12:00, 19 Января 2012
Кому комфортнее?

Петрозаводчан запутали в счетах

Петрозаводчан запутали в счетах

Сразу после новогодних праздников толпы возмущенных петрозаводчан выстроились возле отделов электроснабжения ООО «Энергокмфорт. Карелия». Причина, заставившая сотни людей забыть о своих делах и терпеливо ждать на улице своей очереди, – новые квитанции на оплату электричества, которые горожане получили в конце декабря – начале января. Граждане с удивлением обнаружили, что показатели потребления электроэнергии, за которые им предложено заплатить, взяты, образно говоря, с потолка.

Цифры против фактов

Утром 10 января возле древлянского отдела электроснабжения царила нервная обстановка. Вереница людей с мрачными лицами то и дело «взрывалась» приступом гнева на очередное «нововведение» коммунальщиков. Люди хотели получить ответ на элементарный вопрос: откуда в предъявленных им счетах взялись столь несуразные цифры? По словам горожан, дозвониться по указанным в квитанциях телефонам они не могли и решили лично разобраться в странностях предъявленных счетов. Двигалась очередь очень медленно. Пропорционально черепашьей скорости, с которой люди приближались к заветной двери, менялось и настроение петрозаводчан.

– Я подняла все квитанции за год, близко нет этих цифр. Не знаю, откуда их взяли, – заметила одна из женщин.
– Да придумали просто, – вторил стоящий рядом мужчина.

«Счастливчики», уже побывавшие в кабинетах организации с многообещающим названием «Энергокомфорт.Карелия», с трудом пробирались сквозь толпу на свежий воздух. Правда, радости на их лицах не читалось. Пожилая женщина, которую горожане пропустили без очереди, едва скрывала слезы.

«Мне уже 80 лет, я инвалид, у меня сахарный диабет. Я с Лесного проспекта еле приковыляла. Хорошо меня пропустили без очереди, а то я стоять долго не могу. В квитанции ничего не понять. Мне сказали, что сейчас ничего платить не нужно, а первого февраля я должна снять показания со счетчика и опять сюда прийти», – рассказала Рита Михайловна Харькина. Видимо, представив, что ей снова через месяц придется преодолевать препятствия, организованные энергосбытовой компанией, женщина расплакалась. Почему издеваются над людьми? Неужели в наш век повальной информатизации у компании, зарабатывающей немалые деньги, не нашлось способа, чтобы собрать достоверную информацию и выставить правильные квитанции? Ответы на эти вопросы я попыталась найти на месте. Узнав, что я из газеты, люди расступились, пропуская меня в кабинет руководителя отдела.

Только так и никак иначе

«Может быть, можно что-то сделать, чтобы не морозить людей?» – обратилась я к технику древлянского отдела электроснабжения Ольге Дроняевой, которая в царившем вокруг хаосе не теряла чувства самообладания.

«Нет, нам нужно с каждым сверяться. Мы говорим, что не нужно платить, только тем, у кого переплата. Им, действительно, придется прийти еще раз в феврале», – спокойно заметила Ольга Викторовна. По ее словам, всему виной произошедший в программе сбой и слишком поздно поступившие сведения из отделений сбербанка и почты. Дескать, граждан предупреждали, чтобы они не платили за декабрь, а дождались новых квитанций, а они заплатили. Подобное объяснение мне показалось далеким от истины. Ведь лично я заплатила только за ноябрь, а мне все равно пришла «кривая» квитанция, в которой показания счетчика оказались меньше, чем оплаченные больше месяца назад. Ольга Дроняева согласилась провести «следственный эксперимент». Благо квитанция случайно оказалась в сумке. Она ввела необходимые данные, и на экране монитора в первой строчке появились правильные показатели счетчика, а чуть ниже были указаны искаженные в сторону понижения цифры, по которым мне выставили счет. Как же так? Почему, имея верные сведения, компания их искажает, заставляя граждан тратить на выяснение отношений силы, время и нервы?

– Почему так получилось, не знаю. Это ошибка наших программистов. Вот поэтому вручную мы будем сверять. И по-другому не сделать, – «утешила» Ольга Дроняева.
– И за ваши ошибки люди должны стоять?
– Да, и будут стоять, потому что по-другому нам не сверить, – твердо стояла на своем техник.

