12:00, 26 Января 2017
ОДН больше нет, но платить все равно придется

В квитанциях об оплате услуг ЖКХ больше нет строчки «общедомовые нужды», вызывавшей массу конфликтов. Как это повлияет на размер квартплаты и работу управляющих компаний в Карелии?

В квитанциях об оплате услуг ЖКХ больше нет строчки «общедомовые нужды», вызывавшей массу конфликтов. Как это повлияет на размер квартплаты и работу управляющих компаний в Карелии?

 

C 1 января 2017 года вступили в силу поправки в Жилищный кодекс РФ, согласно которым всем известные общедомовые нужды (ОДН), по сути, исчезли из понятийного аппарата. Впрочем, плата за общие тепло, воду и электричество никуда не делась, а всего лишь включена в список других услуг. Власти Карелии видят в изменениях дополнительный стимул управляющим компаниям добросовестнее выполнять обязательства перед собственниками. Отмена ОДН по кошелькам добросовестных плательщиков не ударят, заявил в интервью на «Радио России — Карелия» рассказал руководитель Госжилинспекции РК Александр Темнышев.

- Что же изменилось?

 - На сегодняшний день понятие «общедомовые нужды» убрано как формулировка: сегодня есть оплата нужд жилого помещения. Я получаю квитанцию, и у меня есть коммунальные услуги — в том числе, холодная и горячая вода, канализационный сброс, или водоотведение, а также тепло и газ, если дом на газу. Вторая строка в квитанции – это капитальный ремонт, а третья строка – обслуживание жилого помещения. Сюда входят горячее и холодное снабжение, водоотведение, газоснабжение отдельной строкой и электроснабжение. В принципе, вопросы оплаты остались те же самые, ничего не изменилось, нормативы остались. Они принимаются Минстроем Карелии не менее чем на 3 года и, согласно им, начисляются ОДН.

- Кстати говоря, как они начисляются?

- Говорить о нормативах я бы сейчас не хотел, потому что это большая загрузка мозга. Нормативы исчисляются исходя из этажности дома, содержания дома системами электроснабжения, сроками службы систем электроснабжения и водоснабжения. А нормативы у нас приняты даже на каждое поселение республики Минстроем РК. Новые нормативы должны быть приняты в июне 2017 года, а сейчас мы еще работаем по нормативам 2016 года. Согласно им, сегодня общедомовые нужды выведены в строку «обслуживание жилого помещения».

К чему это привело? Эти вопросы напрямую касаются тех организаций, которые обслуживают управляющие компании, - товарищества собственников жилья и товарищества собственников недвижимости. У нас еще есть система самоуправления домом, там все гораздо тяжелее. Во-первых, после введения этого правила, многие задумаются, что нужно переходить или в ТСЖ, или в управляющую компанию.

У нас сегодня 155 управляющих компаний по республике Карелия, и когда нам сегодня говорят, что эти изменения ударят по управляющим и по ресурсным компаниям, то я далек от этой мысли. По крайней мере, за последнее время все нововведения, касающиеся взаимоотношений собственников жилья, управляющих и энергоснабжающих компаний, не привели к банкротству ни одной компании. Никто не ушел с рынка, наоборот, число компаний увеличивалось, поэтому тот, кто говорит нам, что от этого станет хуже, лукавит.

Раньше я, как собственник жилья, заключал договор с управляющей компанией или у меня было товарищество собственников жилья, которому я платил деньги. ТСЖ заключало договор с ресурсной компанией и (или) с одной из управляющих компаний, которая только обслуживала этот дом. К примеру, нужно мне что-то в доме отремонтировать, я этой компании платил деньги, а она выполняла работы только по факту обслуживания этого дома.

На сегодняшний день закон обязывает УК заключить договор с энергоресурсной компанией на обслуживание дома, где как раз все должно быть четко и грамотно прописано: сколько и когда платят, когда снимают показания [счетчиков. - Прим. Ред].

Что было ранее? Раньше мы платили управляющей компании, она не заключала договор и происходили неплатежи. Есть много случаев по республике, когда компания не платят «ресурсникам», возникают большие задолженности, в частности, по Питкяранте мы долго разбирались.

А вот если в договоре все прописано, то собственникам жилья гораздо легче все это контролировать, ведь как раз они несут ответственность за содержание этого дома.

Исходя из этого, безусловно, появилась ответственность управляющей компании.

Когда этого не происходит, естественно, «ресурсники» перестают поставлять услугу тепла, воды, электроснабжения, и это приводит к социальному взрыву.

