Бывший директор Национального театра воплощает все свои карельские идеи в Санкт-Петербурге
Бывший директор Национального театра воплощает все свои карельские идеи в Санкт-Петербурге
Сергей Пронин возвращается на карельскую сцену. Возвращается ненадолго – на один концерт. 9 марта актер, режиссер, поэт, драматург, руководитель питерского театра «Плоды Просвещения» будет петь баллады, песни, романсы Прозоровского, Хайта, Окуджавы, Суханова, Дольского и читать стихи в Большом зале Петрозаводской консерватории. Праздничная программа «Ваше Величество Женщина» хоть и посвящена 8 Марта, но является своего рода юбилейным концертом. 22 марта экс-директору Национального театра исполняется 50 лет. «Программа музыкально-поэтическая, – сказал Сергей Пронин. – Таких программ сейчас мало. Но в Питере мы нашли для нее время. И зритель нашелся. Думаю, что и в Петрозаводске публика не будет разочарована».
В том, что петрозаводские зрительницы будут очарованы артистом Прониным, мы не сомневается. Но «МК в Карелии», встретив юбиляра в Петрозаводске, решил воспользоваться возможностью и расспросить творческого человека из Санкт-Петербурга о его работе в частном театре, о перспективах актерского финно-угорского курса в петрозаводской консерватории и будущем национальной культуры в Карелии.
Активная среда
– Сергей Сергеевич, вы уехали из Петрозаводска после скандала в Национальном театре более двух лет назад и возвращаться, по всей видимости, не собираетесь. В Питере вам и вашей семье комфортно?
– В Санкт-Петербурге очень активная среда. Я многих знаю, меня многие знают. Мы находим возможности для развития своих идей. В нашем театре «Плоды Просвещения» много молодежи, которая осуществляет свои проекты. Это связано и с драматическим, и с музыкальным искусством и искусством современного танца. На нашей сцене скоро состоится премьера спектакля театра Саши Кукина, пропагандирующего контемпорари-дэнс. Многие питерские театры с удовольствием у нас выступают, поскольку театр «Плоды Просвещения» – самый большой независимый частный театр в Санкт-Петербурге, да и на всем Северо-Западе. Поэтому мы сейчас начали активно сотрудничать и с Союзом театральных деятелей. Провели уже два фестиваля для детей. В апреле здесь пройдут Дни Испании с фестивалем фламенко.
– Значит, ваш театр, расположенный в Торгово-развлекательном центре, работает в основном для детей?
– Большая часть работы нашего театра посвящена детям. И я считаю, что мне повезло. С детьми нужно заниматься серьезно – это будущие зрители. Мне удалось создать такие условия, что все лучшие детские спектакли Санкт-Петербурга представлены на нашей площадке. Это моя концепция – в одном месте создать все лучшее для детей. Ну а вечерние программы принадлежат взрослым. Мы уже выпустили два своих спектакля – «Русский космос» по прозе Платонова и современный балет «Времена» на музыку Чайковского с солистами Михайловского и Мариинского театра.
– А театр живет за счет того, что зарабатывает? Удается собрать полный зал, где 250 мест?
– Дела у нас идут неплохо для площадки, которая работает только год. Наше большое преимущество в том, что мы построили этот театр с нуля, так, как нужно. Мы сделали сразу европейский театр со всем оснащением. У нас можно показывать и кукольные спектакли, и драматические, и оперные, и балетные. Поэтому люди хотят с нами сотрудничать, работают у нас с удовольствием.
Кроме того, у нас есть инвестор, который нас поддерживает. Мы же находимся в стадии развития. Чтобы твердо встать на ноги, нужно вложиться в театр. Поэтому мы наращиваем репертуар и с оптимизмом смотрим в будущее.
В Национальный театр не хожу
– Но с Петрозаводском вы связей не рвете. Почему?
– Здесь одна из моих важных работ – актерский финно-угорский курс в петрозаводской консерватории. Сейчас мы со студентами, третьекурсниками, готовим курсовой спектакль «А зори здесь тихие». Думаю, что к лету его выпустим. И дальше будем готовить следующий спектакль – уже выпускной. У консерватории есть желание продолжить нашу работу. Возможно, этим летом мы будем набирать еще один курс. Но нужно подумать, как все это обустроить. Вести два курса параллельно не так просто. И другой вопрос – будут ли востребованы новые выпускники театрального курса в самом Петрозаводске через четыре года.
– А нынешние ваши студенты чувствуют себя нужными в местных театрах?
