Какими конкурентными преимуществами обладает Карелия с точки зрения инновационного развития? Что должны сделать органы власти совместно с учеными для инновационного развития региона? Научный взгляд на эти вопросы представлен в исследовании эксперта Санкт-Петербургского государственного экономического университета Юлии Козиной, опубликованном в сборнике статей научно-практической конференции молодых ученых «Устойчивое развитие регионов». Предлагаем читателям выдержки из этой работы.
На сегодняшний день актуальность перехода национальной экономики на инновационный путь развития является неоспоримым фактом. Для нашей страны переход от экспортно-сырьевой модели к инновационно-ориентированной представляет собой основную цель проводимой государственной политики в области науки и технологий, достижение которой в будущем обеспечит конкурентоспособность российских товаров как на внутреннем, так и внешних международных рынках.
Решению проблемы становления инновационной системы на национальном уровне может способствовать формирование региональных инновационных систем, обеспечение эффективного их функционирования и развития с дальнейшим интегрированием на межрегиональном уровне в системы более высокого порядка, обладающих новыми характеристиками и свойствами.
Региональная инновационная система может быть охарактеризована с помощью комплексного подхода, учитывающего не только уровень развития инновационной инфрастуркутры региона и ее отдельных составляющих (технологической, финансовой, информационной и правовой), но и ее «надстройки» в виде инновационной ультраструктуры и инфраструктуры, которые также играют ключевую роль в генерации новых знаний.
«Умеренный риск инвестирования»
Республика Карелия относится к территориям, приравненным к районам Крайнего Севера, что обуславливает низкую плотность населения, невысокие показатели среднего уровня заработка, неразвитость транспортной и социальной инфраструктуры в удаленных районах республики, сокращение числа экономически активного населения и ряд других негативных моментов.
При этом республика обладает определенным природно-ресурсным потенциалом, обуславливающим наличие таких отраслей специализации, как деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная отрасли (25% объемов российского производства бумаги), металлообработка и пищевое производство (до 14,5% ВРП, включая такие уникальные производства, как выращивание и разведение красных пород рыб), горно-металлургическая отрасль (добыча полезных ископаемых – 12,4% ВРП; на РК приходится до 25% объемов производимых в РФ железорудных окатышей), отрасли электроэнергетики (производство и распределение электроэнергии, воды и газа – 5,1% ВРП (17 гидроэлектростанций и 5 крупных промышленных ТЭЦ).
Экспортный потенциал республики оценивается как умеренно-положительный (в первую очередь, за счет близости приграничных государств и активной проводимой политикой руководства Республики в части увеличения внешнего торгового оборота, в т.ч. с Финляндией (до 1/3 всего экспорта), при этом в целом инвестиционный потенциал РК оценивается как пониженный с умеренным риском инвестирования.
Состояние инновационной структуры Карелии
Инновационная структура региона (ее также можно назвать системой «производства знаний») представлена академической, вузовской и отраслевой наукой, различными проектными институтами, центрами научно-технической информации и др.
Основные научные направления, по которым ведутся исследования – технологии переработки и утилизации техногенных образований и отходов, технологии экологически безопасной разработки месторождений и добычи полезных ископаемых, технологии лесовосстановления и деревообработки, технологии рационального природопользования и др. При этом на долю карельского региона приходится всего лишь 4% от общего количества организаций в СЗФО, где проводятся научные исследования.
C 2012 г. наблюдается сокращение числа образовательных учреждений высшего образования, проводящих обучение высококвалифицированных кадров, что связано с закрытием рядов филиалов Московских и Санкт-Петербургских ВУЗов. На сегодняшний день Петрозаводский государственный университет (ПетрГУ) остается единственным учебно-научно-производственным комплексом, нацеленным на подготовку кадров в приграничном регионе России, нацеленных на получение и распространение знаний.
Активно развивается сотрудничество с ВУЗами и бизнес- школами Финляндии.
Инновационная структура региона не может быть охарактеризована как развитая, однако она обладает определенным потенциалом в части дальнейшего развития и улучшения уже имеющихся объектов, так и открытия новых в рамках реализации совместных проектов с представителями как российских научно- учебных центров, так и зарубежных.
Система «распространения и освоения знаний» (или т.н. «инновационная инфраструктура») региона представлена бизнес-инкубаторами, инновационно- технологичсекими центрами, центрами трансфера технологий, национальными информационно-аналитическими центрами, центрами научного консалтинга и др. С учетом локализации всех объектов инновационной инфраструктуры в столице республики, ряд специалистов отмечает, что такое число элементов для республики Карелия является достаточным, однако их работа могла бы быть более активной и эффективной при наличии финансовой поддержки со стороны правительства РК, РФ и частных инвесторов.
