Зачем республике инвестиционная стратегия?
Зачем республике инвестиционная стратегия?
Одно из классических определений экономики гласит, что «…это наука о рациональном использовании ограниченных ресурсов». Действительно, в основе управленческого решения на любом уровне лежит выбор. Именно поэтому стратегия компании или региона показывает, на чем необходимо сосредоточиться.
В последнее время в практику регионального управления внедряется такой формат документа как инвестиционная стратегия. При этом она не подменяет, а дополняет стратегию социально-экономического развития региона. Попытаемся разобраться, зачем она нужна в существующем разнообразии различных документов планирования, ответив на ряд вопросов.
Почему инвестиции стали приоритетом? Действительно, за последние пятнадцать лет практически каждый регион и муниципалитет обзавелся своей стратегией (концепций, программой и т.п.) социально-экономического развития. Несомненно, в каждом таком документе речь идет, в том числе и о предпринимательском климате, и о модернизации экономики. Однако, как говорят, «воз и ныне там».
И с климатом для бизнеса не все так хорошо, и скорость модернизации отечественных предприятий не впечатляет. Как результат – низкие темпы экономического роста или фактически его отсутствие.
В качестве одной из главных причин эксперты называют недоинвестирование экономики в 90-е годы. Ни для кого не секрет, что во многих отраслях бизнес работает на той инфра-структуре, которая была создана в советские годы. Для того чтобы кардинально изменить ситуацию объем инвестиций в экономику, по оценкам, должен увеличиться в два раза.
Куда уходят средства? Дело в том, что инвестиционные процессы протекают крайне неравномерно в региональном разрезе. Если рассмотреть первую десятку российских регионов, являющихся лидерами по объему инвестиций, то на их долю приходится почти половина всех инвестиций в основной капитал. Среди них Тюменская область, Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край и ряд других субъектов.
Однако в последнее время их доля в общих инвестициях страны сокращается за счет роста активности других регионов. Так, например, лидером Национального инвестиционного рейтинга в 2013 году стала Калужская область. Серьезных успехов в привлечении инвестиций добились Татарстан, Орловская, Ульяновская, Ленинградская области.
Это позволяет предположить, что потенциал развития регионов сегодня не использован в должной мере. Однако, учитывая огромную территорию нашей страны, именно этот по-тенциал может стать основой экономического роста. Ведь даже неспециалисту понятно, что пространство экономического роста России не может ограничиваться только столицей и нефтегазовыми регионами.
Кто виноват? Инвестиционная волна «нулевых» фактически обошла стороной Карелию. Логика инвестиционного роста такова. Сначала капитал концентрируется в самых прибыльных секторах экономики. В нашей стране это нефтегазовый сектор, потребительский рынок и рынок недвижимости. Справедливости ради необходимо отметить, что именно поэтому деньги, а за ними и трудовые ресурсы, стягиваются в Москву и концентрируются в нефтегазовых регионах, таких как Тюменская область. Т.е. во многом этом объективный процесс.
Затем объектами инвестирования становятся смежные отрасли, работающие на сырьевой сектор или быстрорастущий потребительский рынок. Происходит некоторое перераспре-деление инвестиций в пользу «пристоличных» регионов, таких как Московская и Ленинградская области, в которых начинает развиваться обрабатывающая промышленность.
К сожалению, в Карелии нет ни нефти, ни газа, ни большого потребительского рынка. Однако эксперты прогнозируют, в ближайшие годы очередную волну инвестиционного рос-та, которая охватит ранее не вовлеченные в этот процесс регионы. Так, например, в каче-стве потенциальных территорий роста специалисты рейтингового агентства «ЭкспертРА» называют и Карелию.
Ожидаемый поход инвесторов на периферию объясняется возрастающей с каждым годом стоимостью ресурсов в уже «освоенных» регионах. Действительно, ведь стоимость земли и затраты на персонал в центральных регионах существенно выше, чем, например, в Карелии.
Что делать? Такой оптимистичный прогноз не должен создавать иллюзии. Никто к нам просто так не придет. Для инвестиционного бума в Карелии нужны определенные условия, которых сегодня нет. В условиях стагнации российской экономики и внешних экономических санкций конкуренция регионов за инвестиции будет только усиливаться. И мы должны эту конкуренцию выиграть. Для того чтобы выиграть сражение, необходима стратегия.
В республике уже существуют следующие документы планирования: Стратегия социаль-но-экономического развития Республики Карелия на период до 2020 года, Основные на-правления инвестиционной политики правительства Республики Карелия на 2011-2015 годы, Программа социально-экономического развития Республики Карелия до 2015 года.
Несмотря на то, что в перечисленных выше республиканских документах стратегического планирования присутствуют отдельные элементы инвестиционной стратегии, рассматривать их как единую инвестиционную стратегию Республики Карелия сложно. Данные документы были разработаны в разное время и в других целях.
В связи с этим содержательно они не соответствуют требованиям, предъявляемым к региональной инвестиционной стратегии. Этот вывод подтверждается заключением экспертной группы по внедрению Инвестиционного стандарта Агентства стратегических инициатив.
Необходима подготовка консолидированного документа – Инвестиционной стратегии Республики Карелия на период 2015-2020 годы. В ней должны быть отражены инвестиционные приоритеты, система целей и индикаторы их достижения, а также оценка необхо-димых для реализации стратегии ресурсов (в т.ч. бюджетных).
Важно, чтобы стратегия содержала набор конкретных предложений для инвесторов, включая подготовленные площадки для бизнеса и оценку инвестиционных проектов.
Инвестиционная стратегия Республики Карелия должна быть конкретным и лаконичным документом, понятным для потенциальных инвесторов, но при этом она должна основываться на проведенных исследованиях.
Такая стратегия будет как руководством к действию, так и источником информации для инвесторов. Ее можно представлять на российских и зарубежных инвестиционных форумах, показывая возможности Карелии для бизнеса.
Инвестиционная стратегия может быть частью документа более широкого формата – Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия. Сегодня есть такая Стратегия. Но в ней отсутствует инвестиционная часть и более того, сам документ разрабатывался еще в 2006 году.
Даже несмотря на ряд корректировок стратегия безнадежно устарела. Кроме того, она не соответствует требованиям нового федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации», который был недавно принят Государственной Думой и 1 июля этого года подписан президентом страны.
Данный закон вообще меняет положение дел в государственном и муниципальном управ-лении. Раньше территориальное стратегическое планирование носило хаотичный характер по принципу «кто во что горазд». В ближайшие годы в стране будет сформирована новая система стратегического планирования, охватывающая федеральный, окружной, региональный и муниципальный уровни. Стратегии всех уровней будут увязаны между собой.
Учитывая эти обстоятельства можно обсуждать два варианта разработки инвестиционной стратегии Карелии. Первый предполагает актуализацию Стратегии социально-экономического развития республики и затем разработку отдельной инвестиционной стратегии.
Во втором случае речь идет о разработке новой Стратегии социально-экономического развития региона, которая будет включать инвестиционный раздел, соответствующий предъявляемым требованиям.
В любом варианте разработка инвестиционной стратегии должна вестись публично. К её обсуждению необходимо привлечь экспертов, предпринимателей и инвесторов. Публичная дискуссия должна быть организована, в том числе и на электронных ресурсах.
При этом важно понимать, что стратегия – это не просто документ, а система мероприятий по достижению поставленных целей, описание того, что конкретно мы делаем и за счет каких ресурсов. Только при таком подходе республика может получить практический результат, а не очередной документ, подготовленный, как говорят, «в стол».
Евгений Жирнель,
заместитель директора Института экономики Карельского научного центра РАН
Комментарии