17 мая исполнилось 20 лет Законодательному собранию Республики Карелия. Такая форма представительной власти пришла в Карелию на смену советской власти, действовавшей до этого многие десятилетия
17 мая исполнилось 20 лет Законодательному собранию Республики Карелия. Такая форма представительной власти пришла в Карелию на смену советской власти, действовавшей до этого многие десятилетия. Попытаюсь дать несколько сравнений общественно-политической и социально-экономической ситуации в республике за прошедшее двадцатилетие.
Конечно, 20 лет – исторически небольшой срок деятельности нашего парламента. Тем не менее, можно с уверенностью говорить, что Законодательное собрание, как законодательный и представительный орган власти, выдержало проверку временем. За 20 лет в нашей республике, как и в целом России, произошли большие перемены. От экономики и политики, до состава органов власти республики.
В 1994 году на всех руководящих постах были воспитанники советской, коммунистической системы. Эти люди, имели очень высокий уровень политического, профессионального образования и опыт руководящей работы. К тому же, местные, национальные кадры. Среди них карел Виктор Степанов, Глава Правительства республики или русский Иван Александров, возглавивший одну из палат Законодательного собрания. Виктор Степанов и Иван Александров уже имели большой опыт руководящей работы в КПСС. Ну а, Валентина Пивненко, возглавившая другую палату ЗС Карелии, ранее занимала высокие посты в профсоюзах Карелии. Под стать названным были и другие политики Карелии, ставшие депутатами ЗС РК – Катанандов, Штыков, Морозов…
Законодательное собрание 2006 год
Среди избранных в 1994 году депутатов много карелов и финнов – Виктор Богданов, Александр Леккерев, Михаил Гошкиев... Во всяком случае, депутатов-националов со знанием языков, было значительно больше, чем сейчас.
В 1994 году в Карелии многое было по-другому. По инерции, с советских времен действовали крупные промышленные предприятия, ОТЗ, Авангард, Петрозаводский станкостроительный завод... Сегодня многие предприятия того времени просто исчезли, а если сохранились, то их положение на грани выживания. Притчей «во языцах» стала нынешняя ситуация на Костомукшском ГОКе. Теперь даже налоги с этого предприятия уходят к вологодскому монополисту. Этим положением возмущаются все, но ситуация только ухудшается. И еще, крайне болезненное изменение – это умирание деревни, как образа жизни. Сегодня в Карелии почти не осталось крупных сельхозпредприятий. Из прежних зверосовхозов остался только один – Пряжинский. И то, только благодаря директору совхоза Валерию Колоушкину, бессменному депутату Законодательного собрания Карелии.
После 1994 года структура Законодательного собрания Карелии неоднократно менялась. Система двух палат не прижилась. Теперь у нас однопалатный парламент. Также изменился срок полномочий депутатов, с четырех лет до пяти. Эти и другие изменения происходили потому, как менялась система федеральной представительной власти, что влекло изменения в субъектах Российской Федерации.
Парламент принимает законы, по которым живет республика и ее население. Особое место в результатах парламентской деятельности Законодательного собрания занимает Основной закон, Конституция Карелия, принятая в 2001 году. Я считаю Конституцию Карелии одним из лучших подобного рода документов в Российской Федерации, в котором учтены все последние наработки российской и международной правовой системы. Меня, как карела, особенно воодушевляет, что в Конституции четко и прямо оговорены права прибалтийско-финских народов Карелии. То есть тех народов, благодаря которым Карелия получила статус национальной республики. К примеру, статья 11, п. 2 Конституции РК гласит: «В Республике Карелия народам, проживающим на ее территории, гарантируется право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития». И конечно, для многих в Карелии непонятно, как нынешняя исполнительная власть республики, вопреки Конституции РК, принимает решение о сокращении, фактическом закрытии, журнала «Карелия» на финском языке. В связи с этим стоит напомнить, что Законодательное собрание Карелии в 2004 году приняло специальный закон «О поддержке карельского, вепсского, финского языков». Замечательный закон! Огромное спасибо депутатам нашего парламента за поддержку жизненных интересов республики и ее населения.
