайне неравномерно. Так, например, в 10-ти субъектах РФ находятся почти половина всех малых и средних предприятий. Очевидно, что это регионы с большим потребительским рынком, прежде всего, крупные города. Смогут ли остальные регионы, среди которых и Карелия, продемонстрировать в ближайшие годы рост малого и среднего бизнеса?
Вернемся к ситуации в нашей республике. Сегодня в Карелии насчитывается чуть более 24 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства. Более половины из них занимаются торговлей и услугами. Вопреки расхожему мнению, их количество в последние годы существенно не сократилось. Но и не увеличилось. А есть ли возможности для роста?
Попробуем оценить привлекательность Карелии с точки зрения потребительского рынка. Если предприниматель ориентируется на жителей региона, предлагая им свои товары и услуги, то важно оценить емкость рынка. Она, в свою очередь, определяется количеством жителей и уровнем их дохода. Несложные расчеты показывают, что размер потребительского рынка соседней Ленинградской области примерно в 3 раза превышает потребительский рынок Карелии, Санкт-Петербурга – в 12 раз, Москвы – в 50 раз.
Другими словами, возможностей в Карелии для реализации своей продукции и услуг у предпринимателей немного. А в розничной торговле в последние годы еще и серьезно обострилась конкуренция с крупными торговыми сетями, которые, чаще всего, в этой конкуренции побеждают. Очевидно, что увеличение оборота малых и средних предприятий в такой ситуации возможно, прежде всего, за счет выхода с продукцией за пределы республики. Или реализации товаров и услуг жителям других регионов в Карелии за счет развития туризма.
Можно ли сегодня существенно увеличить количество предпринимателей? Рост числа занятых собственным бизнесом возможен в условиях увеличения количества трудоспособного населения в целом. Однако, не секрет, что население республики сокращается. За 2012-2016 годы, по данным Карелиястата, количество жителей Карелии сократилось почти на 10 тысяч человек.
Количество предпринимателей может увеличиться за счет высвобождения рабочей силы в других секторах экономики. Каких? Хорошо, если это работники, высвобождаемые на модернизируемых предприятиях за счет повышения производительности труда. Хуже, если это квалифицированные работники обанкротившихся крупных промышленных предприятий. Будет ли замена промышленных предприятий малым бизнесом равноценной для экономики? Вряд ли. Хотя с точки зрения статистики доля малого и среднего бизнеса может увеличиться и таким образом.
Сложно не согласиться с заместителем председателя Внешэкономбанка И.В. Макиевой, которая выступая недавно на форуме в Петрозаводске, сказала, что «Карелия – не то место, где можно сделать большой рывок». Как же все-таки можно изменить ситуацию в лучшую сторону?
Во-первых, не стоит увлекаться макроэкономическими показателями. С одной стороны, их необходимо использовать в качестве ориентиров. Но с другой стороны, у каждого российского региона своя специфика. И у Карелии тоже. Как мы уже отметили, нужно понимать как возможности развития, так и ограничения. Сложно представить, чтобы в ближайшие годы малый бизнес стал локомотивом карельской экономики.
Однако его значение разное для каждой территории. Где-то это, прежде всего, занятость населения, а где-то обеспечение людей необходимыми социальными услугами. От макроэкономики нужно переходить к конкретной адресной работе в каждом муниципальном образовании. Возможно, в каком-то сельском поселении работает всего один предприниматель, но именно он обеспечивает местное население продуктами питания или чистит дорогу зимой. И его нужно поддержать.
Приоритетом в государственной политике должна стать также поддержка предприятий, способных продавать свою продукцию за пределами региона. Сегодня такие предприятия есть. Карельские предприниматели уже успешно реализуют на российском рынке спортивный инвентарь, сыр, картофель, природную косметику, товары из шунгита. Некоторые из них не могут производить такое количество продукции, которое у них готовы купить. Государство здесь может помочь с приобретением оборудования и расширением бизнеса.
Нам необходимы быстрорастущие компании. Экономисты их называют «газелями». Это предприятия, которые показывают ежегодный рост на 30% более 4-х лет подряд. По статистике доля таких компаний невысока (около 5%), но они создают до 85% новых рабочих мест.
Ну и конечно успешный опыт нужно тиражировать. Необходимы новые формы обучения предпринимательству. От классических форм в виде лекций необходимо переходить к обучению, ориентированному на практические знания. Сегодня активно внедряется такой инструмент как наставничество. Есть опытные предприниматели, готовые курировать начинающих и обучать их в рамках реализации конкретного бизнес-проекта.
Нужно оценить эффективность существующих форм поддержки предпринимательства. В частности, все менее востребованной становится услуга по размещению компаний в Бизнес-инкубаторе. Если еще в 2011 году в Бизнес-инкубаторе Республики Карелия размещались 36 предприятий, то уже в 2015 году их количество сократилось почти на треть.
Сегодня необходимо вести персональную работу по содействию наиболее успешным компаниям, способным достойно представлять Карелию на российском и зарубежном рынках. Такие компании должны представлять интересы предпринимательского сообщества в различных совещательных структурах при органах государственной власти и местного самоуправления. Компания, которая прошла этот путь, знает как о проблемах, так и о существующих возможностях.
Политика в области развития предпринимательства в меньшей степени должна быть формальной. За макроэкономическими параметрами, такими как увеличение оборота малых и средних предприятий, должны стоять конкретные предприятия, получившие поддержку.
Евгений ЖИРНЕЛЬ, замдиректора КарНЦ РАН, руководитель экспертной группы Совета по улучшению инвестиционного климата в РК
Комментарии