Связь с родиной – только через Финляндию.
Связь с родиной – только через Финляндию.
Обратиться в Союз журналистов Карелии главу Лендерского сельского поселения Сергея Козлова заставило отчаяние. Его спокойный, лишенный эмоциональности рассказ о том, как выживают, а точнее вымирают поселки Муезерского района, лишь подчеркивал глубину пропасти, отделяющей петрозаводские ритмы от беспросветных будней жителей поселка Лендеры. По наблюдениям Сергея Козлова, люди готовы на крайние меры. Если их лишат последней связи с внешним миром – железнодорожного сообщения, – то руководитель администрации сомневается, что от рельсов что-то останется.
В трех поселках, входящих в состав Лендерского поселения, живет около 2 тысяч человек. Единственное работающее предприятие – Лендерский леспромхоз, входящий в состав холдинга «Инвестлеспром», – переживает непростые времена. Здесь предполагаются серьезные сокращения – со 150 до 14 работающих. Если это произойдет – рухнет последний «оплот» лендерской экономики.
Но главная беда – это связь с внешним миром, точнее угроза ее полного уничтожения. Две автомобильные дороги – со стороны поселков Суккозеро и Реболы – большую часть времени непроезжие. Единственное надежное транспортное сообщение осуществляется благодаря железной дороге. Новость о том, что руководство железной дороги намерено снять прицепной вагон, который ходит до Лендер, была настоящим шоком. Козлов узнал об этом из средств массовой информации, с местной администрацией этот жизненно важный для людей вопрос никто не то что не согласовывал, а даже не обсуждал. Глава Лендерской администрации сказал, что до сих пор не получил никакого официального документа, подтверждающего прекращение железнодорожного сообщения. Но «опытным» путем ему удалось выяснить, что угроза вполне реальная. По его словам, в железнодорожных кассах отказываются продавать билеты до поселка Лендеры на 29 мая. Если это произойдет, то жители Лендер окажутся в настоящем медвежьем углу. Как минимум, специализированную медицинскую помощь в экстренном случае оказать будет невозможно.
В конце прошлого года в поселке закрылся пожарный пост. Жителям предложено тушить пожары собственными силами. Конечно, добровольная пожарная дружина в Лендерах существует, но перекладывать на нее функции пожарной охраны – это уже слишком даже для забытого богом поселка. Однако жителям сегодня с риском для жизни приходится изображать пожарных. На днях, рассказал Сергей Козлов, загорелись постройки, которые тушили всеми Лендерами. Пожарные приехали через полтора часа, когда с огнем уже справились.
Годовой бюджет Лендерского поселения составляет 3,1 миллиона рублей – средняя цена автомобиля для чиновника высшего республиканского звена. За три месяца 2011 года главный источник пополнения местной казны – НДФЛ – составил 63 тысячи рублей, что несколько меньше месячной зарплаты карельского министра. Другими словами, три поселка должны три месяца жить фактически на одну зарплату чиновника. Стоит ли удивляться, что местная администрация отключена от электричества, а в поселке забыли, что такое уличное освещение. Спорткомплекс работает на генераторе, который выключают после окончания тренировки. Требование направлять документы в электронном виде для Сергея Козлова звучит как издевательство. Какой электронный вид, если администрация трудится при свечах?
Телефонная связь постоянно дает сбои, примерно 10-15 дней в месяц сюда не дозвониться. Мобильной связи нет, российские операторы до Лендер еще не добрались. Если бы не финны, то был бы совсем швах. Люди приноровились покупать сим-карты в Финляндии. По подсчетам Козлова, получается дешевле, чем у Мегафона. Люди доведены до отчаяния, с завистью наблюдая за благополучием, царящим по ту сторону границы, до которой, кстати, всего 30 километров.
В Лендерах и ближайшей округе даже бензин не купить. Обычно машины заправляют за сотню километров, в Муезерке. Собственно говоря, личный транспорт большую часть года бесполезен – зимой дороги не чистятся, а осенью и весной – непролазная грязь. Устойчивая телефонная связь, пожарная часть, железнодорожное сообщение и сохранение леспромхоза – это минимум, без которого поселок обречен. Но даже этого «прожиточного минимума» сегодня никто не гарантирует. Что будут делать люди, если железная дорога все же выполнит свои обещания? «Если поезд перестанет ходить, железную дорогу местное население быстро на металл разберет», – высказал свои опасения Сергей Козлов. Хочется надеяться, что у руководства железной дороги все же остались зачатки здравого смысла, а у карельского правительства, обязанного защищать интересы населения, – настойчивость и упорство, которые, надеемся, еще не полностью истрачены на покупку дорогих иномарок.
«МК» в Карелии».
Комментарии