Виктор Дмитриев о гордости республики, малом флоте и обиде на правительство
Виктор Дмитриев о гордости республики, малом флоте и обиде на правительство
Несколько дней назад вернулись из похода два карельских судна – ладья «Святитель Николай» и бригантина «Полярный Одиссей». Небольшие деревянные «кораблики» представляли республику на большом и очень важном празднике в Великом Новгороде – 1150-летии российской государственности. Бессменный руководитель морского историко-культурного центра и морского клуба «Полярный Одиссей», «адмирал» малого карельского флота Виктор Дмитриев рассказал корреспонденту «Московского комсомольца» в Карелии» о том, как принимали мореходов республики в Новгороде, о планах на будущее и о том, что мешает этим планам осуществиться.
«Мы интересны всему миру…»
«Наши суда среди других исторических кораблей в Новгороде были самыми крупными и самыми интересными для людей, это ясно уже потому, что на ладью и бригантину постоянно шли зрители, – рассказывает Виктор Дмитриев. – Мы даже праздничную шоу-программу открывали. Среди полной тишины дали залп из пушек, установленных на бортах «Святителя» и «Одиссея», потом начался фейерверк и лазерное шоу, зрители были в полном восторге. Мы напомнили, что в свое время Петрозаводск был славен именно корабельными орудиями. Больше ни у кого на борту не было пушек. Кроме флага России, нашу ладью украшал еще и флаг Карелии».
Появление «Святителя Николая», настоящей гордости республики, как всегда, прошло на «ура». Трехмачтовое судно, несмотря на достаточно «зрелый» двадцатилетний возраст, до сих пор не сдает позиций. За долгую жизнь «Святителя», швартовавшегося у берегов Англии и Голландии, Франции, обошедшего страны Скандинавии, на его борту успели побывать и президенты, и принцы, и консулы. Изображение карельской ладьи украшает самые уважаемые справочники и другие издания, посвященные кораблестроению.
За время пребывания двух карельских парусников в Новгороде корабельщики успели завести массу знакомств. «Мы договорились, что карельские мастера помогут новгородцам построить корабль. Такие же соглашения были заключены с Эстонией и Швецией. Подружились с коллегами из Тарту, – объясняет Дмитриев. – Хотя прибалты и занялись строительством подобных судов позже нас, однако сейчас они активно включились в работу».
Взаимодействие с другими регионами, по мнению карельского «адмирала», непременный элемент развития водного туризма. Сейчас вступила в активную фазу работа над социально-культурным проектом «Паруса Одиссеев», который предполагает создание сети проката маломерных судов – мини-хаусботов, позволяющих совершать путешествия и по водам России, и по акватории Европы. Разработан проект у нас, в Карелии, однако о своем горячем желании принять участие уже заявили Санкт-Петербург и Москва, представители союза ганзейских городов, ведь помимо сугубо материальной пользы в виде прибыли «Паруса» обещают стать отличным средством для личностного развития – хаусботы можно будет не только арендовать, но и научиться строить самим.
«Мы надеемся, что это привлечет молодежь в яхтенный спорт. Ведь яхты – это не только баснословно дорогие игрушки для элиты, но и вполне удобный транспорт, – говорит руководитель «Полярного Одиссея». – Наша цель – возрождение традиционных способов мореплавания, которыми пользовались поморы. Хождение в северных водах «ватагой», то есть группой маленьких судов, позволило бы создать в республике молодежные флотилии».
В Карелии мало кто знает, что наш морской клуб пользуется большой популярностью в других городах России и за рубежом. В частности, о водном театре «Сокровища Онежского озера» – настоящей ролевой игре с захватывающим сюжетом, погонями, сражениями и сокровищами, давно облюбованной москвичами и питерцами в качестве семейного или корпоративного отдыха.
«Неинтересны своей республике»
«Карелия вообще мало о нас знает. Ну ходят экскурсии изредка. Кто-то сам интересуется. Но ни на одном из городских праздников мы за последнее время, достаточно долгое, не появлялись, – сетует Дмитриев. – Не потому что нам нечего показать, нет. Мы же единственный в своем роде такой музей без границ. Куда бы мы ни отправились, наши суда, кочи и ладьи, вызывают огромный интерес у простых людей – у детей и взрослых. Нас попросту не приглашают. Тема развития малого флота республиканским властям не интересна. А ведь это могло бы дать Карелии очень многое!»
