Министр образования Карелии не довольна качеством знаний школьников
Министр образования Карелии не довольна качеством знаний школьников
5 апреля на республиканском совещании, посвященном вопросам развития региональной системы образования, министр образования Карелии Ирина Кувшинова рассказала о ситуации, сложившейся в карельских школах и детсадах.
1 сентября этого года в силу вступает новый закон об образовании, целью которого является повышение доступности качественного образования. Несмотря на то, что Карелии регулярно выступает в качестве пилотной площадки для проведения образовательных экспериментов, а также в числе первых регионов России вводит новые стандарты, говорить о том, что уровень республиканского образования достаточно высок, нельзя.
По словам Ирины Кувшиновой, доля детей, охваченных различными видами дошкольного образования - выше 78 процентов, однако более 14 тысяч малышей все еще ждут своего места в детских садах. Реализация нового закона об образовании должна помочь в уравнении условий в сельских и городских ДУ, а кроме того – увеличить заработную плату сотрудникам, занимающимся воспитанием детей, что должно способствовать улучшению организации занятий в садиках. На увеличение зарплаты педколлективам детсадов в 2013 году будет потрачено более 190 миллионов рублей.
Крупные суммы заложены в бюджет и на ремонт и закупку нового оборудования для школ. Несмотря на то, что в прошлом году всеми благами цивилизованной системы образования, в том числе, возможностью использовать новые технологии и дистанционное обучение, было обеспечено 90 процентов карельских школ, большая часть зданий, где проходят занятия, нуждается в ремонте. «Всего на ближайшие три года на укрепление материально-технической базы школ Карелии требуется два миллиарда рублей», - подчеркнула министр образования.
Сейчас по новым образовательным стандартам обучается более половины младших школьников республики, в пилотном режиме проходят обучение и пятиклассники 19 школ. Доля учителей, прошедших повышение квалификации для того, чтобы обучать детей по новым стандартам даже выше, чем планировалось – около 20 процентов. Больше внимания новые стандарты уделяют инновационным видам деятельности, в том числе – электронному и дистанционному обучению.
Однако, несмотря на все прилагаемые усилия, проведенные в прошлом году тестирования девятиклассников по 12 предметам показали, что только русский и иностранный языки наши школьники знают достаточно хорошо по сравнению с учениками школ других регионов, а знания по физике и математике оставляют желать лучшего.
«Ученики, выбирая предметы для аттестации, ориентировались по собственной уверенности в знаниях, то есть были уверены в высоком уровне, - отметила Кувшинова. – А результаты показали ниже среднего. Нам есть, о чем думать. Были случаи, когда учитель отговаривал учеников от идеи сдавать именно его предмет, говорил: «Только не сдавай мой экзамен», а ведь это расстраивает будущую карьеру ученика».
В прошлом году около 700 школьников республики были оставлены на второй год, 273 из них – девятиклассники, велик процент и первоклассников. «Задумайтесь, это целая школа!», - подчеркнула министр образования. За последние три года разрыв между школами и лицеями-лидерами, а также аутсайдерами превысил критическую отметку в полтора процента. «Это тот уровень, когда необходимо принимать управленческие решения, - считает Ирина Кувшинова. – Средства на повышения зарплат учителям выделены, материально-техническая база улучшается, но с качеством образования никаких изменений не происходит. Эта ситуация не устраивает ни меня, ни главу республики, ни директоров школ. Понятно, что за короткое время добиться изменений сложно. Необходимо определить, находится ли сегодня ученик в центре образовательного процесса. Только когда вся система - от детсада до старших классов - будет работать как одно целое, с привлечением родителей и мотивацией учеников на открытия в учебе, она сможет работать качественно. А сейчас в школах идет натаскивание на сдачу ГИА и ЕГЭ, а не на получение знаний».
Также глава карельского Минобраза подчеркнула, что для учеников чрезвычайно важна ситуация успеха, поэтому специалисты сопровождения, в том числе, школьные психологи должны выстраивать свою деятельность иначе, чем в нынешних условиях.
Комментарии