Пишите письма по интернету

Уже на следующий после возникшего ажиотажа день объяснить ситуацию журналистам попытался исполнительный директор ООО «Энергокомфорт. Карелия» Виталий Лысанов. По его словам, переход на так называемую биллинговую систему (автоматическая система расчета) начался в Петрозаводске еще в начале 2011 года. Суть ее состоит в том, что энергосбытовая компания сама предоставляет гражданам счета за электроэнергию, а от абонентов требуется, чтобы они просто внесли последние показания счетчиков. Главная трудность – это пережить «первую» квитанцию, в которой зачастую указаны ошибочные исходные показания, а объем потребленной электроэнергии дан исходя из норматива, а не из фактической ситуации. По подсчетам Лысанова, при переходе на биллинговую систему каждый третий абонент лично обращается в отдел энергоснабжения, чтобы разобраться с расчетами. В конце декабря 2011 года на новую квитанцию перевели около 25 тысяч абонентов. В феврале, пообещал исполнительный директор, горожан ждет очередная встряска – «первую» квитанцию получат еще 20 тысяч абонентов. Скопление абонентов возле отделов энергоснабжения он объяснил длительными новогодними праздниками, дескать, в первый рабочий день все ринулись разбираться со счетами. Лысанов сказал, что, например, уже 11 января около отдела на улице Мелентьевой не было ни души.

Что же может посоветовать Виталий Лысанов петрозаводчанам, чтобы снизить накал страстей и сделать переход на биллинговую систему не столь мучительным для граждан? Прежде всего, советует Лысанов, не нужно торопиться и бежать в первые дни после получения квитанции за разъяснениями. Во время переходного периода, официально заявил он, за задержку платежей к гражданам не будут применяться никакие штрафные санкции. Активным пользователям интернета Лысанов посоветовал направить через официальный сайт ООО «Энергокомфорт.Карелия» запрос, в котором следует указать свою фамилию, расчетный счет и обнаруженные в квитанции ошибки. Для тех, кто с интернетом не дружит, Виталий Лысанов предлагает следующий путь. Если у вас наметилась явная переплата, то следует указать «свежие» показания счетчиков, а заплатить, невзирая на выставленный счет, меньше, чем нужно. Ведь если у вас вновь появится переплата, то компания вам не сможет предъявить никакой суммы к оплате, а значит, лишится счастья получить от вас последние показания счетчиков. В общем, нет квитанции – нет данных. Получается замкнутый круг. Особо нетерпеливым можно, конечно, потребовать разъяснений в отделе энергоснабжения, явившись туда лично.  

Виталий Лысанов не скрывал, что по некоторым домам возникли проблемы с учетом льготников, которые «выпали» при совмещении данных социальных служб и энергосбытовой компании. На сей раз не были учтены льготники 33 домов города. Но и эти недочеты Виталий Лысанов обещал исправить в ближайшее время. «Мы этот процесс выровняем в феврале», – пообещал он.

Тайны биллинговой системы

Объяснять сложности перехода на новую систему можно долго. Но, какие бы аргументы мы ни слышали от представителей энергосбытовой компании, на повестке дня остается два вопроса: почему потребители должны страдать, если компания не в состоянии грамотно организовать работу, и кому все это нужно? Если первый вопрос можно отнести к разряду риторических, то второй не столь уж безобиден. Виталий Лысанов честно признался, что объяснить преимущества новой системы для потребителей не просто. По его мнению, нам теперь будет легче заполнять квитанцию. Но мы и раньше особо не страдали. Лысанов сослался на требование законодательства, обязывающее энергосбытовые компании выставлять потребителям счета. Но только ли в законе дело? Конечно, нет. Дело в том, что если раньше мы платили только за электроэнергию, потребленную в своей квартире, то с введением новой системы ООО «Энергокомфорт. Карелия» получило возможность выставлять нам счета за освещение подъездов. Согласно нормативу, это 7 кВт/час в месяц на человека. По словам Виталия Лысанова, в год по Петрозаводску набегает порядка 35 миллионов (!) рублей только за освещение подъездов. До недавних пор за освещение мест общего пользования платили управляющие компании. Эти расходы заложены в тарифе за содержание и текущий ремонт общедомового имущества. «Мы заключили договор с управляющими компаниями, которые передали нам право требовать эти 7 киловатт с населения», – пояснил исполнительный директор. Хорошенькое дело! Интересно, а кто разрешил управляющим компаниям передавать право сбора денег с собственников? Ведь с нами никто не советовался и решения общего собрания на сей счет вряд ли в природе существуют. «Они сами приняли решение, а мы пошли им навстречу», – так пояснил причины появления договора с управляющими компаниями Виталий Лысанов. Получается очень интересное кино. Управляющие компании передали право сбора платежей за освещение мест общего пользования энергосбытовой компании, не обсудив это с собственниками и, соответственно, не снизив тариф за содержание и текущий ремонт. Другими словами, на нас дополнительно «повесили» 35 миллионов рублей в год, которые мы заплатим из своих семейных бюджетов.