По мнению руководителя «Одиссея», экономическая выгода, которая придет вместе с небольшими судами в Карелию, будет весьма ощутима. Маломерные суда по воде, аки посуху, приведут в край озер и рек долгожданных инвесторов и туристов, интересующихся культурным наследием Севера. Кроме того, задействовать небольшие корабли можно и для перевозок грузов, что обойдется гораздо дешевле, чем перемещение по суше. «У нас очень много ресурсов, как водных, так и культурно-исторических. Есть на что посмотреть, есть где побывать, – аргументирует карельский «адмирал». – И идеи у нас есть, и возможность их воплощения. Но… нет пророка в своем отечестве. У нас не любят инициативу на местах, предпочитая, когда предложение исходит из других регионов, тем более из Москвы. Сейчас, по крайней мере, у нас есть надежда. К нам с большим интересом прислушиваются в Москве, Санкт-Петербурге и Великом Новгороде. Если до карелов дойдет, насколько полезно создание малого флота, мы вполне можем стать империей водного туризма».
Туризм, как известно, по своей выгодности для экономики опережает только торговля наркотиками и оружием. Но если последние два способа пополнения казны не слишком подходят для республики, то привлечение путешественников, желающих примерить роль отважных мореходов прошлого или просто полюбоваться живописными карельскими берегами (по слухам, составляющими достойную конкуренцию легендарным норвежским фьордам), может оказаться весьма кстати. Однако пока республиканские власти не выражают желания воспользоваться идеями соотечественников. Не помогают даже разработанные при содействии института экономики КНЦ РАН проекты, будущая прибыль в которых предстает в виде вполне реальных и ощутимых сумм.
«О деятельности «Полярного Одиссея» и наших судах снято более восьмидесяти документальных фильмов и сюжетов. Петрозаводск во всем мире узнают по кораблям. Но своей республике мы не интересны, – расстраивается Дмитриев.
– Когда на параде исторических судов «Святитель Николай» и «Полярный Одиссей» в Новгороде стояли напротив Кремля, делегация нашего республиканского правительства не нашла минуты для того, чтобы подняться на борт, несмотря на то, что мы несли карельский флаг. Это показательно. За то время, что мы красовались среди других кораблей, на палубе наших судов успели побывать многие официальные лица, к примеру, глава Новгорода. А вот у наших времени не было. Грустно».
«Полярный Одиссей» достоин внимания власть имущих уже потому, что не просит помощи, а предлагает ее. Регулярные семинары с участием сторонних специалистов по привлечению туристического потока в Карелию, созданию бренда Петрозаводска, включению республики в маршрут «Серебряное кольцо России» дают много полезной, но теоретической информации, требующей переосмысления и создания собственных уникальных продуктов и проектов. Карельские корабельщики могут «подкинуть» немало креативных идей. «Сейчас людям нужны не просто музеи, а проекты, дающие возможность увидеть республику в ином свете, отдохнуть на воде совершенно оригинально. Карелия может заработать на этом и имя, и деньги. В Европе ни одна река не пропадает даром, – объясняет Виктор Дмитриев. – Это либо место отдыха, либо путь, по которому перевозят грузы. У нас все по-другому. Исторический путь из варяг в греки, который касается Карелии не косвенно, а прямо, забыт. Наследие предков не используется».
На помощь республиканских чиновников карельские мореплаватели не рассчитывают. «Ни копейки денег мы не получаем. Все делается на наши деньги – от приобретения материалов для новых кочей до разработки проектов. Мы строим и передаем аутентичные суда тем, кому это интересно и нужно больше, чем нашей республике, – говорит руководитель «Одиссея». – Мы и налоги платим, как положено».
* * *
Однако, несмотря ни на что, строители кочей и ладей и покорители водных просторов из «Полярного Одиссея» не спешат рассылать сигналы «SOS» – на это нет времени. Впереди зима, во время которой предстоит провести ремонт, закончить строительство очередного нового коча и завершить работу над новыми проектами. В планах – пройти путем Ермака… Несмотря на то, что взгляд кораблестроителей на проблемы и перспективы развития водного туризма в Карелии не всегда совпадает с общепринятой точкой зрения, отказываться от своих планов они не спешат, следуя своему девизу «Ходить по морю – необходимость».
Маргарита Иванова,
«МК» в Карелии»
Комментарии