Одной из главных тем, о которой карельские власти говорят практически постоянно, является будущее 100-летие Карелии. Под это мероприятие высокопоставленные республиканские чиновники верстают Федеральную целевую программу на несколько сотен миллиардов
Одной из главных тем, о которой карельские власти говорят практически постоянно, является будущее 100-летие Карелии. Под это мероприятие высокопоставленные республиканские чиновники верстают Федеральную целевую программу на несколько сотен миллиардов, ездят на консультации в Москву к министрам. Будет ли принята программа, которую обещают жителям, точно не ответит ни один из представителей власти. Чем сейчас помогает властям несуществующая Федеральная целевая программа, почему о ней так часто любят говорить чиновники и кто получит выгоду, если ФЦП примут. Об этом "Вести Карелии" спросили у политолога, доцента кафедры истории стран Северной Европы ПетрГУ Олега Реута.
– До 2020 года, когда Республике Карелия исполнится 100 лет, ещё довольно далеко, а разговоров про эту дату много. Почему?
Олег Реут
– Потому что основной текущей стратегией карельского правительства является реализация так называемых мегасобытий. Несмотря на то, что вопрос об обретении Карелией в 1920 году именно государственности до сих пор является дискуссионным, в качестве юбилейной была выбрана эта дата. В соответствии с теорией мегасобытий, назначенные юбилеи фиксируют уровень амбиций региональных властей. Столь удаленная во времени дата – 2020 год – избрана не случайно: тем политикам, которые будут связаны с темой, это позволит постоянно находиться в информационном поле, поддерживать к себе интерес.
– Все ли так называемые "новости из будущего" сбываются? Есть ли у них перспективы быть реализованными, исходя из сегодняшней ситуации в стране?
– До празднования юбилея Карелии предстоит пережить несколько избирательных кампаний, и с брендом "Карелия-100" можно формировать предвыборные объединения, предпринимать попытки консолидации региональных элит, мобилизовывать экономические и политические ресурсы. Сами мегасобытия всегда становятся поводом для изменения состава благополучателей.
– Как Вам кажется, будет ли федеральный центр, от которого зависит финансирование планируемой ФЦП по развитию Карелии, выделять деньги? Как показывает практика, неэффективным регионам, которыми руководят неэффективные главы, Кремль неохотно дает деньги, так как надежды, что они пойдут по прямому назначению, нет.
– Стратегии организации мегасобытий стремятся следовать все регионы страны. Тут гипнотическое воздействие оказывают суммы, выделявшиеся на празднование 1000-летия Казани (65 млрд рублей) и Ярославля (21,9 млрд рублей). В ситуации, когда сложно судить о степени эффективности регионального управления, на первый план выходит политическая лояльность, притом подкрепляемая реальными электоральными результатами – скажем, итогами выборов в столичном Петрозаводске, процентом поддержавших "Единую Россию" и т.п.
– Почему власти выгодно говорить о несуществующей программе сейчас – за 6 лет до планируемой даты?
– Выгоды и издержки от мегасобытий распределяются неравномерно для различных социальных групп. Главными бенефициариями являются, как правило, представители региональной экономической элиты. Для снижения конфликтности в результате несправедливого распределения выгод и издержек среди жителей Карелии региональному правительству необходимо играть на опережение, демонстрируя, что повышение "уровня жизни населения" важнее, чем экономические прибыли узкого круга предпринимателей, которые получат контракты на строительство новой инфраструктуры и развитие собственного бизнеса.
Беседовал Андрей Кузнецов
Комментарии