Такими методами новые руководители карельского Управления государственного автодорожного надзора "воспитывают" своих подчиненных.
Такими методами новые руководители карельского Управления государственного автодорожного надзора "воспитывают" своих подчиненных.
Из прокуроров – в автодорнадзор
В минувшем феврале на редакционную почту сайтов "Столица на Онего" и Деловой интернет-газеты "Вести Карелии" пришло тревожное электронное письмо. К сожалению, оно оказалось анонимным, тем не менее, мы считаем необходимым опубликовать его с необходимыми сокращениями и небольшой стилистической правкой.
- В конце мая 2015 года в карельском Управлении государственного автодорожного надзора (УГАДН) сменилось руководство: на смену Владимиру Молодинскому из Санкт-Петербурга, оттуда же пришел Рафаил Галикеев, - говорится в этом письме, озаглавленном его автором "Как и за что увольняют в Госавтодорнадзоре". – Галикеев привез с собой целую команду преданных ему людей. Скорость засилья приезжих поражает: все ключевые посты за считанные месяцы были "переданы" не карелам. Хороших специалистов запугивали, им угрожали и кое-кого даже избили с целью освобождения рабочих мест "для своих". Факт, что с мая по декабрь прошлого года уволилась большая часть опытного инспекторского состава, говорит сам за себя. Вместо профессионалов, которых выжили, набираются "свои" люди без специального образования. Так, на стационарный пост весового контроля (СПВК) взят госинспектором бывший хоккеист, ничего не понимающий в весах и фурах. Спрашивается, зачем? Ответ очевиден. В прошлом году поменялось законодательство в сфере транспорта, во много раз увеличились штрафы за перегруз, и это не могло не заинтересовать новое начальство.
Те же, кто пока еще остался на посту весового контроля, получают сейчас не больше 25 тысяч рублей в месяц, хотя работают фактически круглосуточно. Графики составляются так, что неугодные инспекторы не успевают даже отдыхать после напряженной смены. Моральное давление, унижение и грубость по отношению к подчиненным, общение с коллективом на мате, похоже, стало привычкой для нового руководства УГАДН. Не удивительно, что почти всю его верхушку ранее уволили из прокуратуры, что вполне понятно: если такими же методами они восстанавливали закон и порядок там, откуда приехали в Карелию, то удивляться этому не стоит.
Поскольку оставить без внимания такой крик души мы не могли, журналист "Вестей Карелии" попыталась разобраться, так что же на самом деле происходит в стенах этого серьезного государственного ведомства? Скажем сразу: подготовить эту публикацию оказалось крайне сложно. Многие нынешние работники Управления госавтодорнадзора поначалу охотно шли на контакт с журналистом и рассказали немало интересного о происходящем в их организации. Однако позже они попросили не называть их имена в печати. Все эти люди рассказали нам много интересного о стиле руководства в государственном учреждении, которое возглавил господин Галикеев.
Уже не прокурор, зато генерал
Рафаил Галикеев
33-летний Рафаил Галикеев был назначен министром транспорта России Максимом Соколовым на должность начальника карельского Управления госавтодорнадзора в конце мая прошлого года, сроком на год. За какие именно "заслуги" господину Галикееву в столь молодом возрасте досталась, по сути, генеральская должность - остается только догадываться. Ладно бы, у него имелся достаточно большой и хороший опыт в сфере автодорнадзора, но такового у Рафаила Галикеева нет. Потому как до нынешнего назначения он примерно только полгода успел отработать заместителем начальника отдела контроля международных автомобильных перевозок Северо-Западного межрегионального УГАДН в Санкт-Петербурге. А ранее господин Галикеев какое-то время работал старшим помощником прокурора в Уфе. Почему его не устроила престижная прокурорская деятельность, либо его кандидатура не приглянулась самому надзорному ведомству – нам неизвестно. Но, так или иначе, Рафаил Галикеев оказался в городе на Неве и, поговаривают, довольно быстро нашел общий язык с руководителем Северо-Западного УГАДН Валерием Куликовым. Последний, по нашим данным, и порекомендовал его на вышестоящую должность в Карелию, несмотря на большие сомнения федерального руководства.
