Коммунальщиков могут вынудить вывозить канализационные отходы так, что ими "надышится" весь город.
Коммунальщиков могут вынудить вывозить канализационные отходы так, что ими "надышится" весь город.
Дорога-убийца
Если вообразить, что сотрудники канализационно-очистительных сооружений решат объявить забастовку, то, без сомнений, об этом "пронюхают" все и сразу.
Но они убеждены, что не имеют права намеренно так обострять ситуацию. Достаточно просто отремонтировать дорогу.
Традиционно мусоровозы "Автоспецтранса" и самосвалы канализационно-очистных сооружений (КОС), вывозящие мусор и канализационные отходы, пользуются дорогой, ведущей на свалку в Орзегу. Когда она в последний раз по-настоящему ремонтировалась, не помнит никто.
"Наши самосвалы - не танки, в конце концов, - сколько техники "угрохано" на этой дороге, сколько денег потрачено на ремонт ходовой и найм сторонних организаций, пока наша техника в простое!" - сокрушается заместитель директора по закупкам и логистике ОАО "ПКС" Иван Кнауб.
Дорожное полотно "убито" настолько, что даже видавшие виды шоферы не решаются ездить по ней лишний раз. Кроме поломанной машины, проезд по дороге на городскую свалку в Орзегу чреват подрывом здоровья — водителю необходимо время, чтобы прийти в себя после такой некомфортной рабочей поездки. По словам одного из них, от бешеной тряски за один только рейс одолевает головокружение, ломит спину, а таких рейсов в день надо сделать 4-5.
На письменное обращения ОАО "ПКС-Водоканал" в администрацию Петрозаводска с призывом "принять экстренные меры по организации ремонтных работ дороги, ведущей на свалку", был получен официальный ответ за подписью заместителя главы администрации Петрозаводска - председателя комитета жилищно-коммунального хозяйства Еремеевой Е.Г., в котором коммунальщиков "успокоили": "в рамках имеющихся финансовых возможностей проведены работы по профилировке аварийных участков дороги на свалку ТБО". Проще говоря, ямы засыпаны асфальтобетонной крошкой в августе этого года. Не к месту был помянут "отрезок дороги от кукковского кольца до нового жилого комплекса, который ремонтирует застройщик новых домов". Но это "достижение" - простой чиновничий ляп, никак с проблемой качества дороги не связанный, разве что говорит о благоустройстве территории, занимающей крошечный процент основной трассы.
"Да и не пользуемся мы этим заездом, - удивляются водители, - у нас содержимое баков специфическое, мимо жилых домов и по городу стараемся совсем не передвигаться".
Спустя полтора месяца после традиционной русской дорожной "профилировки" дорога снова зияет ямами. Коммунальщики с опаской входят в зиму и еще больше боятся весны.
Что самосвалу плохо, то Hyundai — смерть?
КОС сохраняет осадок в специальны иловых картах. После прохождения определенного временного срока отходы меняют класс опасности и утилизируются обычным образом — вывозятся на городскую свалку в Орзеге. Это путь около10 км. Делать это необходимо регулярно, так как, емкости заполнены до отказа. Задержка в утилизации грозит городу экологической катастрофой.
"Техника была крайне изношенная, в том числе по причине состояния дороги, на которой и асфальта-то почти не осталось, а ямы разбиты в размеры колеса, - говорит Иван Кнауб, - пользоваться организацией по найму было в три раза дороже. Мы приняли решение заменить машины".
В начале этого года ОАО "ПКС" приобрели новый автомобиль. Выбор пал на импортный Hyundai, подходящий по всем характеристикам. При обосновании закупки нового импортного самосвала учитывался опыт подрядной организации, которая привлекалась к утилизации, так как часть самосвалов КОСа часто простаивала в ремонте.