И наоборот, очень плохо, что некоторые деятели в правительстве Карелии плохо знают и не разбираются в законодательстве республики, элементарно нарушают его. Объяснения таких нарушений лежат на поверхности и понятны даже далеким от политических интриг. В последние годы недоброй традицией в Карелии стало, когда в республику направляют руководителей из других субъектов Федерации. В частности, из Петербурга и Ленинградской власти. Сначала Андрей Нелидов, выходец из Санкт-Петербурга, был назначен Главой Карелии, а в последние два года в Карелии командует Александр Худилайнен из Ленинградской области. И не только высшие руководители – иногородние, но у нас много других приезжих чиновников, рангом ниже. Сегодня, в карельском Правительстве, на ведущих должностях, чуть ли не преобладают приезжие. Считаю, что такой кадровой политике нет оправданий и нет никакой «государственной целесообразности».
В чем цель такой кадровой политики? Если федеральная власть не доверяет политикам и населению республики, то это плохо. Есть же Конституция России, статья №1 Основного закона гласит: «Россия – есть демократическое федеративное правовое государство…». И нарушать принципы федеративного устройства страны, не позволено никому, включая Президента РФ. А навязывание республике руководства из-за пределов субъекта Федерации, это прямое нарушение федерализма.
Как гласит статья №1 Конституции Карелии: «Республика Карелия есть республика (государство) в составе Российской Федерации с республиканской формой правления». И в государстве, население само определяет, кто должен быть руководителем. Это просто, это проверено жизнью.
Засилье «иногородних» в политической системе республики, самым негативным образом сказывается на социально-экономической жизни Карелии. За последние 20 лет произошло абсолютное сокращение численности населения республики, естественная убыль или отъезд граждан за пределы республики. Если в 1994 году в Карелии проживало 778 тыс. граждан, то в 2012 г. – только 639 тыс. Это меньше чем в 1959 году! Численность прибалтийско-финских народов Карелии упала до столь малого уровня, что вновь приезжающие в Карелию даже не знают, что здесь есть эти народы.
Многие предприятия республики перешли под полный контроль крупных монополистов из-за пределов Карелии. И не только Костомукшский комбинат или Надвоицкий алюминиевый завод. Оказывается, все лесные массивы Карелии, которые дают деловую древесину, находятся под контролем иногородних. Более того, лесорубами в Карелии работают, во многом, не местное население, а бригады, собранные далеко от республики. В советское время наша республика имела солидный речной и морской флот, теперь только воспоминания об этом.
Мы как-то спокойно воспринимаем, что дороги в республике теперь строят и ремонтируют не жители Карелии. А куда делись наши, карельские дорожники? Также непонятно, почему в Петрозаводске многие пассажирские автобусы с иногородними, питерскими номерами? Да еще появились планы, убрать с улиц карельской столицы троллейбусы! Говорят нерентабельно, но думается дело в другом: наши троллейбусы – конкуренты питерским автоперевозчикам.
Засилье иногородних монополистов проявляется во всем, даже в торговле. Теперь в Карелии все заполонили некарельские торговые фирмы, различные «макси-мини»…
Можно долго перечислять нынешние проблемы Карелии, но уже вполне достаточно для такого обобщения: социально-экономическая ситуация в субъектах Российской Федерации во многом определяется действиями политических, государственных органов власти конкретного субъекта. Законодательное собрание Республики Карелия, как представительный и законодательный орган власти сделало очень многое для позитивного развития республики. В этом прямая заслуга всех депутатов, а также аппарата и всех сотрудников карельского Законодательного собрания. Остается пожелать успехов и дальнейшей плодотворной работы Законодательному собранию Республики Карелия.
Анатолий Григорьев, депутат Законодательного собрания РК (4-й созыв), председатель Карельского конгресса
Комментарии