Понять мотивы предпринятого энергосбытовой компанией «шага навстречу» не трудно. Снять с населения деньги значительно проще, чем добиться оплаты с управляющих компаний, финансовое благополучие которых охраняют профессиональные юристы. Если верить Виталию Лысанову, долг управляющих компаний перед ООО «Энергокомфорт.Карелия» за освещение мест общего пользования составляет примерно 15 миллионов рублей. Он рассказал, что возвращать долги приходится через суд. Как известно, дело это долгое и хлопотное. Справиться с обычными гражданами намного проще. И никто не в накладе – управляющие компании по-прежнему получают деньги по тарифу, в котором «сидят» расходы на освещение подъездов, а энергосбытовая компания теперь будет получать деньги за освещение напрямую с абонентов. В общем, все довольны,  кроме потребителей, которые за свет в своем подъезде фактически заплатят дважды. Да еще и потреплют себе нервы в очередях, чтобы постичь счастье “биллинга” в карельском исполнении.

Антонина Кябелева,
«МК» в Карелии».

 

 

Комментарии

Жозеф
2012-01-28 04:48:00
Анониму - дополнительно: Слово Жозеф, написанное ЧЁРНЫМ шрифтом (не красным) означает, что это какой-то аноним ОТВЕТИЛ Жозефу (на вышеразмещённый комментарий Жозефа). Разбирайтесь внимательнее, кто есть кто и не порите горячку...
Жозеф
2012-01-28 04:40:00
Анониму: Про ошибки в программе я не говорил. Сбой - вовсе не ошибка программиста. Про сбой и ошибку программистов сообщила в этой заметке техник древлянского отдела электроснабжения Ольга Викторовна Дроняева.Ерунду несёте Вы.
Жозефу
2012-01-27 11:33:00
Нет там никакой ошибки в программе,не болтайте ерунды. Был ошибочный подход к выпуску первой квитанции у самого предприятия и оно несет за это ответственность.
11
2012-01-25 11:30:00
Жозеф, 1. Там действительно ошибка программы или программиста - как хотите. Те, на кого свалился весь гнев и куча народа не причем. 2. Верно - предвыборный проект. Интересно - долго ли еще проживет. 3. Тоже верно - но про этот пункт добавлю, что это имхо
Жозеф
2012-01-21 21:24:00
1. Констатация факта, конечно, дело хорошее, но было бы интересно узнать, кто и как ответит за издевательства над людьми. Таких мытарств при "советах" в помине не было. Власть сменили для чего? Чтобы народ испытывал бесконечные страдания в решении простейших вопросов? Поневоле возникают мысли о возврате к прежней системе и необходимости "прокатить" на выборах бесполезных горе-руководителей. Последнее время стало модным валить просчёты в самых различных вопросах на "сбои" программ. Так накажите же "программистов" по полной, по-взрослому... На мой взгляд, "программисты" тут - те, кто возглавляет обслуживающие нас компании. Их безответственность и нерадивость - главные причины слёз народа. 2. Вызывает сильное сомнение эффективность созданного и разрекламированного Ждановой Ларисой общественного комитета "За честные тарифы". Мы не видим никаких подвижек при решении важных для населения вопросов. Похоже, что создан этот комитет чисто в рекламных целях, для продвижения самой Ждановой на выборах в Законодательное Собрание РК (что, кстати, произошло очень гладко на волне общественного мнения и при поддержке Главы РК). Кого выбираем? Нужно крепко призадуматься, легкомыслие дорого обходится. 3. В чём состоит главная "функция" организации "Жилищный контроль" в Петрозаводске? Тоже действуют, как и все прочие контролирующие структуры, почти по сталинскому принципу "нет жалоб - нет проблемы" и сидят на тёплых местах с закрытыми глазами, ждут у моря погоды. Нет у чиновников, кроме золотого тельца, зажигающей душу всеобщей патриотической идеи. Равнодушие и наплевательство движут ими. Вот главная проблема России.
Гость
Сегодня, 22 ноября 2024

Актуальные темы

28.07.2021, 14:24
Социальная помощь может быть успешным бизнесом.
28.07.2021, 11:00
Средняя стоимость жилья на вторичном рынке в Карелии во втором квартале выросла до 59375 рублей за кв. метр – это выше цен на новые квартиры.
28.07.2021, 10:00
Отделение Пенсионного фонда РФ по Карелии подготовило разъяснения о праве граждан предпенсионного возраста, потерявших работу, досрочно выходить на пенсию.