Директор Института экономики КНЦ РАН Юрий Савельев о проекте закона "О промышленной политике в Российской Федерации", который готовится ко второму чтению в Госдуме
Директор Института экономики КНЦ РАН Юрий Савельев о проекте закона "О промышленной политике в Российской Федерации", который готовится ко второму чтению в Госдуме
Эксперты Общероссийского народного фронта сегодня обсуждают правительственный законопроект, который призван стать основой масштабного процесса модернизации промышленности в России. Рабочая группа ОНФ по мониторингу технологической модернизации и научно-технического прогресса намерена разработать предложения по совершенствованию правительственного проекта закона о промышленной политике. По мнению руководителя рабочей группы, директора Фонда развития интернет-инициатив Кирилла Варламова, в настоящее время носит декларативный характер и не содержит конкретных направлений и механизмов реализации промышленной политики.
Директор Института экономики КНЦ РАН, эксперт Регионального отделения ОНФ в Карелии Юрий Савельев согласен с московскими коллегами. О "слабых местах" законопроекта он рассказал "Вестям Карелии":
- В целом проект закона "О промышленной политике в Российской Федерации", как мне показалось, носит слишком общий "рамочный" характер. В нем недостаточно конкретики как в отношении порядка определения приоритетов развития отечественной промышленности, так и в отношении форм ее поддержки. Посмотрим подробнее.
Во-первых, в целях и задачах промышленной политики, указанных в проекте закона, нигде не нашло отражение то, как государство будет определять приоритетные направления развития отечественной промышленности и что, собственно, будет пониматься под приоритетами. Этого нет даже в основных понятиях, которыми оперирует проект закона. На мой взгляд, к таким приоритетным направлениям должны быть отнесены определенные отрасли (межотраслевые комплексы), а также формы территориальной организации промышленности, которые призваны обеспечить конкурентоспособность и доминирование страны на конкретных внешних рынках.
Во-вторых, поскольку закон о промышленной политике страны определяет, в том числе, стратегические принципы и направления развития промышленности, то он должен быть увязан с действующим законодательством в сфере стратегического планирования. Уже с июля 2014 года действует закон РФ "О стратегическом планировании в Российской Федерации". В нем детально прописаны уровни стратегического планирования и виды стратегических и программных документов, разрабатываемых на каждом из уровней. В рассматриваемом проекте закона бросается в глаза несоответствие тех документов, в которых должны быть отражены основные положения промышленной политике, тем документам, которые составляют основу системы стратегического планирования в стране. Например, там нет межрегиональных (окружных) стратегий и программ развития промышленности, которые есть в законе о стратегическом планировании. Возникает вопрос: А как тогда быть с имеющимися территориально-производственными комплексами, имеющими межрегиональный масштаб, или проектами создания межрегиональных промышленных кластеров?
В-третьих, в проекте закона крайне слабо прописаны направления, формы и конкретные механизмы государственной поддержки развития промышленности. Непонятно, что является более приоритетным для государства: оказание поддержки конкретным промышленным субъектам (предприятиям), создание новых передовых форм территориальной организации промышленности (кластеров, промышленных агломераций и др.), поддержка развития промышленной инфраструктуры, или же обеспечение равных конкурентных возможностей для промышленных субъектов. Что касается последнего, то опять же проект закона не дает ответ на вопрос, надо ли обеспечивать равные конкурентные возможности для всех промышленных субъектов (отечественных и не отечественных)? В свете решения новых задач по развитию импортозамещения такая постановка вопроса и вовсе выглядит абсурдной. Во всех ли отраслях промышленности должны быть обеспечены равные конкурентные возможности? И что делать с теми отраслями, где существует монопольный и олигопольный рынки? Для них обеспечение равных конкурентных возможностей для всех промышленных субъектов вполне может противоречить принципам национальной и экономической безопасности страны.
В-четвертых, в проекте закона абсолютно не затронуты механизмы государственно-частного партнерства в сфере промышленного развития. Да, они во многом прописаны в законе РФ о ГЧП и ряде других законодательных и нормативно-правовых актов. Но в промышленной политике (особенно в отраслях, имеющих стратегически важное значение для страны) такие механизмы должны занять свое достойное место с учетом имеющихся специфических особенностей.
И еще одно важное замечание. К сожалению, в проекте закона вообще не нашли отражение вопросы, связанные с развитием национальных систем стандартизации и сертификации в сфере промышленности, адаптации к международным системам производственных стандартов. А ведь от этого во многом зависит конкурентоспособность отечественно промышленной продукции на внешних рынках и конкурентоспособность самих промышленных предприятий.
В общем, вопросов много, и хочется надеяться, что проект закона претерпит существенные изменения при подготовке и в ходе второго (основного) чтения в Госдуме РФ. А также считаю необходимым, чтобы проект закона прошел широкое общественное обсуждение.
Юрий Савельев,
директор Института экономики КНЦ РАН, доктор экономических наук
Комментарии