"Анализ прямых затрат показал, что стоимость вывоза осадка транспортом ОАО "ПКС" обходилась дороже вывоза подрядчиков, - говорит Иван Кнауб, - разница обусловлена техническими характеристиками транспорта. Прежде всего — объемами. Самосвал ОАО "ПКС" за один рейс перевозил 6-8 м3, а импортный транспорт подрядчика 15 м3. Дорога в кошмарном состоянии. Самосвалы марки Камаз и МАЗ 2001-2008 г.в. по таким дорогам двигаются в среднем 20 км/час, часто ломаются. Увеличение скорости приводило к большим простоям в ремонте. К тому же, с более высокой скоростью в машине невозможно было находиться из-за тряски. Поэтому там, где самосвал ОАО "ПКС" тратил на один рейс на свалку 2 часа времени только на дорогу, самосвал импортного производства управлялся быстрее и вез в два раза больше груза. Плюс имел более совершенные конструктивные решения подвески. Кабина и рабочее место водителя в нем оборудованы эффективными амортизаторами, что позволяет автомобилю гораздо быстрее двигаться по пересеченной местности с высоким сроком службы узлов автомобиля. В итоге подрядчик на импортных автомобилях выполнял большее количество рейсов в течение рабочей смены с большей загрузкой автомобиля за рейс. КОС приобрел на свои средства самосвал Hyundai, отвечающий всем требованиям, на котором была организована работа без выходных по 12 часов в сутки. От Камазов, равно как и от помощи стороннего подрядчика отказались.
По расчетам новый импортный самосвал должен был делать ежедневно 5 рейсов зимой и 6 летом. Расчетное число рейсов автомобиль послушно совершал даже на российской дороге, но только хватило его на три месяца. Первыми испытания не выдержали рессоры. По словам водителей, все ремонты связаны исключительно с ходовой частью, точнее говоря — с бездорожьем.
"Мы и не предполагали, что должны в расчет главных статей наших расходов по утилизации осадка вносить убогое состояние дорожного муниципального покрытия, - утверждают специалисты ОАО "ПКС", - сегодня мы ремонтируем транспорт за счет своих производственных оборотных средств, вместо тогочтобы пустить их на модернизацию КОС. Ставили своей целью экономию, а вместо этого терпим еще больший ущерб не по нашей вине. По расчетам, мы планировали года два о состоянии техники вообще не беспокоиться. Резерва у новой машины было предостаточно, это подтвердит любой эксперт. Мы готовы предъявить фактические затраты городской администрации. В конечном счете, за нами остается право обратиться в суд или внести соответствующую составляющую в тариф. Вот только понравится ли это потребителю, который оплачивает коммунальные услуги?".
С февраля по сентябрь самосвал находился более 80 дней в ремонте, общая сумма которого с учетом импортных запчастей уже перевалила за 300 тысяч рублей. Дорога с каждым днем становится все хуже. Дело кончилось тем, что даже подрядчик, услуги которого снова потребовались на вывоз осадка, отказался от "убийства" своей техники и расторг договор.
"Организация посчитала, что расходы от эксплуатации и ремонта техники превышают доходы от изначально выгодного контракта, который она получила в результате конкурсного отбора со стабильным, платежеспособным и ответственным партнером. Мы так пожалеть свой автопарк не можем, - говорит Иван Кнауб, - но и не вывозить содержимое КОСа нельзя. Мощности накопления огромны. Карты заполнены до отказа. Если у нас продолжаться перебои с вывозом, это грозит экологической катастрофой.
Утилизация "с душком"
Впрочем, если город не отремонтирует дорогу, есть еще одно решение. Выход подсказали собраться по несчастью — водители Автоспецтранса. Их поддержали сотрудники сервисного центра Hyundai в Петрозаводске после многократных проверок самосвала, работающего на КОС. Выход в том, чтобы отвозить груз на свалку в Орзегу через дорогу Птицефабрики. Либо сменить свалку в Орзеге на свалку в Пряже, что намного дольше и дороже (вариант занимает в два раз больше времени - 40 км. только по трассе). Но даже значительный побег компенсирует дорогостоящие ремонты.
Но и здесь есть два нюанса. Первый — затяжной временный интервал не позволит выполнить дневную норму водителей КОС по очистке карт и утилизации. А значит, постепенное переполнение емкостей неизбежно перерастет в серьезную проблему. Второй - кардинальная перемена маршрута сделает передвижную "канализацию" постоянным спутником простых автовладельцев.
"Придется часто курсировать по городским дорогам. Вот только горожане нас не проклянут? Мы если машину-то после смены вдруг не помоем и поставим в гараж, жители окрестных домов начинают нервничать. А что будет, если такой непростой груз начнет масштабно путешествовать по городу 3-5 раз в день, да еще весной, да когда груз жидковат, да еще в автомобильной пробке? Представили себе такую вечернюю пробочку с Кукковки на Древлянку, а мы во главе?" - немного злорадствуют опытные водители КОСа, приоткрывая завесу возможного будущего.
Осталось, чтобы власти тоже разделили их тревогу и прониклись проблемой, которая со дня на день рискует стать не только дорожной.
На правах рекламы.
Комментарии