В Национальном театре целую неделю играли классика английской драматургии.
В Национальном театре целую неделю играли классика английской драматургии.
По своему почину театр организовал мини-фестиваль шекспировских пьес «Globe» – представил своего «Короля Лира» (режиссер Андрей Дежонов) да еще пригласил на гастроли в Петрозаводск часть немецкой труппы Landestheater с «Ромео и Джульеттой» и студентов Петербургской театральной академии с «Комедией ошибок» (курс Арвида Зеланда). По ходу фестиваля в Доме актера Валерий Ананьин прочитал замечательную лекцию о драматургии Шекспира. Это предприятие, лишенное коммерческого интереса, но вызвавшее большой интерес зрителей, прошло в канун 23 апреля – дня рождения и смерти драматурга.
Предполагалось, что гвоздем всей программы должен стать спектакль «Ромео и Джульетта», объединивший актеров труппы немецкого театра и артистов нашего Национального театра. Режиссер – Ральф Зибельт, прежде поставивший здесь «Кавказский меловой круг» и «Коварство и любовь».
Так оно и вышло. Прекрасная идея – обыграть отсутствие понимания между враждующими кланами, снарядив играть Монтекки немцев, а Капулетти – русских. Ситуация могла бы даже напоминать военные действия: «наши против немцев», но только в несерьезном, лишенном трагизма варианте. Похоже, что семья Джульетты – это карикатура на российскую якобы элиту с бешеным итальянским темпераментом. Маскарад, который они затевают в начале действия, чинно начинается под портретами Путина и стилизованного под Медведева Сергея Лавренова – актера, исполняющего роль Капулетти на площадке, украшенной флажками и шариками цветов государственной символики. Очень быстро праздник превращается в веселую дискотеку с хитом Zdob si Zdub «Видели ночь, гуляли всю ночь». На фоне этого веселья и происходит знакомство героев, которое потом должно превратиться в самую нежную и романтическую историю, печальней которой нет на свете.
Такого развития действия мы ожидаем по инерции. В спектакле, поставленном Ральфом Зибельтом, расклад такой: два обаятельных хулигана (Меркуцио и Бенволио) плюс трепетный Ромео выступают против целого итальянского семейства, шумного, кичливого, ужасно влиятельного. Главным персонажем этой семейки оказывается яркая блондинка – кормилица Джульетты (Эйла Хидман). Как и положено по статусу, она вездесуща, активно участвует во всех сценах и по скорости перемещений ничуть не уступает самой Джульетте. На ее фоне папа и мама героини (Сергей Лавренов и Элли Нярья) превращаются в дохлых рыб. Подлинным темпераментом обладает и Тибальдо, племянник синьоры Капулетти (Вячеслав Поляков). С его гибелью спектакль, по-моему, много теряет.
Вообще, и Меркуцио очень жаль. Меркуцио и Бенволио (Патрик Шнике и Мартин Шульц-Кулон) выступают на сцене в роли двух мимов. Они без конца дурачатся, разыгрывают смешные репризы, клеят девиц из первого ряда и вовсю веселят народ. Когда мы теряем сразу и Тибальда, и Меркуцио, становится грустно: кто теперь будет нас развлекать?
Вот если представить себя в роли режиссера, который берется за такую ответственную классику, в которой уже за века найдены глубокие смыслы и которая была разыграна во всех существующих жанрах. Что тут еще придумывать? Можно растеряться... Ральф Зибельт и в голову не взял рефлексировать. Он взял у Шекспира сюжет, сократил длинные речи, повычеркивал монологи, смешал эпохи, напридумывал гэгов. Добавил сюда брехтовской эстетики (действие имеет отчетливо повествовательный характер, даже используются хоры и экран), элементы мелодрамы (Ромео с саксофоном в луче света замечательно смотрится на фоне усыпальницы любимой), придумал превратить брата Лоренцо (Удо Рау) – всеобщего духовника – в такого отличного сэнсея с бритой головой и бородой как у Гребенщикова и прочая. И эта замечательная смесь вышла легкой, не пошлой, вполне социальной и легко усваиваемой нормальным организмом.
Таким, как у нас. Другое дело, что во всей этой love story не получилось, собственно, любовной драмы. Может, потому что в этой круговерти Джульетта (Людмила Исакова), по идее взрослеющая от сцены к сцене, так и не успела вырасти из образа “девочки-фонтана”, а Ромео (Рауль Землер) так долго добирается к балкону возлюбленной, что тратит на это всю энергию? И никого не смутит эротизм последнего свидания Ромео и Джульетты, и даже голубые трусы героини не смутят, если речь идет о любви или о какой-то страсти. Здесь же так все типично обытовлено, что мы сидим и только переживаем, найдет ли мать Джульетты майку, оставленную любовником дочери, или пронесет. Проносит.
Финал истории имеет подчеркнуто дидактический характер: родители, оставьте свои глупости, откройте глаза и посмотрите на детей – они уже выросли! Мне кажется, что именно об этом в конце спектакля говорит на немецком языке Бенволио.
Тут и острота, и социальная значимость. Нам понравилось!
«МК» в Карелии».
Комментарии