Как сделать школьное образование качественным, а профессиональное – востребованным?
Как сделать школьное образование качественным, а профессиональное – востребованным?
В конце февраля депутаты Законодательного Собрания РК одобрили представленную Главой РК Андреем Нелидовым Концепцию социально-экономического развития республики до 2015 года, определяющую основные стратегические задачи, стоящие перед республикой. Одним из важных блоков этого документа является целевая программа развития образования в Карелии. В каком направлении будет развиваться образование республики в ближайшие 5 лет, какие цели ставит перед собой карельское правительство и насколько сложным будет путь к качественной и максимально доступной системе образования? Об этом мы попросили рассказать министра образования Республики Карелия Александра Селянина. А началась наша беседа с самой болезненной для республики проблемы – с дошкольного образования.
К 2015 году – достойный охват
Очереди в детские сады, когда испуганные родители пытаются «зарезервировать» место в дошкольном учреждении чуть ли не сразу после рождения своего ребенка, стали бедой многих российских городов. Карелия, к сожалению, не является приятным исключением из правила. Устроить ребенка в детское учреждение у нас давно стало трудноразрешимой задачей. Тем не менее, рассказал Александр Селянин, в республике показатели охвата дошкольным образованием даже выше среднероссийского. Если в Карелии этот показатель равняется 72 процентам, то в среднем по России он не дотягивает до 70 процентов. Правда, согласен Селянин, для родителей, годами стоящих в очереди, это слабое утешение.
В результате реализации программы, рассказал карельский министр, к 2015 году охват дошкольным образованием должен достичь отметки в 90 процентов. Интересно, что в федеральной целевой программе к 2015 году планируют добиться 90-процентного охвата только дошкольников старшего возраста, то есть детей в возрасте 5-6 лет. В Карелии уже сейчас охват дошкольным образованием детей, которые готовятся пойти в школу, составляет 95 процентов.
Принципиально важным моментом, свидетельствующим о том, что правительство кардинально изменило подходы к решению этой проблемы, является решение о софинансировании из республиканского бюджета муниципальных программ, нацеленных на создание дополнительных мест в дошкольных учреждениях. В республиканском бюджете на 2011 год на эти цели заложено 70 миллионов рублей. Учитывая, что в среднем создание одного места обходится в сумму от 150 до 50 тысяч рублей, только за счет республиканской казны в этом году удастся открыть дополнительно 600 мест для детей. Понятно, что свою финансовую лепту в непростое дело развития дошкольного образования должна внести и муниципальная власть. При этом в каждом конкретном случае должно быть решено, что экономически более целесообразно: строить новые дошкольные учреждения или ремонтировать старые здания. По словам Александра Селянина, принято принципиальное решение о строительстве трех детских садов в поселках Калевала, Ильинский и в городе Петрозаводске. К сожалению, в этом году так и не появилось федеральной программы финансирования строительства современных дошкольных учреждений. Пока федеральный бюджет готов материально поддержать только программы подготовки специалистов государственных и муниципальных органов власти, отвечающих за уровень доступности дошкольного образования.
Министр отметил, что перспективной темой на будущее является развитие семейных форм дошкольного образования. По его словам, на сегодняшний день главным препятствием на пути семейного дошкольного образования является неразвитость нашего законодательства.
Лучше меньше, да лучше
В список приоритетных направлений попала система начального и среднего профессионального образования, которая последние двадцать лет находилась в тени высших учебных заведений. Селянин не стал скрывать, что за последние десятилетия материально-техническая база карельских профтехучилищ и техникумов пришла в откровенный упадок. Понятно, что на морально и физически устаревшем оборудовании невозможно подготовить хороших специалистов, в которых сегодня нуждается рынок. С другой стороны, стихийное развитие профессионального образования привело к тому, что училища и техникумы самопроизвольно открывали различные специальности, не согласуя свои программы с тенденциями рынка. Понятно, что оснастить современным оборудованием все учебные заведения сегодня не представляется возможным. «Лучше меньше, да лучше», – вспомнили в Карелии знаменитый ленинский лозунг. В министерстве образования решили пойти по пути создания хорошо оснащенных отраслевых многоуровневых центров, которые будут работать в тесной связи с работодателями. Первой ласточкой в формирующейся системе профессионального обучения стал Технологический лицей в Петрозаводске, где теперь сконцентрированы строительные специальности. Для лицея было приобретено дорогостоящее оборудование, позволяющее заниматься даже производством небольших деревянных домов. Технологический лицей стал центром сотрудничества с руководителями строительных компаний. В итоге учащиеся смогут проходить практику в строительных фирмах, а работодателей приглашают принять участие в экзаменационных комиссиях и уже на уровне обучения присматривать себе кадры. В настоящее время в министерстве завершается разработка программы модернизации профессионального образования, которая предусматривает создание многоуровневых центров по всей республике. Как рассказал Селянин, в течение пяти лет сельскохозяйственные центры профобучения появятся в Олонце и Сортавале, лесная отрасль будет получать кадры из сегежского и петрозаводского центров, Костомукшский многоуровневый центр сконцентрируется на специальностях для горнодобывающей промышленности, а кадры для машиностроения и туристического бизнеса будут «ковать» в карельской столице. На укрепление материально-технической базы новых центров в 2011 году предусмотрено 26 миллионов рублей. Параллельно совместно с финской стороной разрабатывается проект обучения предпринимательству. К примеру, при Технологическом лицее предполагается создать пилотную площадку, где учащиеся будут строить деревянные дома вместе с инженерной «начинкой». Затем готовый комплекс можно будет использовать для обучения поваров, официантов или специалистов гостиничного бизнеса. Не секрет, что система профессионального обучения на уровне общественного сознания часто воспринимается как вариант для детей из малообеспеченных и неблагополучных семей. По мнению министра, профессиональное образование не должно быть «камерой хранения» для тех, кто не смог поступить в вузы. Оно должно превратиться в эффективную систему подготовки востребованных на рынке кадров.