На сегодняшний день в рамках развития инновационной деятельности в Карелии действуют программы, направленные на финансовую поддержку данной деятельности, отмечается помощь республиканских властей во взаимодействии инновационных предприятий с представительствами венчурных фондов.
На базе государственного университета реализуется проект «Бизнес-ангелы Карелии» для организации патронажной помощи начинающим предпринимателям, в т.ч. работающим в области разработки и внедрения инноваций. Благодаря своему географическому положению, бизнес-сообщество республики имеет возможность обмена опытом с соседним европейским государством - из трехсот предприятий с иностранными инвестициями около двухсот созданы с участием инвесторов из Финляндии.
С точки зрения развития информационных и коммуникационных технологий в СЗ ФО Республика занимает одно из лидирующих мест по таким показателям, как использование систем электронного документооборота, число абонентов, имеющих широкополосный доступ в Интернет (в т.ч. в промышленных предприятиях) и ряду других.
Таким образом, инновационную инфраструктуру Республики Карелия можно охарактеризовать как умеренно развитую. Сильной стороной развития является ее информационная составляющая с перспективой на дальнейшее усиление и развитие. По другим составляющим потенциал развития инновационной инфраструктуры можно оценить как невысокий – число крупных научных и инновационных центров невелико (все они сосредоточены в одном месте, делокализация по территории не наблюдается), инновационная структура хоть и существует, но существует формально, без наличия технологических цепочек, интегрированных в экономику; финансовые возможности региональных властей ограничены, инновации могут создаваться в ограниченных отраслях промышленности, представленных, в основном, крупным бизнесом, таким как машиностроение, лесообработка, пищевая и горная промышленности, а также сфера услуг (IT-технологии, банковская сфера, генерация и передача тепло- и электроэнергии).
Исходя из распределения типов предприятий по виду экономической активности, можно сделать предположение, что инновации, осуществляющиеся в таких сферах деятельности, как деревообработка, генерация тепловой и электрической энергии, металлообработка и машинное производство, относятся к сфере деятельности средних и крупных предприятий, в то время как в таких областях экономической деятельности, как производство пищевых продуктов и прочие услуги, могут присутствовать и представители малого бизнеса, хотя доля их и незначительна.
«Общий упадок интеллектуальной активности»
Общий удельный вес организаций, проявляющих инновационную активность, в целом по республике незначительно отличается от среднего значения по СЗФО. Более низкий процент предприятий наблюдается у Псковской, Новгородской и Вологодской областей. Тенденция на сокращение таких предприятий стала наблюдаться с 2011 года. Это может объясняться тем, что в послекризисный период (после 2008 года – прим. ред.) многие производители расценивали инновации как главное средство выживания на сжимающемся рынке. Впоследствии потребность в инновациях стала сокращаться в связи с рутинизацией производства, тиражированием уже существующих инноваций (а не разработкой новых) и общим упадком интеллектуальной активности.
Выше среднего показателя по СЗФО составляет удельный вес предприятий по Карелии, занимающихся разработкой и внедрением маркетинговых и экологических инноваций. По удельному весу предприятий в СЗ ФО, занимающихся технологическими инновациями, Республика Карелия находится в конце списка наряду с Калининградской областью и Ненецким АО.
Одним из структурных элементов современных инновационных систем являются различного вида кластеры – сеть независимых производственных и/или сервисных фирм (включая их поставщиков), создателей технологий и ноу-хау (университеты, научно- исследовательские институты, инжиниринговые компании), связующих рыночных институтов (брокеры, консультанты) и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания стоимости. К сожалению, на сегодняшний день на территории Республики в таком понимании кластеров не существует, хотя об их создании заявляют на заседаниях Правительства РК, собраниях различных межведомственных комиссий, подчеркивается их значительная роль в экономическом развитии региона.
В информационных источниках упоминается о создании таких кластеров, как туристического (в сфере услуг могут быть реализованы управленческие, организационные и маркетинговые инновации), лесопромышленного (подчеркивается уникальная роль лесопромышленного комплекса РК, ее вклад в экономическое развитие региона (до 10% ВРП), социальную стабильность (до 16% населения работает на предприятиях, связанных с добычей и переработкой леса, в 7 из 10 моногородов РК лесопромышленные предприятия являются градообразующими), машиностроительного на базе Онежского тракторного завода, высокотехнологического IT-кластера и биотехнологического кластера на базе бизнес-инкубатора ПетрГУ, а также кластера малого предпринимательства.
Развитие данного направления в дальнейшем может способствовать укреплению республиканских позиций в различных рейтингах инновационной активности регионов, составляемых, например, Ассоциацией инновационных регионов России и Минэкономразвитием РФ (индекс АИРР) или Институтом инновационной экономики Финансового университета при Правительстве РФ (индекс ИРРР).