Мастер по увольнениям
Как рассказал журналисту "Вестей Карелии" теперь уже бывший начальник Костомукшского межрайонного отдела карельского Управления госавтодорнадзора (в который также входят Калевальский и Муезерский районы) Алексей Захаров, назначению Рафаила Галикеева на высокую должность в Петрозаводск поспособствовал являвшийся тогда первым заместителем главы республики Олег Громов. Именно он, по словам Алексея Захарова, по этому поводу тогда встречался с руководителем Северо-Западного управления Валерием Куликовым. А немногим позже Олег Юрьевич убедил губернатора Александра Худилайнена подписать в Министерство транспорта России письмо с согласованием кандидатуры господина Галикеева.
- Так Рафаилу Галикееву удалось сделать головокружительную, из области фантастики, карьеру, хотя у него не хватает, например, знаний в области контроля международных перевозок, - говорит Алексей Захаров, более 23-х лет проработавший в карельском автодорнадзоре. – Очевидно, понимая это и учитывая молодость, а, значит, отсутствие хорошего опыта руководящей работы у Галикеева, Москва, по имеющейся у меня информации, не хотела назначать его на нынешнюю ответственную должность. Но потом, в силу каких-то непонятных причин, все-таки сделала это.
По информации Алексея Захарова, только вступив в должность, Галикеев без всякого стеснения заявил подчиненным буквально следующее: "Вы мне не кумовья, и не сватья, чтобы я вам доверял". И почти сразу начал откровенно выживать руководящих работников управления с тем, чтобы на освобождающиеся места назначить своих знакомых из-за пределов Карелии.
- Лично мне Галикеев пригрозил, что если я не уйду по "собственному желанию", он найдет другой способ уволить меня, но уже за утрату доверия, - с горечью рассказал Алексей Захаров. – Не выдержав такого психологического давления, в канун нового года я уволился из Управления.
Правда, поначалу Захаров пытался противостоять бесцеремонному натиску Галикеева. Однако, последний в ноябре прошлого года организовал проверку работы Костомукшского отдела, по результатам которой, как и следовало ожидать в подобной ситуации, выявили определенные нарушения. Хотя, подчеркнул Алексей Захаров, буквально за две недели до этого, в октябре, деятельность тогда еще возглавляемого им межрайонного отдела "проверяли сотрудники прокуратуры, не высказавшие особых претензий".
Похожая ситуация стала причиной увольнения и другого специалиста в области транспорта Андрея Наумова, проработавшего здесь более 20 лет, последнее время – исполняющим обязанности замначальника Управления.
- Считаю, что Галикеев решил избавиться от него, потому что при проведении различных совещаний на фоне профессионала Наумова он заметно терял авторитет, проявляя свою некомпетентность в оценке различных производственных ситуаций, - прокомментировал ситуацию недавний заместитель начальника отдела госавтодорнадзора Управления, майор милиции в отставке Василий Балаевский, еще один опытный специалист, которого Рафаил Галикеев "выжил" с работы. - Корректные поправки и отстаивание Наумовым, на котором, по сути, и держалась вся контрольно-надзорная деятельность Управления, включая четыре межрайонных отдела, воспринимались им как вмешательство в руководство. И поскольку по характеру Галикеев очень мстительный человек, потому и избавился от Наумова, Захарова, и от меня тоже. Мне он цинично заявил, что уволить меня не составит труда, и аналогично пригрозил, что если я не уйду добровольно, ко мне "будут приняты все меры административного давления, с последующим увольнением по негативной статье". И мне ничего не оставалось делать, как уйти по собственному желанию.
Василий Балаевский
С возмущением Василий Балаевский рассказал и о том, как Рафаил Галикеев постоянно "опускался до откровенных оскорблений и унижений своих подчиненных в присутствии посторонних лиц".
Из местных руководящих кадров в УГАДН остался только 62-летний заместитель начальника Управления Сергей Першин, на котором, считает Василий Балаевский, сегодня держится работа Управления. Уволить же Сергея Першина Рафаил Галикеев не имеет права, поскольку в 2014 году Ространснадзор заключил с Сергеем Николаевичем контракт на три года.