От зубрежки – к знаниям
Огромную дискуссию в обществе вызвали новые стандарты школьного образования. Александр Селянин убежден, что тот шок, который пережили многие россияне от нововведений российского министерства образования, связан с непониманием происходящих процессов. В новых стандартах, объяснил министр, речь идет об изменении самой концепции образования и переходе к компетентностному подходу. По словам Александра Селянина, новый подход означает переориентацию учеников от механического заучивания текста учебника к умению находить информацию и работать с ней. Карельский министр убежден, что критика, которая раздается в адрес новых стандартов, зачастую связана с необходимостью психологической перестройки устоявшихся традиций, когда учитель был всегда и во всем прав. Современное же образование должно ориентироваться на развитие индивидуальности, когда ученик не просто заучивает определенный объем информации, а способен формулировать и защищать собственную позицию, дискутировать с учителем. Селянин уверяет, что страхи по поводу того, что образование станет платным, не имеют под собой никаких оснований. Новые стандарты подразумевают довольно широкую свободу выбора, когда ученик может сформировать фактически индивидуальную программу обучения в соответствии со своей будущей профессией.
Еще одной особенностью новой системы является дополнительное образование – различные кружки, секции, студии. В Карелии внедрение новых стандартов начнется с начальных классов. О том, как новая система образования покажет себя на практике, на личном опыте проверят первоклассники, которые придут в школу в сентябре 2011 года. Александр Селянин рассказал, что наконец-то удалось устранить огромную несправедливость в оплате труда учителей начальных классов, нагрузку которых приравняли к учебной нагрузке учителей среднего и старшего звена. Другими словами, с нового учебного года нагрузка для учителей младших классов уменьшится с 20 до 18 часов в неделю.
Количество определит качество
Естественно, в новой программе развития образования значительное место уделено системе финансирования образовательных учреждений. Александр Селянин является последовательным сторонником нормативно-подушевого принципа финансирования школ, который подразумевает, что за каждого ученика учебное заведение получает строго определенную сумму. Другими словами, чем больше учащихся выбрало данную школу, тем богаче бюджет данного учебного заведения. Таким образом, государство пытается материально стимулировать школы на повышение качества образования. Сейчас субвенция, которая поступает в муниципалитеты республики, распределяется несколько иначе. Местные органы власти искусственно выравнивают материальные возможности школ, одним занижая норматив, а другим его завышая. «Мы будем добиваться, чтобы соблюдался принцип равенства финансирования», – настаивает Селянин. Он считает, что «поблажки» можно делать в исключительных случаях сельским школам, расположенным в отдаленных поселках. Во всех других вариантах нужно искать разумные компромиссы. «Государство готово возить детей на автобусах, если этого требует объективная ситуация», – сказал Александр Селянин. В этом году министерство планирует приобрести 11 школьных автобусов.
Несмотря на то, что в Карелии уже несколько лет действует новая система оплаты труда, она, по мнению министра, по-настоящему так и не заработала. Сегодня фонд стимулирования составляет всего 12 процентов. Александр Селянин убежден, что пока фонд стимулирования не достигнет 30 процентов, новая система оплаты труда не даст тех результатов, ради которых она создавалась. Огромная проблема, по его мнению, раздутый в некоторых школах административно-управленческий аппарат и слишком серьезная диспропорция между зарплатой учителей и руководителей. «Мы будем вносить изменения в законодательство, чтобы вывести непрофильные расходы и создать, действительно, справедливую систему финансирования», – сказал Александр Селянин.
«МК» в Карелии».
Комментарии