Модернизация карельского образования приведет к дефициту школьных мест?
Модернизация карельского образования приведет к дефициту школьных мест?
В последнее время слово «модернизация» в республике многие воспринимают, мягко говоря, с опаской. Достаточно вспомнить, чем обернулась для муниципальных учреждений здравоохранения реализация идеи одноканального финансирования, которая была реализована по инициативе карельского правительства в большинстве районов республики в прошлом году. Фактически муниципальные учреждения здравоохранения попали на голодный паек, и для того, чтобы выжить, им теперь все чаще приходится переходить на «коммерческие отношения» с пациентами.
Теперь дошла очередь до модернизации школьного образования…
В конце мая нынешнего года карельское правительство издало распоряжение, которое устанавливает методику нормативного подушевого финансирования школьного образования. Документ этот появился в рамках реализации комплексного проекта модернизации карельского образования. Несколько школ Петрозаводска перейдут на новую систему финансирования уже в сентябре 2008 года. В качестве пилотной территории выбраны одиннадцать школ города, расположенных на Древлянке, в Сулажгоре, Соломенном, районе Кирпичного завода. Правда, в управлении образования города, понимая, что школьная модернизация необходима, одновременно всерьез беспокоятся: не ударит ли «подушевое финансирование» по детям, которые учатся в отдаленных районах города?
Сегодня школьное образование финансируется, исходя из установленных в республике финансовых нормативов. В этом году финансовый норматив составлял 20220 рублей в расчете на одного учащегося в год. С 1 июля он был увеличен до 22232 рублей. Объем субвенций на школьное образование зависит от числа учащихся, помноженных на этот самый норматив. При этом подразумевается, что выделяемых республикой денег должно хватить на зарплату учителей, различные социальные отчисления, приобретение оборудования, учебников, мебели, компьютеров и прочих «материальных ценностей», без которых сложно представить современный процесс образования. Между тем в администрации города утверждают, что реальные затраты на учебный процесс во многих школах значительно превышают установленные республикой нормативы. Особенно в школах, где есть коррекционные классы и классы с углубленным изучением предметов.
К примеру, содержание одного ученика в школе № 25, где занимаются слабослышащие дети, обходится в 96 тысяч рублей, то есть в четыре раза дороже, чем это предписывается финансовыми нормативами. Лавировать в этих условиях администрации удавалось фактически за счет престижных школ, пользующихся особой популярностью у горожан. Ведь финансировались школы, образно говоря, из «общего котла».
Принципиальное отличие новой методики, разработанной карельским правительством, заключается в отходе от «уравниловки». Финансовые средства школы будут получать в зависимости от того, сколько школьников обучается в конкретном учебном заведении.
С одной стороны, это, конечно, даст дополнительный импульс для развития тем школам, которые сегодня демонстрируют высокий уровень подготовки детей и имеют имидж успешных образовательных учреждений. Но при этом если сельским школам позволяется иметь неполные классы, где обучается менее 25 человек, то на городские школы данное «послабление» не распространяется.
Именно это обстоятельство, считают в управлении образования петрозаводской администрации, может стать серьезным социальным ударом для петрозаводчан. Одно дело – лицеи и гимназии, где нет отбоя от желающих, и совсем иное – школы, расположенные в отдаленных или не самых престижных микрорайонах карельской столицы.
К примеру, в школе № 19, расположенной в районе Птицефабрики, в 6 классах обучается 72 ученика. Как ни мешай классы, все равно по 25 человек не выходит. И таких школ немало. Между тем для того, чтобы получить достойное финансирование, необходимо иметь полные классы. Последствия очевидны: переведенные на новую систему школы постараются либо закрыть неполные классы, либо объединить их, в результате чего одному учителю придется справляться с аудиторией в 30-35 человек. Понятно, что на качество образования это повлияет не лучшим образом.
О доступности образования говорить вообще не приходится. Куда должны ехать дети из Соломенного, если закроется неполный класс? В центр города? В таком случае государство обязано организовать бесплатную доставку детей до школы и обратно. Ведь понятно, что, с одной стороны, многие семьи просто финансово не потянут оплату проезда своих детей, а, с другой, отправлять школьников одних на маршрутках просто опасно.
Можно представить, какой психологический шок ждет детей, которым сообщат, что с 1 сентября они должны будут перейти в новый класс, а возможно, в другую школу. К сожалению, такой сценарий развития событий предусмотрен и в распоряжении карельского правительства. В пункте под названием «Возможные направления выравнивания условий осуществления образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях» зафиксированы результаты «оптимизации сети образовательных учреждений». В частности, предусмотрено сокращение сети малокомплектных школ и осуществление приема в первые классы один раз в два года.
Конечно, можно сократить количество школ. И не исключено, что, с точки зрения затрат на образование, этот шаг даст положительный финансовый эффект. Но, с другой стороны, нечто подобное мы уже проходили. Помните времена, когда в Петрозаводске резко сократилось количество детских садов? В конце 90-х годов детей принимали в детские сады с распростертыми объятиями. Прошло десять лет, и в дошкольные учреждения ставят на очередь новорожденных. Нужно понимать, что сокращение количества школьников – это лишь временный результат тяжелых постперестроечных времен, когда резко упала рождаемость. Если сегодня пойти по пути сокращения школ, то через 5-7 лет мы можем столкнуться с их хроническим дефицитом, как сейчас – детских садов.
Антонина КРАМСКИХ.
Комментарии