Своя рубашка ближе к телу
В первый же месяц пребывания в новой должности Рафаил Галикеев пригласил работать под его руководством двоих хороших знакомых, затем четверых, и потом еще одного. В результате должности уволенных и, подчеркнем особо, профессионально работающих местных специалистов, заняли, по мнению работников Управления, случайные люди. Так, например, начальником отдела кадрового, правового и организационно- аналитического обеспечения стал некий Дмитрий Краснопевцев из Ленобласти, в прошлом коллега Рафаила Галикеева по прокурорской службе. Заместителем начальника отдела автотранспортного и автодорожного надзора (вместо Василия Балалевского) был назначен другой протеже Рафаила Фаиловича – бывший военный Евгений Шелковников из Санкт-Петербурга. Оттуда же прибыли экс-хоккеист, вскоре ставший госинспектором (о нем говорится в полученной нами жалобе) и даже водитель, которых в Карелии, очевидно – большой "дефицит".
Ну да бог с ними, приезжими, в конце концов, они тоже люди, желающие занять свое теплое место под скудным северным солнцем. В этой ситуации более интересно другое: на какие средства они живут-кормятся в Карелии?
- Для меня – это самая большая загадка, - сказал журналисту "Вестей Карелии" один из ответственных работников Управления, давно работающий здесь. – Судите сами: если официальная зарплата еще не заработавшего "северный" стаж Рафаила Галикеева может составлять максимум 30 тысяч рублей в месяц, а приехавших за ним подчиненных и того меньше, то на какие деньги все они снимают квартиры, питаются, и тому подобное? За счет предыдущих накоплений? Едва ли. Потому что если бы все эти приезжие имели в запасе приличные деньги, они наверняка не поехали бы в Карелию работать, для них, за сущие копейки.
В этой связи наш собеседник, очевидно, не без оснований предположил, что получать приличную зарплату определенные сотрудники Управления могут, например, "за счет фонда оплаты труда всего коллектива и премиального фонда". Иначе, недоумевает действующий сотрудник Управления, чем объяснить, что в распечатках зарплатных листков некоторых приезжих, значатся куда большие суммы, нежели, при объективной оценке их труда, они могли бы получить на своем месте. К примеру, в платежном квитке водителя значится, что в декабре он заработал целых 50 тысяч, тогда как, по информации наших источников в Управлении, прежде местный водитель получал максимум 20 тысяч в месяц.
- На планерке в октябре прошлого года Денис Краснопевцев выразил недоумение, как мы можем работать за такие небольшие деньги, тогда как он только за снимаемую им квартиру платит 24 тысячи рублей в месяц, - рассказал госинспектор Сергей, подполковник милиции в отставке, сообщивший, что с появлением приезжих заработок местных сотрудников Управления значительно уменьшился. Это нашему изданию подтвердили и работающие на посту госинспекторы, по словам которых, сейчас "они ежемесячно получают всего лишь по 20 с небольшим тысяч рублей голой зарплаты", тогда как раньше им выплачивали еще и приличное материальное стимулирование.
- Наш прежний руководитель Владимир Молодинский делил премии по-честному, - говорит госинспектор Сергей. – А сейчас они до нас, местных сотрудников, почему-то практически перестали доходить, и размер иногда выдаваемых премий значительно уменьшился. Более того, при нашем тяжелом труде, круглосуточном нахождении на посту в любую погоду, не все госинспекторы обеспечены сезонной спецодеждой и обувью. В ноябре прошлого года зимнюю форму дали только отдельным инспекторам, а обувью никого не обеспечили. И при этом, нам постоянно приходится перерабатывать (копии нескольких графиков учета выхода на смену инспекторов в распоряжении "Вестей Карелии" имеются – прим. ред.). Для сведения: среднемесячная годовая выработка часов госслужащими (в данном случае, - госинспекторами Управления), согласно Постановлению российского правительства, последние два года не должна превышать 164.25 часа (без учета возможной переработки не более 120 часов в год).
То же самое рассказал нашему изданию и дежуривший в тот день на посту другой госинспектор, сообщивший, что его переработка, например, за январь составила более 100 часов, праздничные им не оплачиваются, а зимнюю одежду и обувь ему не выдали.
Более того, графики с переработкой, чтобы ее скрыть, в Управлении переписываются. Обращаться же с жалобами в трудовую инспекцию госинспекторы не осмеливаются, - себе дороже выйдет. В результате упомянутый выше Сергей, долгие годы служивший старшим инспектором отдела охраны общественного порядка МВД республики, с его слов, устав от этих проблем, высокомерного общения Галикеева и его команды с подчиненными, совсем недавно тоже уволился из УГАДН.
