Директор Института экономики КНЦ РАН об итогах заседания Госкомиссии по подготовке 100-летнего юбилея республики
Директор Института экономики КарНЦ РАН об итогах заседания Госкомиссии по подготовке 100-летнего юбилея республики
24 апреля в Москве состоялось заседание Госкомиссии по подготовке к празднованию 100-летия образования Республики Карелия, на котором рассматривался проект Федеральной целевой программы социально-экономического развития региона. На нее руководство республики делает большую ставку. Первые результаты - нельзя сказать, что отрицательные. Но, по крайней мере, не вполне утешительные. Что не так? Попробуем разобраться, хотя бы руководствуясь теми скудными цифрами, что опубликованы в СМИ (так как самого проекта программы мы пока так и не видели).
Даже в первом приближении видно, что ничего удивительного в непринятии проекта программы нет. Есть здесь и объективная, но достаточно веская причина – невозможно подготовить качественный документ такого уровня в течение месяца и тем более без активного привлечения экспертного сообщества (а оно фактически не привлекалось в саму разработку, хотя его представители и были включены в рабочие группы), а только силами и видением одного министерства (имеется в виду республиканское министерство экономического развития).
Большое сомнение вызывают и прогнозные цифры (которые тоже, кстати, никому не показывались и ни с кем согласованы не были). Для того чтобы дать стимул развития экономике Карелии и что-то изменить нужно обеспечить рост ВРП не на 62%, а минимум в 2,5-3 раза. Для этого и было принято решение о разработке ФЦП по Карелии. Это ведь особый инструмент, предназначенный именно для решения таких масштабных задач. В России сегодня только 4 субъекта имеют ФЦП (пятым и шестым, по всей видимости, будут Крым и Севастополь) Не удивительно, что членов правительственной комиссии совсем не удовлетворил и не вдохновил такой прогноз роста ВРП (и это при том, что в результате реализации ФЦП на экономику Карелии федеральное правительство планирует потратить сотни миллиардов рублей). Здесь закономерен вопрос: где отдача? Она не показана.
Есть и еще одни нелицеприятный вывод, который для правительственной комиссии также мог сыграть решающее значение. К 2020 году планируется обеспечить рост объемов промышленного производства на 47%. Вроде бы звучит неплохо? Не совсем так. Давайте сравним с предыдущим показателем - ожидаемым ростом ВРП. То есть объем ВРП Карелии к 2020 году должен увеличиться на 62%, то есть он должен расти опережающими темпами по сравнению с объемами промышленного производства. Сегодня доля промышленности в структуре ВРП Карелии составляет 38%. А если мы прогнозируем рост ВРП опережающими темпами по сравнению с ростом промышленного производства, то это значит, что к 2020 году доля промышленности в ВРП составит менее 30%.
Получается, что согласно прогнозам Минэкономразвития РК нам предлагают реализовать сценарий деиндустриализации Карелии. Где логика и где тут развитие? Мне представляется, что только эти два аргумента явились убийственными факторами для проекта программы развития Карелии. Думаю, такого бы не произошло, если бы была организована плотная работа с экспертами в ходе работы над проектом программы. Шанс у правительства еще есть. Ждем-с!...
Директор Института экономики КарНЦ РАН
Юрий Савельев
Комментарии