В новый перечень моногородов вошли 11 населенных пунктов Карелии
В новый перечень моногородов вошли 11 населенных пунктов Карелии
Летом 2014 года произошла "перезагрузка" государственной политики поддержки и развития моногородов. Новый этап ознаменовался принятием на федеральном уровне целого ряда новых правовых актов, регламентирующих формы и инструменты господдержки моногородов. Состоится ли аналогичная перезагрузка на уровне регионов? И что здесь предстоит сделать Карелии?
Посчитали и поделили…
На федеральном уровне "перезагрузка" господдержки моногородов ознаменовалась не только передачей соответствующих полномочий от Минрегиона к Минэкономразвития РФ, но и принятием ряда новых правовых актов.
Во-первых, принято постановление правительства России об утверждении новых критериев отнесения муниципальных образований к моногородам и разделения их на категории в зависимости от рисков ухудшения ситуации. Согласно ему, к прежним критериям добавился еще один – "осуществление градообразующим предприятием деятельности по добыче полезных ископаемых, и (или) производству и (или) переработке промышленной продукции". С учетом этого критерия не только все 10 моногородов Карелии остались в этом списке, но еще один к ним прибавился – поселок Муезерский. То есть, всего в Карелии их стало 11.
Во-вторых, правительством России утвержден новый перечень моногородов. Здесь подошли более радикально. Вместо 342 (по состоянию на 2013 год) в нем осталось 313 моногородов. К тому же всех их разделили на 3 категории.
Первая категория – моногорода с наиболее высокими рисками. В нее вошли 75 моногородов, в том числе 6 карельских (Надвоицы, Пудож, Муезерский, Питкяранта, Кондопога, Суоярви).
Вторая категория – моногорода со средними рисками, в которой оказались еще 5 карельских моногородов (Сегежа, Пиндуши, Лахденпохья, Костомукша и Вяртсиля). В третьей категории карельских моногородов нет.
В-третьих, российским правительством был утвержден комплекс мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности моногородов. На его реализацию на ближайшие три года заложено в федеральном бюджете 35 миллиардов рублей. Не так много, но хоть что-то в нынешних сложных бюджетных условиях! Распределять эти деньги на поддержку инвестиционных проектов в моногородах будет специально создаваемый Фонд, который должен появиться к концу сентября.
Что в итоге? Комплексные инвестиционные планы (КИПы) в их первоначальном громоздком виде, по сути, заменяются практикой формирования и поддержки конкретных инвестиционных проектов и оперативным мониторингом за состоянием ситуации в моногородах.
Это не отменяет сами КИПы, но существенно упрощает их структуру. По сути, они становятся комплексом увязанных между собой инвестиционных и социальных проектов.
Верхи могут, низы не хотят…
Конечно, все эти изменения направлены на повышение доступности мер господдержки для моногородов. Но есть и обратная сторона медали. Насколько регионы (точнее – администрации самих моногородов) готовы изменить подходы? Ведь, глядя на ряд КИПов моногородов Карелии, бросается в глаза формализм в наполнении их проектами, которые часто плохо проработаны и не увязаны друг с другом.
Думается, что причины кроются в слабой организации подготовки инвестпроектов и КИПов, а часто – в откровенной недоработке и безразличием со стороны местных администраций.
Главная проблема пробуксовывания программ и мер поддержки развития моногородов (и не только в Карелии) – отсутствие эффективных коммуникаций и разобщенность на местных администраций и региональных властей в решении вопросов развития моногородов. Все остальные причины (отсутствие привлекательных проектов, недостаток инвестплощадок, отсутствие якорных инвесторов, недостаток средств на подготовку обоснований и проектной документации и т.п.) являются лишь следствием отсутствия эффективных коммуникаций.
Как решить эту проблему?
Безусловно, требуется усиление взаимодействия местных администраций с руководством градообразующих предприятий и местным бизнес-сообществом. Пока такого плотного диалога нет. Предприятие существует и развивается само по себе, территория – сама по себе. А почему бы не создать ради такого диалога муниципальные «советы директоров» при главе поселения (района), которые выполняли бы совещательные и координационные функции? Ведь в ряде российских моногородов эта практика внедрена и приносит неплохие плоды.