Аналогичное желание в приватной беседе с журналистом высказали и другие работники Управления, включая квалифицированных госинспекторов. К такому шагу их невольно подталкивает совершенно дикий случай, произошедший с госинспектором Вадимом (имя по его просьбе изменено).
И впридачу обыскали
Это случилось в середине февраля, в разгар рабочего дня. В тот день добросовестно проработавший в УГАДН почти 11 лет Вадим, по рабочим делам был в Управлении на улице Новосулажгорской, 20 "а". В какой-то момент его пригласили к Рафаилу Галикееву, в кабинете которого тогда находились начальник отдела кадрового, правового и организационно-аналитического обеспечения Дмитрий Краснопевцев и замначальника отдела автотранспортного и автодорожного надзора Евгений Шелковников.
Галикеев стал предъявлять претензии Вадиму, что он полчаса отсутствовал непосредственно на посту. Объяснение Вадима, что он в это время в здании поста заполнял служебные журналы по окончании смены, почему-то не устроило Галикеева, и он фактически приказал ему написать заявление об увольнении. Вадим отказался, заявив, что никакой вины за собой не чувствует. После этого бывший военный Шелковников, перегнувшись через стол, схватил сидевшего напротив него Вадима за шиворот и швырнул на пол. Затем вся троица стала возмущаться: что ты разлегся, вставай, а Галикеев, подойдя к окончательно растерявшемуся Вадиму, ребром ладони ударил его по шее. К процессу противоправного унижения подчиненного подключился и бывший прокурорский работник Денис Краснопевцев. Очевидно, вспомнив полученные в надзорном ведомстве знания, экс-прокурор бесцеремонно обыскал Вадима: а вдруг да он тайком записывает все, что происходит?
Об этом журналисту "Вестей Карелии" рассказали коллеги Вадима по совместной работе госинспекторами и другие работники Управления, с которыми он поделился произошедшим с ним обидным чрезвычайным происшествием. Такое, сказал им Вадим, с ним случилось впервые в жизни, и подобное он не пожелает даже врагу.
На встречу с журналистом Вадим пришел. Однако вспоминать произошедшее с ним в кабинете начальника Управления серьезного государственного ведомства, где над ним откровенно поиздевались чиновники, не пожелал. Обмолвился лишь, что "боится потерять эту работу". А у него новая семья, маленький ребенок, и еще нужно платить алименты. Потому, обмолвился Вадим, он готов терпеть до конца мая, когда Галикеев собирается уйти на повышение.
Но все-таки мы договорились, что если Галикеев и его "команда" подадут в суд на автора этих строк и Интернет-газету "Вести Карелии", Вадим подтвердит случившееся в кабинете Галикеева в судебном заседании.
К тому же, обо всем этом Вадим рассказал и членам комиссии Ространснадзора, во второй половине февраля проверявшей деятельность карельского УГАДН.
"Пусть водитель сам жрет мясо"
Прежде чем рассказать о другой нехорошей истории, случившейся с секретарем приемной начальника Управления Ниной (имя по ее просьбе также изменено), и некоторых других сторонах работы УГАДН, для понимания ситуации остановимся на принципах работы СПВК – стационарного поста весового контроля, действующего на 421-м километре трассы "Кола".
Как рассказали нам в Управлении, с 24 июля 2015 года работники поста получили право останавливать и взвешивать транспортные средства (ТС), осуществляющие внутрироссийские перевозки, тогда как раньше это делали сотрудники ДПС. И если масса ТС или нагрузка на ось оказывается выше допустимой, на водителя накладывается штраф в размере от 1 до 10 тысяч рублей, в зависимости от перегруза. Штраф же для юридических лиц, к которым приравниваются и индивидуальные предприниматели, неизмеримо больше – от 100 до 500 тысяч рублей, аналогично в зависимости от перегруза. И если протокол и постановление о привлечении водителя-виновника к административной ответственности составляет госинспектор на СПВК, то в отношении юридического лица эти документы оформляются в Управлении. Понятно, что это может занять определенное время, в течение которого перевозимые дальнобойщиком те же продукты могут испортиться на штрафстоянке. И в таких случаях тем более необходима четкая работа уже самого Управления, за которую его сотрудники получают зарплату.
