Церемония вручения «Онежской маски» удивила даже самих победителей.
На прошлой неделе в столице Карелии прошла церемония вручения театральной премии «Онежская маска». Московские критики, которым была доверена роль жюри, с творчеством карельских служителей Мельпомены познакомились еще в декабре. Но свое решение держали в тайне до конца марта, когда отмечается Международный день театра.
У жюри высшей театральной премии республики участь незавидная. К какому бы решению ни пришли судьи, всегда найдутся те, кто не одобрит их решение. Вот такая субъективная вещь театр.
За последние годы устав премии «Онежская маска» менялся несколько раз. Министерство культуры Карелии и Союз театральных деятелей стремились к объективности, чтобы, в конце концов, ни у кого не было повода заподозрить участников голосования в пристрастности или желании раздать «всем сестрам по серьгам». Согласно последнему варианту устава, в жюри вошли театральные критики, которые часто бывают в Петрозаводске, хорошо знают театральную среду Карелии и, что самое главное, им доверяют актеры – Елена Горфункель, Елена Маркова, Надежда Таршис и другие знатоки театральных направлений.
Сами критики на праздник не приехали. То ли из-за кризиса денег не нашлось, то ли все средства потратили на знаменитых гостей – в числе приглашенных были Валентин Гафт, Ольга Волкова и Роман Карцев.
За решение жюри пришлось отдуваться его председателю – министру культуры Карелии Галине Брун. Правда, это было уже в конце вечера. А в самом его начале на сцену вышел просто, без помпы директор Государственного молодежного театра «Творческая мастерская» Александр Побережный-Береговский. Он рассказал зрителям, что в этом году его театру поручили провести церемонию награждения «Онежской маской». И впервые эта церемония пройдет на профессиональном уровне. Сидящие в зале не очень поняли, чем же были плохи все предыдущие церемонии, но поверили на слово.
– Сейчас откроется занавес, и вы увидите зияющую черную пустоту голой сцены, – стал дальше интриговать театралов Побережный-Береговский. – Мне хотелось сделать акцент на таланте актера в пустом театральном пространстве.
Конечно, директор театра хотел сказать о том, что именно артисты наполняют эту пустоту сцены особым смыслом, одухотворяют и оплодотворяют ее. Но многие поняли по-своему: из театров исчезли режиссеры-личности. Возможно, этот «кризис жанра» охватил всю страну, поэтому появление более-менее яркого художника сразу становится заметным явлением. Так, настоящим событием прошлого театрального сезона стала премьера Театра кукол по произведению Карела Чапека «Собачья сказка».
Режиссер «Собачьей сказки» Наталья Пахомова поднялась первой на сцену, чтобы получить «Онежскую маску» в номинации «Лучший спектакль для детей». И это была первая неожиданность вечера – «Собачья сказка» выдвигалась на «лучший спектакль года», а не на лучшую детскую постановку. Мало того, коллектив Театра кукол с этим спектаклем претендует на главную театральную премию страны – «Золотую маску». Причем сразу в четырех номинациях.
Но члены жюри посчитали, что самое место кукольному спектаклю среди постановок для детей. «Жюри проявило волю» – объяснил зрителям ситуацию ведущий вечера Олег Липовецкий.
За вечер судьи «проявили волю» еще три раза, удивив своим решением и талантов, и их поклонников. Но это будет позже. А пока ничего не подозревавшие зрители смеялись над шутками гостей. Народная артистка России Ольга Волкова, известная по кинофильмам Эльдара Рязанова и всевозможным сериалам, рассказывала байки из жизни петербуржцев. Валентин Гафт, растроганный теплым приемом в Петрозаводке, готов был до бесконечности читать свои стихотворные пародии на коллег. А Роман Карцев исполнил собственную миниатюру про Чарли Чаплина, который явился ему во сне.
«Онежскую маску» карельские актеры получали из рук столичных знаменитостей. Балет Кирилла Симонова «Жар-Птица» был отмечен как новация. Ольга Потретова не была в списках номинантов. Но члены жюри отдали ей приз за «Лучшую женскую роль второго плана» в рок-опере «Бьярмия» Национального театра. В придачу к премии Ольга получила еще и колечко на удачу от Ольги Волковой.
Муж Оли Вячеслав Поляков тоже получил маску – в номинации «За лучшую мужскую роль второго плана». «Лучшей женской ролью» была признана прекрасная Галатея, партию которой в одноименной опере Музыкального театра исполнила Надежда Павлова. Александр Терентьев получил диплом за «Лучшую мужскую роль» в спектакле «Собачья сказка». А молодой артист «Творческой мастерской» Сергей Веселов был отмечен за дебют на сцене.
Вручать самую главную награду – за лучший спектакль года – вышла на сцену министр Галина Брун. Ведущие объявили номинантов, министр культуры вскрыла конверт. Но результаты объявить не спешила.
– Объявляйте следующую номинацию! – приказала она ведущим.
Олег Липовецкий с Викторией Федоровой переглянулись и пожали плечами, но министр еще более требовательно велела артистам «отрабатывать».
– Да нам, собственно, нечего отрабатывать, – парировал Липовецкий. Зрители недоуменно наблюдали за этой перепалкой на сцене. Наконец, выяснилось, что жюри решило не присуждать главной премии года. Вместо этого критики придумали две новые номинации, которые, по их мнению, больше отвечали «содержанию» постановок.
Спектакль Андрея Тупикова «Марьино поле», поставленный в «Творческой мастерской», и рок-опера Национального театра «Бьярмия» разделили премию «За жанровые поиски в освещении отечественной истории». А четыре актрисы – Людмила Зотова, Тамара Румянцева, Галина Москалева и Галина Дорешкина, – исполнившие роли трех старух и коровы в «Марьином поле», получили диплом за великолепный актерский ансамбль.
Собственно, на этом церемония награждения закончилась. Зрители расходились в легком недоумении. И нельзя сказать, что кто-то получил премию несправедливо. Но все равно осталось какое-то до боли знакомое чувство: хотели как лучше, а получилось как всегда. И праздник вроде получился, а все равно остался осадок. Как будто снова раздали «всем сестрам по серьгам», лишь бы никого не обидеть.
Комментарии