Кризис отступает, транспортные проблемы остаются.
Как признался 15 марта на брифинге в карельском правительстве министр экономического развития РК Михаил Юринов, карельские чиновники не смогли заранее оценить всю глубину надвигающегося кризиса. Да и сейчас, по его словам, еще рано говорить о том, что кризис преодолен. В 2009 году на 10 процентов снизились объемы промышленного производства. Правда, в январе-феврале 2010 года объем промышленного производства в Карелии составил 129,7 процента по сравнению с январем-февралем 2009 года. По прогнозам министра, в 2010 году карельская экономика должна сработать на уровне 115 процентов к уровню кризисного 2009 года. В прошлом году неважно себя чувствовали не только предприятия республики, но и жители, чьи реальные денежные доходы снизились на 1,6 процента по сравнению с 2008 годом. Среднемесячная зарплата при этом увеличилась на 10,4 процента, дойдя до отметки в 18,3 тысячи рублей (в среднем по России 18,8 тысячи рублей), а инфляция составила 10 процентов.
Несмотря на постепенное улучшение ситуации в сфере экономики, транспортные проблемы по-прежнему остаются головной болью республиканской власти. В прошлом году Октябрьская железная дорога пошла на непопулярные шаги по сокращению пригородных маршрутов. По информации Юринова, последние дни доживает поезд Петрозаводск – Суоярви, низкая загрузка которого делает маршрут абсолютно нерентабельным. При этом между карельской столице и Суоярви действует в зависимости от дня недели от 6 до 12 автобусных маршрутов. В те дни, когда не ходит электричка, нагрузка на автобусы возрастает, по словам министра, всего на 10 процентов. Карельское правительство пытается сохранить пригородное железнодорожное сообщение по проблемным направлениям – Свирь, Медвежьегорск, Лоухи, Беломорск, Маленга. Проблема состоит в том, что руководство железной дороги не устраивает уровень компенсации за пассажирские перевозки, предусмотренный в республиканском бюджете. Правительство Карелии, объединившись с соседями, намерено добиваться компенсации из федерального бюджета.
Петрозаводчан, имеющим дачи на Бараньем берегу, похоже, ждут очередные испытания. Министр экономики сразу «открестился» от этой проблемы, заявив, что это сфера ответственности петрозаводской администрации. Организовать доставку людей водным транспортом, объяснил Юринов, нельзя из-за аварийного состояния причала на Бараньем берегу. Находящуюся в ужасающем состоянии дорогу от Зимника до Бараньего берега, по мнению Михаила Юринова, в порядок должны приводить сами дачники, так сказать, за свои кровные. Скорее всего, в этом году от Зимника, куда все же может добраться автобус, до Бараньего берега пожилым людям придется идти пешком. Проблемным остается и поселок Шала, с которым министерство экономики пытается восстановить водное сообщение. Есть коммерческие предложения по восстановлению водных маршрутов Петрозаводск – Пудож. Если билет на автобус от Петрозаводска до Пудожа стоит 400 рублей, а в пути приходится проводить 6-8 часов, то по Онежскому озеру до Пудожа можно добраться за час. Проезд водным путем может обойтись в 1100 рублей в одну сторону.
У правительства есть планы по увеличению числа авиаперелетов. Как рассказал Юринов, в министерстве хотели бы, чтобы самолеты из петрозаводского аэропорта летали в Мурманск, Архангельск и Костомукшу. Пока же осуществляется авиасообщение между карельской столицей и Москвой, Санкт-Петербургом, Череповцом, Хельсинки.
В начале апреля должен открыться новый автобусный маршрут между Петрозаводском и Мурманском, который, надеется министр, составит конкуренцию железнодорожному транспорту.
Комментарии