Финляндия: комфортная школа и успех гиганта Nokia. Казалось бы, какая взаимосвязь?
Финляндия: комфортная школа и успех гиганта Nokia. Казалось бы, какая взаимосвязь?
«Приезжает ко мне группа русских журналистов из Питера. Смотрели-смотрели, а потом спрашивают: кто тот педагог, на которого вы равняетесь? Я задаю им встречный вопрос: а вы знаете, есть ли в Финляндии конкурс «Лучший учитель года»? Да, отвечают. Нет, говорю, мы все лучшие». Этот диалог, пересказанный Еленой Иоссафовой, завучем по русскому языку финско-русской школы, расположенной в Хельсинки, очень точно рисует картину всей системы финского образования и, в частности, финской школы. Никакого сравнивания – только развитие равных способностей. Никаких титулов – только тщательно подготовленные педагогические кадры. Плюс к этому – комфортная образовательная среда, доступность, неотягощенность глупыми бюрократическими предписаниями и, в конце концов, взаимоуважение ученика и учителя. Побывав в Финляндии в рамках пресс-тура, который как раз и был посвящен образованию, корреспондент «МК» в Карелии» посмотрела на Россию сквозь призму финской школы и пришла к выводу: все наши управленческие и экономические проблемы начинаются именно со школьной скамьи.
С чего начинается финское образование
Если бы директриса российской школы попала в объединенную финско-шведскую школу (Сакаринмяки – финскоязычная, Ёстерсундoм – шведоязычная), расположенную в двадцати минутах езды от Хельсинки, ее, как минимум, одолел бы сильный культурный шок.
Сразу при входе в школу – переход на второй этаж, своеобразный балкон, поднявшись куда, ребенок может упасть и сломать себе шею-руку-ногу. Дальше – открытое помещение со столами, где питаются дети, и тут же куртки (пиши: полная антисанитария). Дальше – школьники лет семи сидят вот за этими столами просто в носках или вообще без них и обедают. После столовой – выход во двор, где, кстати, тоже есть лестница, с которой легко навернуться. И несмотря на то, что большинство детей радостно играют в куртках, несколько учеников так и норовят выскочить в холодное осеннее утро раздетыми. Короче, полный хаос и диссонанс в отличие от строгой российской школы закалки времен СССР, где нельзя бегать, нельзя раскидывать одежду, нельзя выходить на улицу в учебное время, нельзя находиться в куртке в компьютерном классе (антипожарная безопасность!) и тысячи других «нельзя». Но тут же видно другое отличие – финские школьники выглядят в разы спокойнее и счастливее российских.
По мнению Кайсы Аланне, ректора финскоязычной школы Сакаринмяки, комфорт начинается именно с обстановки и здания.
«Здесь хотели объединить педагогику и архитектуру, – говорит она о школьных помещениях. – В проектировке принимали участие и мы, и представители департамента образования. Цвета, краски взяты из старых деревенских зданий. Расположение пяти зданий школы напоминает пять пальцев, а вестибюль, в который попадаешь сразу, как заходишь в школу, является сердцем школы. Здесь очень удобно работать. Это не может не содействовать обучению».
Сама система обучения в двух школах весьма интересна, поскольку она объединяет сразу два языка и две культуры. «Таких школ немного в Финляндии, мы работаем вместе около семи лет. Для нас это тоже в новинку, поскольку шведская система обучения отличается от финской, – говорит Клара Линдквист, ректор школы Ёстерсундом. – Но все имеют право говорить на своем родном языке и при этом общаться друг с другом».
Административно школы разделены: у них разные ректоры, разные бюджеты, разные учителя (в финской – 21 и 3 помощника, в шведской – 6 и 2 помощника). Количество учеников тоже разнится: если в Сакаринмяки учится 281 школьник, то в Ёстерсундом – 74. Общее у школ – только технический персонал и совместный досуг: дети постоянно проводят совместные праздники, ходят на труд и физкультуру и просто общаются во время обеда.
Аланне и Линдквист перечисляют четыре показателя, благодаря которым они считают, что школе удается достичь высоких результатов в образовании: логичный учебный план, точно поставленные цели, чёткие приоритеты и, наконец, качественная подготовка педагогических кадров. Впрочем, эти перечисленные характеристики можно применить на все уровни финской системы образования – основной школы, гимназий, профтехучилищ и вузов.
Одинаково качественно
«Никто не слышал о нас до 2000 года, – рассказывает Андерс Руск, специалист по международным вопросам Профсоюза учителей Финляндии. – Но потом впервые был опубликован рейтинг PISA, в котором мы занимали первые строчки. После этого все начали интересоваться системой нашего образования: посещать, изучать опыт».