Здесь закон регулирует и регламентирует все действия, но контроль должны нести собственники жилья и, безусловно, жилищная инспекция, это стало нашей прерогативой. Если собственники жилья, инициативные группы или совет дома, которые осуществляют контроль и видят, что неправильно происходят расчеты, то они обращаются к нам или в УК. Те обязаны по требованию любого собственника жилья предоставить те расчеты и платежи, которые они производят.

- Это что касается контроля, но если мы с вами вернемся к нововведениям, то после 1 января 2017 года я получу «квиточек» и…

- И у вас будет три пункта, их порядок определит управляющая компания. Первый пункт – это капитальный ремонт, потому что у нас все дома стоят на капитальном ремонте в зависимости от годов. Также будут коммунальные услуги и обслуживание жилого помещения.

- Но в обслуживании жилого помещения будет отдельная строка?

- ОДН там не будет. В обслуживании жилого помещения будет стоять водоснабжение холодное, горячее, электроснабжение, газоснабжение отдельной строкой и водоотведение (канализация       и то, что складывается из совокупности горячей и холодной воды: когда вы моете посуду, разбавляете же воду?) Эти строки будут считаться, согласно нормативам, которые утверждены Минстроем РК.

Вы понимаете, у нас изменилось понятие. Были ОДН, а сейчас стало обслуживание жилого помещения. Это, в принципе, те же ОДН, только они четко разделились по графам и требуют по закону заключения договора с «ресурсниками».

Когда были общедомовые нужды, всегда были споры. Не было заключенных договоров: в итоге пришла ресурсная компания и сняла показания с подачи электричества на дом. Она снимает, например 30-го числа, а управляющая компания – 25-го. Получаются разные показания, поэтому может появляться сверхнорматив. А за сверхнорматив сегодня в обязательном порядке платят управляющие компании.

- А раньше за сверхнорматив расплачивались собственники?

- Да, бывало, что и жильцы. Сегодня если дом находится на самоуправлении и не является ни ТСЖ или не входит в управляющую компанию, то здесь, безусловно, есть определенные трудности. Сегодня за обслуживание жилого помещения будут платить собственники, и здесь разделения нет, поэтому сегодня гораздо правильнее и эффективнее входить в управляющую компанию, ТСЖ, жилищные кооперативы и т. д. При этом нужно иметь четко разграниченный договор по оплате тех или иных коммунальных услуг и, назовем их, ОДН (теперь же нужд обслуживания каждого жилого помещения).

- Если я правильно понимаю, в квитанции строчка водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, просто перейдет в обслуживание жилого помещения?

- Где было ОДН – это будет обслуживание жилого помещения…

- То есть двух водоснабжений, водоотведений в квитанции не будет?

- Нет, там будет строка «коммунальные услуги». Это то, что я плачу, как жилец - за горячую, холодную воду, электричество. Будет также обслуживание помещения -  отдельная графа, там тоже будет горячая-холодная вода, водоотведение, общее электричество. А третья строка – это капитальный ремонт.

- То есть фактически в квитанции будет два водоснабжения. Одно будет иметь отношение к коммунальной услуге, а второе будет входить в обслуживание жилого помещения. Не боитесь ли вы, что это вызовет некую путаницу у населения?

- Нет, абсолютно не вызовет. Понимаете, это называется регламентацией действий. Раньше было хаотично: хотели назначили цену, хотели не назначили. Посмотрели, есть ли выпадающие доходы, надо-де их как-то закрыть, и раз – выставили счет. Это законом никак не регламентировалось.

Сегодня Минстрой России в этом направлении наводит порядок. Хорошо это или плохо, нельзя сегодня сказать. Мы собирали большое совещание, круглый стол, приглашали ресурсные и управляющие компании. Многие говорят, что это плохо, некоторые - что это хорошо. Все покажет время. Я думаю, что опасного здесь ничего нет, квартплата от этого не подымется, люди денег больше платить не станут. Порядка должно быть больше, но опять же порядок зависит от всех инстанций, начиная от собственников жилья, заканчивая ресурсными компаниями. Есть люди, которых нововведения возмущают, поэтому сегодня возникают противоречивые мнения. Да, «ресурсники» и управляющие компании возмущались, но никто не сложил с себя полномочия и не перестал действовать. Все начали работать уже в новых условиях.

Любой закон требует апробации. У многих возникает вопрос: а лучше ли это стало или хуже? Лучше или хуже – можно понять, опробовав этот закон. Мне сегодня тяжело сказать, лучше это будет или хуже, но, взвесив все я понимаю четко, что это сделает определенный порядок.

- Если подробнее остановиться на нормативах, то вы сказали о том, что каждый дом индивидуален. Получается, что норматив для каждого дома должен быть установлен свой, он не может быть единым?

