В "Ростелекоме" готовятся к юбилею важного изобретения.
В "Ростелекоме" готовятся к юбилею важного изобретения. В сопровождении руководителя Карельского филиала ПАО "Ростелеком" Александра Левашова петрозаводские журналисты побывали 13 июля в Музее истории связи.
От валика до новой "фишки"
Как рассказал специалист филиала ПАО "Ростелеком" Виталий Брусникин, создатель и хранитель музея, экспозиция состоит из нескольких частей. Представлена аппаратура телефонной и телеграфной связи, с помощью которой оказывались услуги компании. В экспозиции также представлена всевозможная радиоприемная техника – ламповая и транзисторная, гражданская и военная, большой фрагмент посвящен средствам магнитной звукозаписи и воспроизведения. Коллекция формировалась путем покупки, обмена раритетов, некоторые предметы музей принял в дар, кое-что было найдено когда-то среди выброшенных вещей.
Пожалуй, один из самых интересных разделов посвящен механической звукозаписи. И есть повод рассмотреть эти экспонаты особо пристально. В ближайшее время исполнится 130 лет со дня появления первой граммофонной пластинки.
В 1887 году американский изобретатель и бизнесмен Эмиль Берлинер представил публике первый граммофон и первую пластинку.
- В чем "фишка" грампластинки? Преимущество ее заключается в том, что, в отличие от воскового десятисантиметрового валика в фонографе, который ранее был придуман Эдисоном, пластинки можно штамповать, как книги, - рассказал Виталий Брусникин. - Воск – материал недолговечный, непрочный, поэтому валики быстро разрушались. Кроме того, каждый валик нужно было записывать индивидуально. С появлением прессовых станков на заводах по производству пластинок звукозапись стала доступна широким слоям населения. Тиражи пластинок, в отличие от фонографических валиков, были очень и очень большими.
Первым аппаратом для воспроизведения пластинок, предложенным Эмилем Берлинером, был граммофон. Спустя два года после появления первой пластинки он запатентовал такую механическую конструкцию для ее воспроизведения. Как известно, дорожка, на которой в виде колебаний записан звук, расположена на пластинке по спирали от края к центру. По этой звуковой дорожке при воспроизведении движется обыкновенная стальная иголка, которая передает слюдяной мембране звук, усиливающийся с помощью рупора.
Шло время, и мысль не стояла на месте. Граммофон, конечно, хорош, это интерьерная, красивая, но очень габаритная вещь. Поэтому примерно к 1920 году в Европе и к 1930-му в России стали производить компактные граммофоны, которые у нас стали называть патефонами (по названию французской фирмы "Пате", которая первой стала поставлять такие граммофоны в Россию). Нас самом деле обе конструкции одинаковы, а рупора не видно, потому что он находится внутри коробки.
- За счет этого обеспечена портативность. Можно взять его на природу, устроить "дискотеку" на лугу, - говорит Виталий Брусникин и "заводит" пластинку – известнейший пасодобль 1930-х годов "Рио-Рита". Напомним, что звук в патефоне извлекается чисто механически: не надо ни батареи, ни электросети.
В экспозиции музея – не только стационарные граммофон, патефоны и более поздние электропроигрыватели (например, "Аккорд"). Есть даже автомобильное устройство “Рогнеда”, которое работало от прикуривателя. Конечно, рассчитано оно, скорее, на европейские дороги, а на наших ухабах игла скакала и удовольствие от прослушивания было сомнительным.
Помогли пуговицы
Материал, из которого изготавливали носители, претерпел значительную трансформацию. Если сначала использовались восковые валики Эдисона, то затем Берлинером при записи была применена круглая цинковая пластинка, покрытая воском. После записи оригинал протравливался кислотой. Там, где воск оставался невредимым, кислота не оказывала никакого действия, зато углубляла канавки, прочерченные резцом. После этого из цинкового оригинала путем электролиза получали медный негатив, он становился матрицей, которой прессовали копии из какого-нибудь пластичного материала. Первую пластинку Берлинер изготовил из целлулоида (она хранится в Национальном музее США в Вашингтоне). Затем целлулоид сменился эбонитом, но этот материал плохо поддавался прессовке. Легенда утверждает, что долгие поиски Берлинера завершились во время посещения магазина одежды, где изобретателя крайне заинтересовали пуговицы, изготовленные из шеллака – застывшей смолы органического происхождения, производимая лаковыми червецами. Но такие пластинки были тяжелыми, толстыми и очень хрупкими. Если в семье разбивалась любимая грампластинка, это было трагедией. Были также пластинки из стекла и даже из шоколада – конечно же, одноразовые: купил – послушал - съел.
Патефонные иголки нужно было менять после каждого прослушивания, поэтому их продавали в коробочках по 200 штук. Регуляторов громкости на патефонах не было, но существовали два типа игл – сильнозвучные и слабозвучные. Но в быту, чтобы заглушить звук, люди пользовались обычным полотенцем, которым затыкали раструб рупора. Позже стали применять корундовые иглы, которые могли играть уже по нескольку десятков часов. А в устройствах следующих поколений появились алмазные иглы, и они выдерживали до тысячи часов.
Еще немного истории
Виталий Брусникин бережно берет в руки старинные пластинки. Среди них те, что первыми были отштампованы в России. Главный же экспонат музея – пластинка, которая была выпущена 120 лет назад, в 1897 году, на фирме, основанной самим Берлинером. Она требует крайне бережного отношения, поскольку из-за почтенного возраста может развалиться прямо в руках. Матричный номер на ней написан от руки, а бумажной этикетки нет, их стали наклеивать позже. Первой эмблемой на грампластинках стал пишущий ангел, ставший впоследствии прообразом логотипа фирмы "Мелодия".
