Режиссер из Петербурга поставил в Петрозаводском театре кукол «Снежную королеву».
Режиссер из Петербурга поставил в Петрозаводском театре кукол «Снежную королеву».
Помните, несколько лет назад в Петрозаводском театре кукол шел спектакль «Волшебная лампа Аладдина»? Поставил его известный петербургский режиссер-кукольник, заслуженный деятель искусств, лауреат премии «Золотой софит» Николай Боровков. До 1998 года он работал в Ленинградском кукольном театре сказки. А затем в разных городах (Петербурге, Москве, Ярославле, Мурманске, Кирове, Вологде) поставил около 100 спектаклей и написал более 20 пьес. 3 июля юные петрозаводчане и их родители смогут увидеть новую постановку – на этот раз под руководством Николая Боровкова труппа театра работала над марионеточным спектаклем «Снежная королева». Марионетки – одна из самых сложных систем кукловождения, очень немногие умеют работать с ними, поэтому такие постановки довольно редки. До этого в нашем театре шел только один марионеточный спектакль – «Крошечка-Хаврошечка».
– Итак, Петрозаводск увидит «Снежную королеву». Николай Юрьевич, почему выбор пал именно на этот спектакль?
– Об этой постановке мы договаривались еще с прежним директором Театра кукол Еленой Ларионовой. Это название всплыло как-то неожиданно, за него Ларионова сразу ухватилась: «Вот-вот, это то, что я давно предлагала многим режиссерам. Но они были не готовы». А я как раз оказался готов. Это, с моей точки зрения, очень хорошая пьеса. Удивительно, но сегодня хороших драматургов, пишущих для кукольных театров, нет. Режиссеры пишут сами, кто как может. И когда в запасе обнаруживается «Снежная королева» Евгения Шварца, то грех этим не воспользоваться. До этого в кукольных театрах ставились его пьесы «Два клена», «Волшебники». Теперь я с большим удовольствием работаю над «Снежной королевой», и актеры, думаю, тоже получают удовольствие, потому что там есть нормальный ролевой материал, можно сделать интересные работы. Это большая пьеса, ее пришлось сократить до приемлемых размеров, из четырехактного получился двухактный спектакль. Тенденция делать все кратко понятна: детям больше сорока минут усидеть трудно.
– Что в вашей постановке осталось от Андерсена, что от Шварца?
– Основная конструкция пьесы – путешествие Герды в поисках брата в страну Снежной королевы – сохранена. Один из главных персонажей – сказочник. Весь фокус в том, что он сочиняет историю и не знает, как она будет развиваться и чем закончится. Этот признак творчества мне очень близок и дорог. Я совершенно не приемлю такого подхода, когда ты сначала все придумаешь, а потом что-то воплощаешь. С чего-то надо начать – это самое трудное, а потом – как пойдет и куда вывезет. Когда я такой же принцип сочинительства нащупываю у других авторов, мне это очень льстит: вот, думаю, не я один такой глупый, что сразу все сочинить не могу. Такой принцип есть и в шварцевском «Обыкновенном чуде», и в его «Снежной королеве».
Общая конструкция сюжета у Шварца и Андерсена сходится. У меня со Шварцем тоже все сходится на сто процентов. С Андерсеном же у нас несколько разные подходы. Он очень христиански направленный автор, очень озадаченный этой идеей: постоянно звучат молитвы, навстречу черным силам вылетают какие-то ангелы. Этот христианский акцент мне, как человеку, воспитанному в атеистическом ключе, не близок, не органичен. Мне жизнь представляется не связанной с какими-то высшими силами, а более подчиненной нашим хотениям и действиям. Каждый сам должен отвечать за свои поступки. У Андерсена к тому же слишком черно, жестко и жутко, а жуть мне не близка.
Моя «Снежная королева» – спектакль исключительно позитивный, главная его мысль – да, я иду, я борюсь и побеждаю! Надо преодолевать препятствия и радоваться жизни. В этом и есть мое главное отличие от Андерсена.
– Вы начали репетировать «Снежную королеву» еще в апреле. Сейчас июнь. Достаточно ли было времени, чтобы довести спектакль до ума? Наверное, петрозаводским актерам не очень просто было с ходу освоить такую куклу, как марионетка?
– Чтобы родился ребенок – нужно 9 месяцев, чтобы родился спектакль – месяц. Три недели репетиций в апреле и три недели в июне – этого достаточно. Конечно, с марионеткой работать сложнее, чем с другими куклами. Чем кукла ближе к руке, тем ее легче воодушевлять. Если она на руке – это проще всего, через трость работать труднее, а через нить – еще труднее. Марионетка – это около десяти ниточек. Но научиться управлять ими можно. Это не сложнее, чем играть на пианино. А у актеров эта техника уже на автомате.
– Как вам работалось с нашим театром кукол? Сколько марионеток и сколько актеров будет задействовано в спектакле?
– В спектакле будет занято около десяти человек, которые будут работать с 15-20 куклами. Изготовила их ярославская художница Елена Береснева, а декорации сделали в Петрозаводске. Я очень доволен состоянием мастерских петрозаводского театра, это большой шаг вперед по сравнению с тем, что было раньше. Достаточно в театре и квалифицированных специалистов. Актеры – большие молодцы, привыкли до всего доходить своим умом.
– Николай Юрьевич, как вы в нескольких словах убедите родителей, зачем они должны привести своих детей на «Снежную королеву»?
– Прежде всего, детей нужно любить. Их нужно приобщать к искусству, в частности, водить в театр. Для чего он нужен? Непонятно. Но если он есть – значит, нужен. В любом случае, пользы от театра больше, чем вреда. В Петрозаводском театре кукол замечательные интерьеры и хорошие спектакли, приходя сюда, дети испытывают большую радость. С таким театром грех не дружить!
Комментарии