Главный врач Больницы скорой медицинской помощи Петрозаводска Алексей Хейфец рассказал «Вестям Карелии» об избиениях врачей, негативе и трагедии с Яном Радзюлисом
Главный врач Больницы скорой медицинской помощи Петрозаводска Алексей Хейфец рассказал «Вестям Карелии» об избиениях врачей, негативе и трагедии с Яном Радзюлисом.
В новогодние праздники специалисты БСМП дважды становились жертвами хулиганов: были избиты фельдшер скорой помощи, находясь на вызове, и водитель «скорой», поджидавший в машине бригаду. При этом Интернет-сообщество, комментируя эти некрасивые случаи, зачастую не испытывает никакой жалости к людям в белых халатах. Мол, так им, душегубцам, и надо. История с 22-летним Яном Радзюлисом, погибшим в прошлом году из-за несвоевременного оказания помощи в БСМП, многих настроила против городской клиники. Что же сегодня происходит в Больнице скорой медицинской помощи? Почему горожане стали бросаться на медиков с кулаками? Об этом и многом другом мы поговорили с главным врачом БСПМ Петрозаводска Алексем Хейфецем.
Избили и ушли
- Алексей Ильич, в последнее время работу БСМП не критикует только ленивый. В вашем учреждении действительно все так плохо? Почему люди настроены по отношению к вашим сотрудникам враждебно?
- БСМП – это огромный вал работы. За год это 100 тысяч вызовов. 25 тысяч человек проходит через травмпункт. В новогодние каникулы в приемный покой БСМП доставлялось ежедневно более 100 человек. В сутки в праздники «скорая» обслуживала 380 вызовов. Поэтому, на мой взгляд, мы чаще и мелькаем, нашу работу чаще обсуждают. Но я бы посмотрел на эту проблему шире. Читая комментарии в Интернете, понимаю, что это вообще какое-то негативное отношение к здравоохранению. Но как бы ты не относился к профессии в целом, ты не должен поднимать руку на человека, который находится при исполнении своих обязанностей. В чем виноват водитель, который в два часа ночи привез бригаду на вызов? Шли двое молодых людей, вытащили водителя из машины, избили его и ушли. Куда это годится? Ты кого не любишь? Водителей? Скорую? Мне кажется, СМИ всеми публикациями о здравоохранении завели общество куда-то не туда. Идет какая-то конфронтация между пациентами и медиками, которые очень болезненно все это воспринимают.
- Так, значит, журналисты не должны писать о том, что пациентам не оказывают помощь, как, например, Яну Радзюлису?
- Нет, писать о таких вопиющих случаях надо. Если взять ситуацию с Радзюлисом, то это трагедия. У вас есть факты, что мы что-то скрывали, подделывали документы, утверждали, что все нормально? Ни одного такого факта нет. Мы признали свою ошибку. Мы сделали организационные, дисциплинарные выводы. В больнице установим видеонаблюдение, перестроим работу приемного покоя. Нельзя сказать, что мы пассивны и инертны. Но откуда это нагнетание со стороны СМИ? Эмоционально заведены все. Пациенты, которые начитались в газетах, что в БСМП убивают, изначально негативно настроены. Хотя «скорая» два раза доставляла Яна Радзюлиса в больницу, никто из бригад не отказал в помощи. Все упирается в работу одного конкретного врача приемного покоя, а не в работу системы в целом. По этому врачу мы отрабатываем мероприятия. Но зачем делать обобщения, что в БСМП убивают? Откуда это берется? Говорят, что на нашу больницу поступает масса жалоб, но результаты соцопросов Фонда обязательного медицинского страхования и страховых медицинских организаций 85 пациентов удовлетворены работой БСМП. И это хороший показатель.
Работа с ошибками
- А как же громкие судебные процессы по врачебным ошибкам? Идет суд над хирургом Иваном Дудановым, которого обвиняют в смерти 58-летнего пациента. Осужден ваш эндоскопист, давший распоряжение закрыть клапан на интубационной трубке, через которую женщине подавали кислород для дыхания…
- История Дуданова длится с 2009 года. Дело врача, который перекрыл клапан, тоже не новое - 2010 -2011 года. В прошлом году трагедия с Радзюлисом. В 2012 году никаких ошибок не было. На нас подавали в суд, но мы его выиграли. Претензии были необоснованны. Больница не занимает позицию какого-то негативизма. Мы – гражданское общество. Если возникают споры их можно и нужно решать в суде. Если суд решает, что мы виноваты, мы выплачиваем компенсацию. Врачи от работы отстраняются.
- Когда ошибка стоит жизни человека, то никакой суд не исправит ситуацию для родных пациента. Вам не хватает сегодня высококвалифицированных специалистов, которые делают свою работу без ошибок?
