Дорогостоящим авиаприобретением карельского правительства заинтересовалась полиция.
Дорогостоящим авиаприобретением карельского правительства заинтересовалась полиция.
В начале 2011 года в карельском правительстве публично объявили о том, что намерены за счет средств республиканского бюджета приобрести два самолета АН-28. По первоначальной версии, самолеты предполагалось использовать как для тушения лесных пожаров, так и для осуществления внутренних авиарейсов, которые должны были связать Петрозаводск с Костомукшей, Пудожем и Калевалой.
С самого начала новость о готовящейся покупке вызвала крайне негативные отзывы специалистов. Но, несмотря на предупреждения профессионалов, которые пытались убедить правительство не покупать рухлядь, сделка была проведена, и 30,5 миллиона бюджетных рублей ушли в ООО «Авиакомпания «Регион-Авиа». Проверкой «чистоты» данной финансовой операции занимался антикоррупционный отдел республиканской прокуратуры, который, правда, никаких нарушений не выявил. В июне самолетами заинтересовалась полиция, которая не совсем согласна с логикой республиканской прокуратуры.
Как стало известно из неофициальных источников, в начале июня сотрудники карельского УБЭП произвели выемку документов в министерстве экономического развития Карелии и в автономном учреждении «Аэропорт «Петрозаводск». Карельских полицейских интересовали материалы, связанные с приобретением самолетов АН-28, за которые карельское правительство выложило более 30 миллионов рублей. По словам очевидцев, визит сотрудников УБЭП в карельское министерство экономического развития вызвал бурю негативных эмоций у министра Валентина Лунцевича. Говорят, что министр не стеснялся в выражениях, использовал непечатные слова и обещал пожаловаться министру внутренних дел. Сам Лунцевич от каких-либо комментариев по этому поводу отказался. Но как бы то ни было, документы полиция изъяла.
Какие же сомнения у правоохранительных органов вызвала покупка летательных аппаратов? Дело в том, что АУ РК «Аэропорт «Петрозаводск», тратя бюджетные миллионы, не потрудилось провести торги. Другими словами, теперь сложно сказать, можно ли было за те же самые деньги приобрести самолеты не столь старые и находящиеся в более подходящем для полетов техническом состоянии. Согласно действующему законодательству, автономным учреждениям дано право не «заморачиваться» торгами и покупать для себя то, что они считают нужным. Именно на это обстоятельство сделали упор в карельской прокуратуре. Правда, там так и не сумели убедиться, что цена на самолеты 20-летней давности не была завышена. В антикоррупционном комитете сослались на то, что на момент проверки самолеты не были доставлены в Петрозаводск и лицезреть их государевым оком не было никакой возможности.
В МВД РК склонны рассматривать обстоятельства этой сделки под несколько иным углом зрения. Здесь не пытаются оспорить норму закона, разрешающую автономным учреждениям делать приобретения без проведения торгов. Удивляет то, что самолеты приобретались не для самого АУ РК «Аэропорт «Петрозаводск», где для осуществления полетов нет ни соответствующих лицензий, ни специалистов, а для совершенно другого предприятия – ГУ РК «Северо-Западная авиабаза». Фактически, если бы АН-28 приобретала авиабаза, то процедуры проведения торгов было бы не избежать. В общем, одна из рабочих версий состоит в том, что провести покупку через автономное учреждение чиновников заставило острое желание обойти процедуру торгов. Как подтвердили в УФАС по РК, из МВД Карелии поступило обращение с просьбой дать оценку проведенной сделки с точки зрения антимонопольного законодательства. В карельском УФАС сказали, что ответ будет дан в самое ближайшее время.
Усугубляет ситуацию и то, что самолеты прибыли в Карелию в плачевном состоянии. По предварительной информации, для того, чтобы подготовить их к полетам, необходимо затратить порядка 27 миллионов рублей. После визуального осмотра самолетов выяснилось, что АН-28 разукомплектованы, в салоне отсутствует обшивка, полы, часть приборного оборудования, видны следы сильной коррозии, а тросовая проводка имеет следы ржавчины. Большие сомнения вызывает и состояние аэропортов в Пудоже и Костомукше, которые пока не готовы к приему пассажирских самолетов. По некоторым оценкам, стоимость АН-28 не должна превышать 13 миллионов рублей. Если эта информация подтвердится, то переплата по двум самолетам составит минимум 4 миллиона рублей.
Итак, самолеты приобрели. Правда, о первоначальной версии, связанной с необходимостью усилить самолетами авиационную охрану лесов от пожаров, предпочитают не вспоминать. Специалисты с самого начала говорили, что это технически невозможно. Многие работники Северо-Западной авиабазы по-прежнему настаивают, что правительство сделало крайне невыгодное приобретение. «По поводу покупки АН-28 мы можем сказать следующее: эти два самолета иностранного производства (Украина) давно не выпускаются, они 20 лет жестоко эксплуатировались, и из них выжали все. Правительство Карелии, и Вы в том числе, проигнорировав предостережения специалистов ГУ РК «Северо-Западная авиабаза», при отсутствии экономической целесообразности данной покупки приобрели металлолом. При этом потратив деньги налогоплательщиков, в том числе и наши, прикрываясь лозунгом о развитии региональной авиации», – говорится в открытом обращении коллектива авиационного отряда Северо-Западной авиабазы к министру экономического развития Карелии. Здесь откровенно не верят в то, что самолеты АН-28 способны в ближайшее время взмыть в небо. Слишком много неисправностей и технических дефектов обнаружили в самолетах. К тому же требуются немалые финансовые затраты, в том числе на ремонт генератора одного из АН-28 и на установку системы спутниковой навигации, прежде чем можно будет хотя бы попытаться использовать самолеты по их прямому назначению. В авиаотряде рассказали, что в июне обсуждалась идея полетать на АН-28, но по соображениям безопасности от полета на Соловки благоразумно отказались. Тем не менее, Лунцевич утверждает, что первый рейс из Петрозаводска в Костомукшу будет сделан уже 1 июля. «Неужели с пассажирами?» – не скрывали своего изумления в авиаотряде.
Пока активно обсуждается разумность столь странной покупки, в Северо-Западной авиабазе нарастает напряженность. Для тушения пожаров используется только один вертолет, три других стоят в ангаре в ожидании ремонта двигателей. И раньше сентября, даже при самом благоприятном стечении обстоятельств, вряд ли удастся завершить ремонтные работы. Недавно на Северо-Западной авиабазе вновь сменился руководитель. Андрея Макаревича, который остался в должности заместителя начальника авиабазы, сменил Дмитрий Воронов, в прошлом директор торговой сети «Ариана». Сотрудникам авиабазы новый руководитель попытался запретить общаться с журналистами и даже издал по этому поводу внутренний приказ. Но работники авиабазы обратились в транспортную прокуратуру, где им разъяснили, что начальник может лишь ограничить нахождение журналистов на территории охранного предприятия, но не вправе запретить общаться с представителями прессы по поводу вопросов, не составляющих государственную тайну. Так что, продолжение следует…
«МК» в Карелии».
Комментарии