Проблемы карельского туризма обсудили с научной точки зрения
Проблемы карельского туризма обсудили с научной точки зрения
В Петрозаводске прошла IV научно-практическая конференция «Северные туристские дестинации как основа развития туризма в Северо-западном регионе». Туристической составляющей в развитии Карелии отдано не последнее место, предполагается, что туриндустрия принесет в бюджет дополнительные средства, что сделает республику более привлекательной для инвесторов и для жителей.
Стратегия развития туризма на ближайшие годы уже разработана, однако, несмотря на оптимизм, с которым власти относятся к перспективам, специалисты считают, что говорить об устойчивости туристических потоков пока рано.
«В Россию ежегодно въезжает три миллиона туристов. В Испанию – тридцать миллионов. И нельзя все объяснять климатом. У нас тоже есть теплое море. Очевидно, что у Карелии, в частности, есть обстоятельства, которые не позволяют привлечь туристов в регион, – пояснил вице-президент Международной туристской академии Михаил Биржаков. – И, к сожалению, увидеть путь решения проблемы не удается ни нам, ни Путину с Медведевым, ни даже тем, кто придумывает термины, например, «туристский кластер». Это звучит модно, но на посещаемости никак не сказывается. Зато требует больших финансовых вливаний».
По мнению Биржакова, одной из главных причин того, что в Карелию, как и во всю Россию, туристы не устремляются толпами, является наша «отсталость». «Христианский мир к нам не едет, потому что у нас другая религия, более закрытая, ортодоксальная. Кроме того, мы отстаем от европейского календаря на тринадцать дней. Приехать к нам на рождественские каникулы нельзя, потому что они у нас позже, да и не умеем мы делать праздники. У нас скучно, серо, ничто нигде не горит и не сверкает».
Однако духовность для Карелии может стать «визитной карточкой». Кижи и Валаам в свете идеи духовного возрождения Севера приобретают новое значение. Однако для того, чтобы паломники заинтересовались республикой, по словам Михаила Биржакова, необходимо отойти от атеизма, подготовить экскурсионную среду для правильного освещения культурного и религиозного наследия. При этом паломничество может принести в казну региона немалые средства, так как религиозный туризм в России развит слабо.
Еще одним фактором, сказывающимся на развитии туриндустрии в Карелии крайне отрицательно, является, по словам Михаила Биржакова, неблагоприятное восприятие иностранцев, являющееся отчасти наследием советской эпохи. Жители региона не хотят видеть зарубежных гостей.
Карелия может предоставить уникальные туристские услуги. В частности, вице-президент международной академии туризма предложил обдумать собравшимся идею строительства бизнес-центра на территории республики. «Надо убедить себя в том, что на ближайшее время культурный туризм уже исчерпан. Необходимо развивать иные направления туризма, к примеру, деловой, – отметил Биржаков. – В России нет ни одного конгресс-центра мирового уровня, в Петрозаводске строительство такого центра вполне возможно. При надлежащем информировании центр мог бы пользоваться большой популярностью».
С видением ситуации представителя международной туристской академии согласился директор Института экономики КарНЦ РАН Анатолий Шишкин, который подчеркнул – для того, чтобы туризм стал основой развития всего региона, необходимо научиться любить гостей, а среду сделать более культурной. «Мы делали анализ рынка туризма.
Потенциал Карелии сейчас используется на 16 процентов, – отметил заслуженный экономист Карелии. – Очень плохо развит событийный туризм, лечебный, образовательный. Нет даже общего плана мероприятий, на который мог бы ориентироваться путешественник, не только для Карелии, но и для Петрозаводска».
Набирающий в последнее время популярность островной туризм имеет шансы сделать Карелию одним из самых интересных регионов с точки зрения путешественников-экстремалов, а также тех туристов, которые ищут единения с природой вдали от цивилизации. «Однако в связи с островным туризмом возникает вопрос развития водного транспорта, – прокомментировал заслуженный экономист Карелии. – Сейчас с этим хуже, чем с такси: бесконечные справки, лицензии. Если мы позволим водному транспорту большую свободу, это откроет новый сектор туризма, что скажется на экономическом состоянии региона».
Шишкин отметил также проблемы дорожной сети Карелии. Одним из наиболее популярных сейчас видов туризма является автотуризм. Однако состояние и качество покрытия республиканских дорог отпугивает путешественников-автомобилистов и мотоциклистов.
По мнению специалистов, несмотря на богатый внутренний потенциал Карелии, работа по превращению республики в туристическую Мекку еще далека от стадии завершения. Возможно, помочь туризму стать настоящим бизнесом, приносящим прибыль региону, сможет включение туристической отрасли во все стратегии развития республики.
Маргарита Иванова,
«МК» в Карелии»
Комментарии