В последнее время «информационным сопровождением» формирования инвестиционного климата в Карелии занимается Следственный комитет.
В последнее время «информационным сопровождением» формирования инвестиционного климата в Карелии занимается Следственный комитет.
26 декабря в Министерстве экономического развития и промышленности Карелии состоялось заседание проектного офиса по улучшению инвестиционного климата. Необходимость совещания была вызвана «горящими» сроками по включению республики в процесс реализации так называемых «целевых моделей», разработанных Агентством стратегических инициатив (АСИ).
Как известно, с 2014 года АСИ занимается составлением Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в российских регионах. По результатам рейтингования-2016 позиции Карелии в нацрейтинге ухудшились. При этом само АСИ решило фактически закрыть результаты межрегионального сравнения. В июне были объявлены всего лишь топ-20 территорий. «Остальные регионы получили «карточки» с данными по всем показателям». Наблюдателями эта новость трактовалась двояко. Во-первых, не регионы, а аппараты их руководителей. Более широкой заинтересованной аудитории – представителям предпринимательского сообщества, экспертам, медиа – показатели по Карелии до сих пор не предоставлены.
Во-вторых, АСИ, вероятно, осознало, что во многом нацрейтинг нужен, прежде всего, для формирования системы стимулов для глав территорий – ведь всем губернаторам было бы, по крайней мере, приятно узнать, что в рейтинге-2016 (а теперь уже и в рейтинге-2017) позиции руководимых ими регионов повысились. Но такое невозможно. Регионы находятся во взаимно конкурентных обстоятельствах, что, в принципе, неудивительно, ведь инвестиционный климат различается при сравнении одного субъекта федерации с другим.
Для практического внедрения системы стимулов для губернаторов и их управленческих команд АСИ подготовило целевые модели регулирования и правоприменения по двенадцати показателям национального рейтинга. Каждая из моделей представляет собой комплекс мероприятий по обеспечению благоприятного инвестиционного климата по заданному приоритетному направлению. Для этого определено целевое состояние (как правило, усреднённое по всем российским регионам) и фактически имеющееся.
До 13 января 2017 года Карелия может подготовить апелляцию с просьбой к АСИ откорректировать установленное целевое значение, т.е. то, к чему необходимо стремиться. Со стороны АСИ, как правило, апелляции не принимаются. Вернее – принимаются, но не удовлетворяются, исходя из принципа, что все регионы должны находиться в равных условиях, иначе утратит смысл процедура их объективного сравнения.
Чтобы подготовить и представить в Москву республиканскую апелляцию, в срок до 12 января 2017 года правительственные чиновники должны разработать план-график заседаний двенадцати рабочих групп по внедрению целевых моделей, а для этого до 29 декабря 2016 года сформировать сами рабочие группы и зарегистрировать их на Интернет-платформе, администрируемой АСИ.
Очевидно, что организация этой работы в течение трёх рабочих дней предельно осложнена. Объективно говоря, сформировать рабочие группы с привлечением сторонних экспертов и представителей предпринимательского сообщества не получится. Минимальный период согласования по включению экспертов в подобную работу составляет две недели, и это при том, что до конца не ясно, как именно экспертное знание будет задействовано в практической плоскости. Если же в состав рабочих групп включать только представителей органов исполнительной власти, то чем тогда их деятельность будет отличаться от уже ритмично выполняемой работы проектного офиса? Только тем, что четыре крупных направления работы, выстроенные в логике показателей оценки в нацрейтинге – «Регуляторная среда», «Институты для бизнеса», «Инфраструктура и ресурсы», «Поддержка малого предпринимательства» – будут разделены на двенадцать узких?
Особого внимания заслуживает целевая модель «Оптимизация контрольно-надзорной деятельности», ответственным исполнителем по которой определён Государственный контрольный комитет РК. В нацрейтинге данной модели соответствует ранжируемый фактор «Административное давление на бизнес», а ключевым показателем выступает доля компаний (от общего числа ежегодно исследуемых), столкнувшихся со случаями коррупции со стороны органов власти в течение последних двенадцати месяцев. По данному показателю Карелия ранее была отнесена к предельно слабой рейтинговой позиции D, в то время как большинство российских регионов отранжированы по позициям A, B, C.
Поскольку оценка данного показателя подразумевает определение удовлетворённости предпринимателей фактическим отсутствием административного давления, то пристальное внимание планируется уделить информационному сопровождению улучшения инвестиционного климата в республике.
А информационное поле оставляет желать лучшего. За два дня до заседания проектного офиса был арестован председатель Государственного контрольного комитета Карелии. По версии следствия, экс-чиновник получил от представителя общества с ограниченной ответственностью взятку в виде денег за незаконное бездействие – освобождение от административной ответственности, а также «за общее покровительство в осуществлении предпринимательской деятельности».
Так уж получается, что «информационным сопровождением» по данному показателю занимается Следственный комитет Российской Федерации. На таком фоне полагаться на действительное улучшение инвестиционного климата в Карелии не приходится.
Олег РЕУТ
Комментарии