– Те, кто сейчас учится, уже заняты в репертуаре Национального театра. Но я для этого и набирал этот курс. Правда, какая концепция у Национального театра на сегодняшний день, я не знаю. Но было бы хорошо, чтобы выпускники понимали, что есть какая-то перспектива работать в Петрозаводске.
– Вы следите за местной театральной жизнью?
– Я не могу не следить – многие педагоги курса работают в петрозаводских театрах. Так или иначе, мы обсуждаем то, что происходит. Знаю, что театр «Творческая мастерская» опять бедствовал. Понятно, что все разговоры о реконструкции здания филармонии были блефом прежнего руководства. Ничего «ТМ» не построят. Денег на это нет и не будет.
– В Национальный театр, из которого вас «ушли», ходите?
– В Национальный театр на спектакли не хожу, хотя знаю, что там идут мои постановки. Я понимаю, как профессионал, что пьесы, написанные мною, и постановки, сделанные как режиссером, требуют постоянного контроля. Спектакли – это как дети, которые растут. За ними нужно присматривать. Если поменялись артисты, то спектакли могут измениться до неузнаваемости. Я боюсь: не хотелось бы увидеть свои работы в каком-то другом состоянии.
– Но сотрудничать с театром вы готовы?
– Я с удовольствием сотрудничал бы на почве написания новых произведений для театра. Но сегодня я буду осуществлять свои задумки в Питере. Тот же проект «Бьярмия» – абсолютно исключительный продукт. Ничего подобного ни в Российской Федерации, ни за ее пределами никто не делал и не сможет сделать. Сейчас мы с автором музыки попытаемся этот проект продвинуть дальше, но на русском языке. Эта рок-опера может стать брендом территории. Это будет большое событие для Питера. Так что некоторые идеи, которые были воплощены здесь и не получили своего развития, там раскроются на другом уровне.
Это тупик
– Вы считаете правильным то, что уехали из Петрозаводска?
– Творческий человек движим работой. Ему нужна почва для того, чтобы что-то делать. Хотя и в Петрозаводске работы немало, особенно на ниве национальной культуры. И очень плохо, что те люди, которые что-то могли делать в этом плане, уезжают. Те, кто знает национальную культуру, язык, рвут свои связи с Карелией. Печально, что сегодня закрылся финно-угорский факультет в ПетрГУ, что таких преподавателей, как Евгений Богданов, Татьяна Исламаева, которые были ведущими специалистами, уже нет в Петрозаводске. Люди с языком, со знанием культуры не могут найти себе применения в Карелии.
На сегодняшний день та концепция, которую я делал для Национального театра, устарела. Ее нужно срочно переписывать, потому что изменились обстоятельства, люди, экономическая ситуация. Обновляя концепцию, нужно создавать программу, иначе это все бесперспективно с точки зрения культурной политики. Мы раньше сотрудничали с министерством по национальной политике на почве создания специальных произведений для репертуара театра. Но я уехал, и вся эта работа закончилась. А это тупик. Нужно создавать свой самобытный продукт, над которым бы работали специалисты из разных областей: писатели, этнографы, переводчики, музыканты, хореографы, артисты. Но, к сожалению, понимание, что театр – это очаг культуры, утрачивается. Если театр не будет магнитом для творческих людей, знающих свою национальную культуру, не родятся такие глубокие истории, как «Коробейники», «Лемби», «Бьярмия», «Песни синего неба».
В Санкт-Петербурге у меня поле для творчества в десять раз больше. Хотя я мог употребить все свои силы и здесь. Но только на это нужна добрая воля тех, кто кровно в этом заинтересован. Я пока не получал таких предложений.
– Но Министерство культуры сегодня рапортует о том, что в районах создают этноцентры, которые, видимо, и должны стать очагами национальной культуры. В рамках проекта Евросоюза на их развитие выделен миллион евро.
– Это одна из моих идей, которая наконец выстрелила. Я хотел создать инфоцентры по всей республике, а этноцентр – на базе Национального театра. Очень хорошо, что министерство пытается воплотить в реальность этот проект. Но для того, чтобы проект был живым, нужны люди, те, кто понимает, что нужно делать. Создать-то можно все что угодно и деньги под это получить. А что дальше? Кто будет работать в этих центрах? Но я уверен в одном – без национальной культуры Карелия никому неинтересна. Останется ли наша республика самобытной, зависит в первую очередь от людей творческих.
Беседовала Наталья Соколова,
«МК» в Карелии»
Комментарии