Рейтинг, о котором говорит Руск, – авторитетнейшая международная программа по оценке образовательных достижений учащихся, которую составляет международная Организация экономического сотрудничества и развития. Начиная с 2000 года результаты исследования публиковались четыре раза. Если Финляндия крепко держит первые позиции (в 2006 году она стала первой в списке, в 2009 – третьей), то показатели России стабильно ниже среднего уровня. Так, согласно рейтингу 2009 года, мы занимаем 51-ю из 65 позиций. Хуже только такие страны, как Чили, Тунис, Перу, Казахстан и Республика Тринидад и Тобаго.
Финляндия перешла на систему основной школы в 1970 году. После ее окончания, в 16 лет, большинство выпускников продолжает обучение в гимназиях, лицеях или профессиональных школах. Это необходимо, чтобы в дальнейшем можно было поступить в вуз. При этом обучение от подготовительных курсов до вузов бесплатное – точно такое же, как и, по замыслу, в России. Но в отличие от российских родителей, вынужденных оплачивать ремонты в классах, питание детей и крайне дорогие учебники, финские мамы и папы об этом даже не задумываются. Всё оплачивает государство.
Всего в Финляндии насчитывается около 3 тысяч основных школ, за чью организацию отвечают муниципалитеты. Действует принцип так называемой «ближайшей школы» – это значит, что почти все дети и подростки ходят в школу, расположенную наиболее близко к их дому. По задумке это исключает существование привычных для России «элитных» школ, в которых дети дифференцировались бы по социальному положению, достатку их родителей, а также глубине преподаваемых им знаний.
«Для нас это святое дело – чтобы разница между школами была минимальна. Последние исследования показали, что разница между школами увеличивается, и нас это уже немного пугает», – говорит Кристина Волмари, директор по международным связям Главного управления образования Финляндии, исполнительного органа между государством и учебным заведением.
При этом в Финляндии, так же, как и в географически похожей на нее Карелии, остро стоит проблема малокомплектных сельских школ. Если в 2006 году заведений, где обучалось меньше 50 детей, было более тысячи, то в 2010 – уже 800. Руководство не намерено останавливаться: процесс интеграции будет продолжаться и дальше. Но происходит он несколько иначе, чем в нашей республике. Все помнят громкий сентябрьский скандал с закрытием сельской школы в Куйтеже, когда дети категорически отказались идти на занятия 1 сентября из-за того, что их объединили с учениками из другого поселка – Мегреги. Тогда в этой истории разбирались все: и министерство образования, и правительство, и журналисты, и несмотря на то, что конфликт всеми силами старались урегулировать, осадок все равно остался. На логичный вопрос, так ли болезненно происходит процесс интеграции сельских школ в Финляндии, Волмари удивляется.
«Вовсе нет, – говорит она. – Все учителя сохраняют свои рабочие места, детей мы возим на автобусах бесплатно. Опять же, все школы в Финляндии примерно одного уровня, поэтому принципиальных различий, где ребенок будет учиться, нет».
Во многом это обеспечивается и своеобразной «уравниловкой» в плане педагогических кадров: профессия учителя – одна из самых престижных в стране, и уровень подготовки учителей везде одинаково высок, поскольку желающих поступить на учебу в педагогические вузы в пять раз больше, чем приемных мест. В начальной школе (с 1 по 6 класс) классные учителя обычно преподают все предметы и имеют ученую степень магистра педагогических наук. В старших классах и гимназиях преподают учителя-магистры по конкретной области, прошедшие предметный цикл по педагогике. При этом, несмотря на то, что учебные программы и их цели определены на национальном уровне, учитель может свободно выбирать метод обучения в классе, поскольку власть передана муниципалитетам, школам и отдельным учителям. Все звенья управления образования работают в открытом взаимодействии, и культура доверия рождается именно из того, что учителя – это самостоятельные специалисты, которые, с одной стороны, знают потребности и возможности своих учеников, а с другой – знакомы с общими целями, определенными исполнительными органами власти.
***
На первый взгляд может показаться, что особой взаимосвязи между комфортной атмосферой, например, на уроке биологии и экономическим развитием страны нет. Однако министр образования и науки Финляндии Юкка Густафссон считает, что именно благодаря сложившейся системе образования уровень жизни и экономических достижений небольшой европейской страны так высок.
«Первые места в исследованиях PISA обнаруживают факт: если сравнивать с другими странами, у нас меньше учеников с низкой успеваемостью и больше с высокой успеваемостью. Это важная и этически, и политически цель, потому что мы хотим гарантировать равноправное образование для всех детей, которое дает более весомые плоды. Например, если говорить о росте фирмы Nokia, мне кажется, причина этого в том, что у нас была хорошая подготовка инженеров. Вообще предприятия и университеты сотрудничают между собой очень тесно, и это позволяет развивать промышленную структуру. Так, благодаря успехам в образовании, в бумажной промышленности используются только новейшие современные технологии, на верфи Турку был построен самый крупный круизный лайнер в мире, химическая промышленность, энергетический кластер, горнодобывающая отрасль развиваются все больше и становятся более сильными», – говорит министр.
Анастасия Садовская,
«МК» в Карелии».
Комментарии