Независимые АЗС в Карелии держатся за счет работы павильонных кафе и торговли маслами и смазками; бизнес на продаже топлива перестает приносить прибыль, считают участники рынка.
Несколько дней назад Независимый топливный союз, объединяющий несетевых продавцов нефтепродуктов, обратился с письмом на имя вице-премьера РФ Дмитрия Козака, в котором содержалась информация о том, что «ситуация на топливном рынке может выйти из-под контроля».
Глава Независимого топливного союза Павел Баженов указывает в документе, что оптовые цены на топливо растут, при этом сохраняется «заморозка» розничных цен, которая не позволяет АЗС повышать цены в соответствии с рынком. Это, по оценке Баженова, может привести к кризису компаний.
«Рост оптовых цен съедает маржинальность топливной розницы. Оптово-розничная маржинальность по Аи-92 в среднем по России на сегодняшний день составляет 5 руб. за литр, по Аи-95 и дизтолпиву в районе 6 руб. за литр. Учитывая логистические издержки, данный уровень оптово-розничной маржинальности уже приводит к однозначным убыткам предприятий нефтепродуктообеспечения», — отмечает ассоциация.
Независимый топливный союз предлагает провести системную реформу нефтегазовой отрасли, в частности, провести либерализацию розничных цен. Кроме того, ассоциация предлагает снизить экономические и внеэкономические издержки нефтепереработки и розницы за счет механизма «гильотины» нормативно-правовых актов, регулирующих топливный сектор.
«У нас с вами буквально месяц для принятия срочных оперативных мер, иначе ситуация на топливном рынке может выйти из-под контроля, что чревато значительными социально-экономическими потрясениями для граждан России», — отметил Баженов.
«По нулям работать и ждать лучших времен»
Директор ООО «Торговая компания» Александр Трусов, управляющий заправками в Костомукше и поселке Боровой, подтвердил в беседе с корреспондентом «Вестей Карелии», что ситуация вокруг небольших АЗС выглядит критической.
«Все, что можно в опте, уже подняли. Просто на сегодняшний день получается, маржа вся съедена. Поднять выше цены, чем ВИНКи, мы не можем. Вот и все», - сказал Александр Трусов.
По оценке Трусова, мелкие АЗС придут к закрытию в том случае, если весь их бизнес завязан сугубо на торговлю топливом и не имеет поддержки в виде предоставления дополнительных услуг в павильонах при заправочных комплексах.
«Если кроме заправок ничем не занимается предприятие, то однозначно закроется. А если кроме заправок занимается еще, то есть при заправках имеет кафе, какие-то площади по продаже сопутствующих товаров – масла всякие, смазки, еще что-то – то есть еще возможность, скажем так, переложить издержки на кафе и продажи сопутствующих товаров, потому что там, вроде как, можно играть еще с ценами. А по топливу – это, скажем так, по нулям просто работать и ждать лучших времен», - считает предприниматель.
«При таком ценообразовании, которое сейчас, - да, заправки работают в минус. То есть именно если мы берем доходность с топлива, она отрицательная на данный момент», - заключил Александр Трусов.
Зона риска для мелких АЗС
Независимые заправки находятся в сложных условиях ведения бизнеса уже в течение года, считает директор компании «Альпи» Алексей Кондратишин. «Альпи» владеет АЗС в Кемском и Лоухском районах, а также в Костомукше.
«Находятся, конечно, в рисковой зоне независимые операторы, это безусловно, на протяжении года, скорее всего, уже усиленно так. Могут и закрыться», - считает Кондратишин.
«Условий-то никаких. Создается дефицит на рынке топлива. Повышаются оптовые цены, а розничные цены не растут. И станции начинают торговать в убыток. Или они вынуждены будут поднимать цены выше ВИНКов, вот и все. Падают прокачки, падает реализация», - считает директор АЗС.
По словам предпринимателя, независимые заправочные станции на данный момент с трудом получают кредиты от банков, поскольку находятся в «красной» зоне риска.
На сегодняшний день в наиболее выгодном положении оказались АЗС, которые расположены на территориях, где нет явной конкуренции.
«В данный момент более-менее нормальная ситуация. Во-первых, мы стоим вне конкуренции на протяжении 300 километров. Наши станции стоят на трассе. У нас у самих стоят терминалы такие, как «лукойловский» и «Роснефть»», - сказал Алексей Кондратишин.
Руководитель «Альпи» также указал на необходимость развития дополнительного сервиса в павильонах при АЗС, чтобы за счет придорожных услуг компенсировать возможные убытки от основной деятельности заправок.
Кризис продолжается?
В конце 2018 года владельцы независимых АЗС уже заявляли о кризисных явлениях в торговле. Компании сообщили об остром дефиците топлива. Тогда менеджмент заправочных станций обвинил в происходящем представителей федеральных властей и крупные нефтекомпании. Нефтяники минимизировали продажи топлива независимым заправочным станциям, отменяя системы скидок и переходя на полную предоплату, и вместо этого направляли топливо на собственные заправки. Карельские владельцы независимых АЗС также подтверждали «Вестям Карелии», что дефицит топлива действительно наблюдался на небольших заправочных станциях региона и усложнял их работу.
Александр ГНЕТНЕВ
Комментарии