- В то время большие заводы по производству пластинок были расположены в Ганновере, Риге, - говорит экскурсовод. – Первые российские оперные исполнители были записаны в самом начале ХХ века. Поначалу к нам со звукозаписывающих фирм приезжали британские звукоинженеры, привозили с собой аппаратуру. Но уже до октябрьской революции в России стало открываться много заводов: "Сирена Рекорд", "Экстрафон", “Лирофон”, "Сфинкс рекорд”. Перед Великой Отечественной войной в СССР появились новые крупные заводы, такие, как в подмосковной Апрелевке. Несмотря на суровое время, с конвертов пластинок не исчезла реклама – рекламировали сберегательные кассы, мыло, пудру, пищевые продукты. В военные годы дизайн пластинок и конвертов стал аскетичным - использовали газетную бумагу или бракованные довоенные этикетки. Но записывали очень хорошие песни – "Священная война", "Землянка", "Вечер на рейде".
На пластинки записывали не только музыку, их использовали и в агитационных целях. Издавали продукцию с речами политиков – Ленина, Луначарского, Крупской, Сталина. Экспонат музея, который теперь считается раритетом, - шикарно оформленный альбом пластинок с театрально-музыкальной постановкой труда Леонида Брежнева "Малая земля".
После войны открылось много новых заводов, и тиражи пластинок значительно выросли. А сами пластинки стали делать из винила, который решил проблему хрупкости и намного увеличил длительность звучания. Производители с гордостью писали на конвертах: "Долгоиграющая", звучала такая пластинка до получаса. Появились компактные пластинки-"миньоны". (Специалисты делят пластинки по габаритам – "гиганты", “гранды” и "миньоны", в зависимости от диаметра.)
"Кости", ВИА "Битлз" и квадрофоническое "Яблоко"
Виталий Брусники показывает первую в СССР пластинку "Битлз". Название группы на конверте не фигурирует, подписано, что авторы песен Леннон и Маккартни, а исполняет их "вокально-инструментальный ансамбль". Особым явлением в нашей стране была "музыка на костях".
- Начиная с 1930-х годов, в нашей стране не приветствовались и не издавались некоторые музыкальные жанры. В 1950-е любители выходили из положения с помощью полуподпольных студий звукозаписи, которые имели возможность записывать целлулоидные пластинки, - говорит Виталий Брусникин. – Днем эти студии записывали звуковые письма – ламинированные открытки с прорезанными звуковыми дорожками, на которые можно было записать звуковое послание своим близким. А ночью по договоренности с местными больницами и поликлиниками они получали рентгеновские пленки с отработанными снимками и писали на них запрещенную музыку – джаз, рок-н-ролл, так любимые "стилягами".
В 1964 году образовалась фирма "Мелодия", которая объединила все звукозаписывающие студии и предприятия по выпуску грампластинок. Начали издаваться журналы, в которых были звуковые страницы – "Кругозор" для взрослых, "Колобок" для детей, "Клуб и художественная самодеятельность". На бумажных страницах размещали статьи с информацией о музыке, а звуковые страницы можно было прослушивать, не вынимая их из журнала. В крупных городах в ресторанах стояли музыкальные автоматы, которые за "пятачок" искусственной рукой доставали из пачки, а затем проигрывали заказанную пластинку.
Вершиной технологии производства пластинок в СССР можно считать единственную в своем роде квадрофоническую пластинку группы "Яблоко", выпущенную в 1980 году. Если обычная пластинка – это два стереоканала, то квадрофоническая – четыре, то есть это прообраз Surround Sound. Аппаратура для воспроизведения таких пластинок была очень дорогой, советский человек не мог себе ее позволить. Поэтому массового производства не получилось.
Уход со сцены, но не забвение
На смену грампластинке в 1982 году пришел оптический компакт-диск. Тогда же фирмы "Sony" и "Phillips" одновременно выпустили первые компакт-проигрыватели. Мало кто знает, что компакт-диски производились и в СССР, в музее хранится один из первых дисков 1989 года выпуска. Пластинки изнашиваются, шипят, бьются и занимают много места. Но ценители звука заметили, что новые, качественные пластинки играют все же лучше, чем компакт-диски. Стандарт для начального формата компакт-диска разрабатывался еще в 70-е годы, когда электроника была очень дорогой и качество цифрового воспроизведения оказалось недостаточным. Сейчас эта проблема решена, существует множество цифровых форматов, позволяющих получить высочайшее качество звука. А универсальным носителем для всех типов информации является память компьютера.
Впрочем, в музее можно услышать увлекательный рассказ не только о грампластинках и патефонах и увидеть не менее ценные экспонаты. Здесь собраны разнообразные приемники – "Рекорды" и "Спидолы", которые слушали наши бабушки. Представлены бобинные магнитофоны, среди которых - немецкий "Грюндиг" – мечта любого стиляги из 50-х. В части экспозиции, посвященной проводной связи, можно увидеть коммутатор и рабочее место барышни-телефонистки. Покажут посетителю и первый "мобильник" – беспроводной телефон начала 1990-х весом в 5 килограммов.
Итак, век грампластинок завершился, но благодаря музею новые поколения многое могут узнать об этой важной составляющей жизни нашего общества.
Марина КИВИРЬЯН
Комментарии