Вопросы повышения эффективности использования энергетических ресурсов в бюджетном секторе в течение последних лет неоднократно поднимались на всех уровнях законодательной и исполнительной власти. Важность проведения такого рода мероприятий подчеркивалась в выступлениях представителей высших органов федерального и регионального уровня. Однако при всем понимании необходимости такого рода работ широкомасштабные мероприятия по повышению энергоэффективности в бюджетном секторе до сих не реализовываются.
Особенно большое внимание теме энергосбережения было уделено в 2008 году. Вышел Указ Президента РФ от 4 июня 2008 г. № 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики", в первом чтении был принят Проект закона об энергосбережении и начата интенсивная работа над подготовкой второго чтения этого законопроекта. Тем не менее, проекты по повышению энергоэффективности в бюджетном секторе так и не перестали быть экзотикой, хотя кроме политических есть и все экономические предпосылки для их скорейшего внедрения.
ВВП Российской Федерации по своей структуре – один из самых энергоемких в мировой экономике. Оценочно потенциал энергосбережения составляет более 40 % от суммарного потребления, что на объектах бюджетной сферы позволит снизить расходы консолидированного бюджета на энерго– и водоснабжение на 100–150 млрд руб. Повышение энергоэффективности в бюджетном секторе даст как прямую экономию, так и опосредованную в силу особенностей графика потребления энергоресурсов бюджетными организациями, воздействие на формирование пика электрической нагрузки и дефицита мощности от бюджетных организаций в 2–3 раза выше их доли в суммарном электропотреблении.
При всех перечисленных предпосылках удельное потребление энергоресурсов в бюджетном секторе в течение последних лет не уменьшалось, либо наблюдался рост энергопотребления. Значит, существуют факторы, препятствующие повышению энергетической эффективности бюджетного сектора Российской Федерации.
Негативная динамика показателей энергоэффективности в бюджетной сфере объясняется, прежде всего, отсутствием стимулов к энергосбережению. Это в основном связано с используемым механизмом планирования расходов на коммунальные услуги, исходя из ранее достигнутых объемов бюджетного финансирования, ежегодно увеличиваемых на индекс-дефлятор. При этом в рамках бюджетного планирования отсутствуют требования по удельному снижению потребления энергоресурсов. Кроме того, в случае проведения учреждением мероприятий по энергосбережению получаемая вследствие этого экономия, как правило, изымается, и уровень бюджетного финансирования на следующий бюджетный цикл сокращается на величину этой экономии.
В этих условиях стимулы к снижению потребления энергоресурсов по инициативе получателей бюджетных средств отсутствуют на всех уровнях бюджетной системы.
Ситуацию усугубляет еще целый ряд факторов, равно относящихся как к финансовой сфере, так и к законодательному регулированию. В частности, в настоящее время в Российской Федерации отсутствуют какие-либо нормативно-правовые нормы, необходимые для регулирования процессов эффективного использования энергомощностей.
Работы по энергосбережению в силу специфики требуют определенных финансовых вложений, которые в течение длительного времени могут погашаться за счет получаемой экономии. Причем первоначальные вложения в закупку оборудования и реконструкцию объекта могут быть достаточно велики и покроются только в случае грамотной эксплуатации объекта.
Таким образом, наряду с необходимостью формирования эффективной системы стимулов к энергосбережению необходимо создание системы управления и контроля над процессом энергосбережения в бюджетной сфере и решение задачи привлечения частных инвестиций для модернизации объектов бюджетной сферы. Возврат привлеченных финансовых средств может осуществляться за счет части получаемой экономии на оплате коммунальных услуг.
Основными направлениями работы для запуска механизмов энергосбережения в бюджетной сфере должны стать:
1. Обеспечение условий для привлечения внебюджетных средств на основе механизмов государственно-частного партнерства для реализации энергосберегающих проектов в бюджетном секторе Российской Федерации;
2. Формирование действенных стимулов к энергосбережению на всех уровнях бюджетной системы;
3. Обеспечение системы мониторинга и контроля энергопотребления в бюджетном секторе, создание эффективной организационной, информационно-консультационной и образовательной поддержки реализации мероприятий в области энергосбережения в бюджетном секторе.
Павел Свистунов, Центр исследования бюджетных отношений, руководитель направления специальных проектов
Оригинал: bujet.ru
Комментарии