- Он не может быть установлен для каждого дома. Есть пятиэтажные, девятиэтажные, двухэтажные дома, вот для серий этих домов идут разные нормативы…

- После того, как стало известно о новом порядке расчета, сразу заговорили о предстоящих многочисленных общих собраниях жильцов, которые должны будут размер этих нормативов утверждать…

- Вообще, прерогатива норматива – это не жильцы, это прерогатива субъекта РФ. Норматив принимает субъект Федерации.

- Но тарифы на жилищное обслуживание утверждаются только на общем собрании собственников?..

- Нет-нет, мы немножко путаем и опять «опрокидываемся» в тарифы и нормативы, все мешаем в одну кучу. Здесь абсолютно два разных направления: нормативы принимаются Минстроем не менее чем на 3 года и в июне должны поменяться. Может, они будут меньше, может, больше…

- Нормативы могут быть больше, значит, квартплата все-таки может вырасти?

- Нет, нормативы в любом случае больше не будут. Это я опять вам высказываю предположения людей, мол, сейчас это поменяли, значит, нам увеличат нормативы. Но это абсолютно неправильное суждение. Поменяли и упорядочили порядок взимания платы за общедомовые нужды. Но тем не менее нормативы не выросли, мы же сейчас работаем на старых. Они могут остаться теми же, потому что срок их принятия – не менее 3 лет, но они могут действовать и 5, и 6 лет. В июне их могут переутвердить, и нормативы будут действовать дальше.

- Значит, самое главное, что нам следует запомнить: если будет перерасход, сверхнорматив, за это будет платить УК?

- За это будет платить управляющая компания, жильцы за это не платят. В 2013 году в жилниспекции был поток жалоб за сверхнормативные выставления счетов. Более того, бывало, что выходили двойные счета, которые выставляла и ресурсная, и управляющая компании. Даже такие накладки были. Сегодняшний порядок вещей как раз и говорит о том, что должны быть заключены договора, в которых должно быть все прописано: сколько, когда исчисляется и т. д.

Более того, это заставит управляющие компании немного шевелиться, не в обиду им будет сказано. Во-первых, компания обязана заниматься неплательщиками, а их у нас сегодня очень много. Люди уезжают, не живут в квартирах, не платят за коммунальные услуги, еще не хотят платить и за ОДН. Деньги, которые уходят сверх норматива, лучше пускать на обслуживание дома - уборку чердака, подвальных помещений, замену систем водоснабжения, канализации… Крышу ремонтировать, не тогда, когда наступает капитальный ремонт, а до него смотреть эти вопросы. Или порядок на придомовой территории наводить.

В любой управляющей компании вообще должна быть настенная карта: вот у меня 20 домов, и все четко расписано, что там есть, в подвалах, на чердаке, в каждой квартире. Это как показывают пульты управления у Министерства обороны, МЧС, где смотрят карту, и на карте все высвечивается. Вот так и управляющей компании, не говорю, что там должно все светиться, но, по крайней мере, любой инженерный состав, если он в компании имеется, должен четко и ясно понимать, что у него в домах происходит.

 

Комментарии

Ирина
2017-01-26 13:40:00
Абсолютно непрофессиональное объяснение..... Мне стыдно за нашу ГЖИ. Руководитель вводит население в полное заблуждение. Человек даже терминологией не владеет!!!! Все исковеркано!
Феликс
2017-01-28 11:52:00
Жаль, что чиновник такого уровня не понимает проблемы. Когда на первом плане он говорит о неплательщиках, это демагогия. Пример: гражданин любой идет на рынок и выбирает помидоры, он имеет право отказаться от гнилых, которые ему пытается втюхать продавец, он отказывается брать и идет к другому прилавку. Жители когда получили услугу пример плохой воды, у него нет выбора. Неубранный подъезд, отсутствует тепло, он использует электрическую энергию, для получения услуги за счет других источников, идет к родникам, не пользуется гнилой водой и т.д. Руководитель предлагает обирать, требовать все равно платить. Руководитель с таким суждением должен находится в палате № 6.
читатель
2017-01-31 12:12:00
Сегодня пришел квиток и там повышение почти на 20% (170р.) . Этого товарища, который отвечал на вопросы - на кол!!! Или просто уволить.. Не знаешь - не говори...
Гость
Сегодня, 22 ноября 2024

Актуальные темы

28.07.2021, 14:24
Социальная помощь может быть успешным бизнесом.
28.07.2021, 11:00
Средняя стоимость жилья на вторичном рынке в Карелии во втором квартале выросла до 59375 рублей за кв. метр – это выше цен на новые квартиры.
28.07.2021, 10:00
Отделение Пенсионного фонда РФ по Карелии подготовило разъяснения о праве граждан предпенсионного возраста, потерявших работу, досрочно выходить на пенсию.