- Ситуация с кадрами за последнее время не ухудшилась. По ряду позиций даже улучшилась. Хотя кадровый голод был и остается, особенно, по среднему медицинскому персоналу, где дефицит составляет 30 процентов. Ведь врач-нейрохирург готовится 11 лет. Через 11 лет этот специалист еще не является высококлассным, он просто имеет право работать как врач-нейрохирург. Достичь каких-то прорывов здесь невозможно в силу длительного периода подготовки. А работа в Больнице скорой медицинской помощи очень тяжелая. И последние 10-20 лет идет речь о том, что нам нужна вторая больница, где могли бы лечиться плановые пациенты. За эти годы нагрузка на больницу значительно выросла. Так, закрылась БОПовская больница, перестала дежурить Железнодорожная больница. Кроме того, за БСМП закрепили население еще четырех районов республики. Нам просто не хватает нынешних мощностей.
- Понятно, почему в гололед люди в травматологии в коридорах лежат, а в приемном покое частенько столпотворение…
- Такие ситуации возникают периодически. 80 процентов пациентов прибывают к нам по «скорой» и конфликтные ситуации бывают. Но мне есть с чем сравнивать. В финском Каяни мой знакомый сломал руку. Нас сначала отправили в Соткамо. Время было пять вечера, нам сказали, что врачей уже нет, и посоветовали отправиться опять в Каяни. А это 40 километров в другую сторону. Мы переночевали, с утра приехали в Каяни. Там нас приняли доброжелательно, все аккуратно, чисто, но мы в приемном покое провели 3,5 часа. Я не считаю, это катастрофой - помощь оказана, все вежливые. Но три часа мы потратили. У нас это был бы скандал. Почему мы сидели в коридоре? Почему тут столпотворение? У каждого человека есть какая-то лояльность, дельта какая-то, которую ты готов терпеть. Так вот у наших пациентов сейчас этой дельты нет вообще. Люди моментально выходят из себя, ругаются и скандалят.
Преображенский был прав
- Так может врачам все-таки быть помягче с пациентами? Многие специалисты вообще не умеют с людьми разговаривать.
- Мы предпринимаем титанические усилия для того, чтобы улучшить отношение медиков к пациентам. Проблема в чем? При советской власти пациент не рассматривался как клиент, он был госзаказом. Врач должен был пролечить в год определенное количество петрозаводчан, и он это делал. Коммуникации между медицинским персоналом и пациентами находились в зачаточном состоянии. Конечно, были врачи, которые могли и поговорить с пациентами, объяснить все, но глобальной задачи по работе с больными перед ними никто не ставил. Сейчас время изменилось. Администрация больницы понимает, что мы должны выстраивать систему коммуникаций между врачом и пациентом. Врач должен не только сделать операцию, но и потом поговорить с пациентом, ответив на все его интересующие вопросы. И мы работаем в этом направлении. Проводим семинары, привлекаем психологов. Но, как говорил профессор Преображенский, разруха в головах. Невозможно переломить отношение одним щелчком пальцев. Но сейчас на все это наложился негатив, который выплеснут в Интернет. Хотя мы открыты для всех. Ко мне горожанам не нужно записываться на прием. Я из семьи врачей. Я знал, что слесарь высокого разряда получает больше, чем мои родители. Но врач была уважаемая профессия. Людей в белых халатах и по телевидению, и в кино показывали. Они не ошибались? Ошибались. Но тогда общество и государство уважали медиков. А сейчас что? Ты как получал, так и получаешь низкую зарплату, но теперь любой прохожий может вытащить тебя из машины и избить. Причем, тех, кто избил Радзюлиса, нашли? Нет. А тех, кто избил водителя, разыскали? Тоже нет. Еще неизвестно, чем закончится история с фельдшером, которого ударили и сломали сумку.
- Вернуть уважение к людям в белых халатах – дело не одного года. А планы построить еще одно здание для БСМП уже окончательно канули в лету?
- Строительство нового здания помогло бы изменить технологию приема пациентов. До тех пор пока строительство не начнется, нам не исправить существующую напряженную ситуацию. С другой стороны, мы вошли в федеральную программу по повышению безопасности дорожно-транспортных происшествий. В первом квартале 2014 года учреждение начнет получать оборудование, включая 11 машин скорой помощи и новый компьютерный томограф. Это улучшит качество нашей работы. Но размещать оборудование мы по-прежнему будем на старых площадях. Федеральная программа предусматривает только закупку оборудования, а строительство - это забота региона. Пока никаких подвижек в этом вопросе нет.
Беседовала Наталья Соколова
Комментарии