Согласно двум данным индексам, инновационный потенциал региона является низким и подтверждает ранее сделанные выводы о том, что в отдельных направлениях своего инновационного развития Республика хоть и может показывать положительные результаты, однако при комплексном подходе становится очевидным, что об экономике данного региона нельзя говорить как об инновационно-активной.
Главным конкурентным преимуществом Карелии является ее территориальная близость к Европейскому бизнес-сообществу, отлаженные экспортные связи, хорошие отношения с политическим сообществом приграничных государств. Отсюда как следствие - возможность трансфера технологий, организация программ обмена опытом и др. Однако тяжелое экономическое положение, снижение инвестиционной активности в целом по РФ являются теми внешними угрозами, которые могут препятствовать сбалансированному развитию РК по ряду стратегических важных направлений, в том числе, и в области развития инноваций.
Огромным недостатком на сегодняшний день является отсутствие четкой программы поддержки и развития северных территорий РФ, отсутствие региональных программ по привлечению высококвалифицированных кадров в отдаленные области Карелии и ограничению миграции.
Достаточная территориальная близость к Финляндии и Санкт-Петербургу создает предпосылки для оттока молодых и перспективных ученых, инженеров, студентов и даже школьников в центры инновационной активности, не создавая перспектив для их учебы и работы в Карелии. В связи с этим также происходит отток экономически активного населения – люди уезжают на заработки в иные города и области.
Огромным препятствием для развития деловой активности является слабая развитость транспортной инфраструктуры, связанная с ограниченными размерами движения в пригородном и дальнем сообщении, плохим состоянием автомобильных дорог, особенно в ее западной части, и др.
«Нужна поддержка деятельности инфраструктурных элементов»
Инновационная инфраструктура региона должна развиваться по принципу сопровождающего развития – должна быть организована поддержка деятельности инфраструктурных элементов в виде создания организаций при поддержке правительства РК, сопровождающих и курирующих инновационные проекты до выхода его на уровень массового производства. Необходимо создание единой правовой и информационной баз по инновационному развитию региона, начиная от ведения точной статистики по наличию инновационно-активных малых предприятий и научных центров, разработке их «паспортов развития» (на сегодняшний день в свободном доступе очень мало информации по их деятельности и активности).
На уровне республиканского правительства должна существовать институциональная структура по разработке и поддержанию в актуальном состоянии всех данных, касающихся инновационного развития региона. Необходима также разработка документов стратегического характера для создания программ развития потенциальных отраслей промышленности (к примеру, по республике на сегодняшний день нет документа, описывающего развитие лесной отрасли на долгосрочную перспективу).
Научная деятельность крупнейших республиканских центров должна быть интегрирована в существующие или разрабатываемые технологические цепочки. Диссертации и научные исследования должны носить, в том числе, и явно выраженный прикладной характер. Возможно, они должны создаваться по заказу Правительства и различных министерств РК.
Необходима активная и всесторонняя поддержка малым и средним предприятиям, занимающимся инновационными исследованиями и разработками, со стороны органов власти и некоммерческих объединений и партнерств таких, как Союза Промышленников и предпринимателей (работодателей) Республики Карелия, Торгово-Промышленной Палаты и др., в организации их участия в различных 73 промышленных выставках, бизнес-миссиях и т.д. Необходимо создание региональной целевой программы в данной области.
Правительство РК должно и далее развивать имеющееся конкурентное преимущество региона в области IT-технологий. Необходимо в дальнейшем предусмотреть создание районных центров предпринимательской активности в иных крупных городах РК, таких как Костомукша, Беломорск, Сортавала и др., делать доступным для широких слоев населения услуги мобильной связи и доступа в интернет, создавать на базе имеющихся IT-центров в г. Петрозаводске локальные сообщества по разработке и внедрению современных автоматизированных систем управления.
Отдельно стоит проблема развития транспортной инфраструктуры – прокладка и ремонт существующих автомобильных дорог, мостов, строительство путепроводов, станционное развитие железнодорожных путей и др. для увеличения активности и развития мобильности населения РК. К сожалению, транспортная инфраструктура, в большинстве случаев, находится в плачевном состоянии, исключительным видом транспорта в ряде районов республики остается железнодорожный транспорт в связи с отсутствие автомобильных дорог надлежащего качества.
Введение в эксплуатацию скоростного поезда «Ласточка» между Петрозаводском и Санкт-Петербургом является хорошим примером эффективного взаимодействия бизнеса в лице ОАО «РЖД» и правительства республики, позволившего сделать доступной транспортную связь для большинства жителей обоих городов. Разработка концепции стратегического развития Петрозаводска как города-спутника Санкт-Петербурга будет способствовать развитию региона с точки зрения увеличения его привлекательности для представителей различных сообществ: туристического, инвестиционного и бизнес-сообщества.
Комментарии