Но вот что случилось в один из дней в конце февраля. Как сообщила секретарь Нина нашему изданию, тогда в приемную позвонил водитель, перевозивший 18 тонн охлажденного мяса. Он попросил как можно быстрее наложить резолюцию на его заявление с просьбой разрешить ему взять автомобиль с грузом со штрафной стоянки, поскольку мясо уже начинает портиться.
- Вначале я обратилась по этому вопросу к Шелковникову, но он попросту отмахнулся, и тогда я позвонила Краснопевцеву, - рассказала Нина. – В ответ он заявил, что "пусть водитель сам жрет эти 18 тонн мяса и посоветовал мне посылать их всех на три известные буквы".
А после Галикеев устроил Нине настоящий разнос.
- Нина – хороший сотрудник и человек, - говорит Василий Балаевский. - Могу подтвердить, что Галикеев, используя надуманные предлоги, всячески унижал ее, тем самым, считаю, вынуждая уволиться. Я неоднократно видел, как после общения с ним Нина плакала, и сослуживцы отпаивали ее чаем с успокоительными таблетками.
Сейчас Нина уже не сидит в приемной, а обрабатывает документы в отделе автодорнадзора этажом ниже. Но хватит ли у нее терпения и дальше работать в Управлении в такой нездоровой обстановке?
Мы побеседовали и с одним из местных перевозчиков грузов, Виктором, который, по словам госинспекторов, был не согласен с наложенным на возглавляемую им фирму большим штрафом за перегруз. Как сообщил Виктор, по этому вопросу он неоднократно встречался с Галикеевым и в результате "доказал свою правоту".
Назвали нам и две питерские фирмы, представители которых, по информации госинспекторов, с аналогичными претензиями также были на приеме у Рафаила Галикеева. Однако чем закончились их встречи, нам неизвестно.
"Президент" под зонтиком
Некоторые, как бывшие, так и нынешние подчиненные, за глаза называют Рафаила Галикеева "барином, баем", и, вероятно, не случайно. В подтверждение они со смехом рассказали нам забавный случай. Летом прошлого года на СПВК состоялось торжественное мероприятие по случаю начала контроля карельским Управлением госавтодорнадзора за внутрироссийскими перевозками грузов. Для участия в нем прибыли руководители республиканского УГИБДД, комитета по транспорту, других ведомств.
И все они буквально остолбенели, увидев, как из подъехавшей на пост перед самым началом мероприятия иномарки "Ниссан-Тиано", как выразились наши собеседники, "вальяжно вынес себя господин Галикеев", перед которым водитель предусмотрительно открыл дверцу, а затем стал держать над ним зонтик (накрапывал небольшой дождь), как это обычно делает президентская охрана.
И последнее. Как рассказали бывшие и нынешние работники Управления, Рафаил Галикеев, годичный контракт Ространснадзора с которым заканчивается в конце мая, не скрывает, что хочет быстро сделать карьеру, при этом всегда подчеркивая, что не намерен задерживаться в Карелии. По информации Василия Балаевского, Рафаил Галикеев метит на должность заместителя начальника Северо-Западного УГАДН, которое, напомним, возглавляет Валерий Куликов, порекомендовавший назначить его руководителем карельского управления.
Когда эта статья готовилась к печати, журналист "Вестей Карелии" позвонила Рафаилу Галикееву с просьбой прокомментировать содержание поступившей на него серьезной жалобы, с которой мы предложили ему ознакомиться. Однако Рафаил Фаилович сразу же отказался.
- Я назначен на эту должность министром транспорта России Максимом Соколовым, - сказал Рафаил Галикеев. – И как государственный человек, не могу и не хочу тратить рабочее время на обсуждение сплетен, что бабушка сказала, что дедушка сказал. И поскольку за свою работу я получаю бюджетные средства, повторяю, я не могу тратить рабочее время на болтовню.
Сергей Сарицкий
Редакция "Вестей Карелии" просит и.о.руководителя Ространснадзора Сергея Сарицкого прочесть эту статью и сделать правильные выводы.
Светлана ЛЫСЕНКО
Комментарии