Одной из функций таких советов могла быть разработка совместно с руководством предприятий перспективных бизнес-моделей их развития (с выявлением тех возможностей, которые местная администрация в силах создать для них). Другой важной функцией может быть синхронизация процесса модернизации градообразующего предприятия с проектами развития инфраструктуры, создания новых производств и поддержки малого и среднего бизнеса. Ведь при реконструкции предприятия обязательно будут высвобождаться трудовые ресурсы, которые надо трудоустраивать.
Властвовать разделяя…
Как показывает российская практика успешного решения проблем моногородов, залог успеха во многом опирается на четкое и однозначное разделение функций и полномочий между уровнями управления. Это нужно, чтобы местные администрации и региональные органы власти не пиняли друг на друга, кто должен решать те или иные вопросы в части привлечения инвесторов. Ведь до сих пор такая ситуация не редкость.
Кто, и за что должен отвечать?
Опять же опираясь на успешную российскую практику, можно заключить, что компетенция региональных органов власти (включая Корпорацию развития РК) состоит в обеспечении единых "правил игры" и стандартов в регионе, продвижении инвестпроектов, генерируемых на уровне муниципального образования, поиске для них якорного инвестора, подборе форм господдержки проекта и т.д.
Компетенция же местных администраций должна состоять в поиске и предложении инвестплощадок, генерировании инвестпроектов и их непосредственном сопровождение как на стадии подготовки к реализации, так и на стадии реализации. Ведь никто кроме местной администрации не сможет более четко сформулировать свои потребности с опорой на знание своей территории, ресурсов и потенциала.
Поэтому местные администрации ни в коем случае не должно занимать пассивную позицию и ждать, что им наготово приведут инвестора. А сегодня часто так и происходит…
Какие главные вопросы должна решить местная администрация, чтобы обеспечить хотя бы минимальный набор условий для того, чтобы чделать свою территорию инвестиционно привлекательной? Обратимся опять же к передовой практике других российских регионов.
Для этого нужно не так много (а главное, на это не требуется денег): 1) создать инвестиционный портал (или хотя бы раздел на сайте местной администрации и на сайте "Карелия для инвесторов"); 2) обеспечить своевременное информирование предпринимателей и инвесторов о возможностях и преимуществах, которые может предложить район (город); 3) утвердить понятный единый регламент сопровождения инвестиционных проектов; 4) создать и регулярно обновлять реестр инвестплощадок, производственных, складских и офисных помещений, предлагаемых бизнесу; 5) назначить инвестиционного уполномоченного и разместить его контактные данные в открытом доступе (чтобы инвесторы знали к кому обращаться).
Сам порядок действий по привлечению инвестиций в город (район) должен быть следующим. В первую очередь, местная администрация должна обозначить инвестплощадки и четко сформулировать свои возможности и потребности. А далее, совместно с региональными органами власти или привлеченными консультантами могут быть подобраны наиболее привлекательные способы использования инвестплощадок и сформулированы инвестиционные предложения. А их дальнейшее продвижение – это уже работа региональных органов власти.
Но, к сожалению, в Карелии эта простая схема партнерства пока не отработана.
Что еще?
На какие направления работы по развитию карельских моногородов следует в первую очередь обратить внимание (кроме всего вышеперечисленного)? Вариантов много, но в качестве главных приоритетов, все-таки могут быть следующие.
Во-первых, создание малых и средних сателлитных производств вокруг градообразующих предприятий. Это могут быть технологически связанные предприятия, производящие продукцию на основе переработки отходов или побочных продуктов основного производства. Такой симбиоз взаимовыгоден. Малые предприятия используют инфраструктуру и продукцию крупного предприятия, а оно, в свою очередь, получает дополнительный рынок сбыта своей продукции и снижает зависимость от конъюнктуры внешних рынков (что в условиях экономических санкций уже само по себе важно). Особенно широкие возможности по созданию сателлитных производств есть у карельских ЦБК.
Во-вторых, вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых производственных и коммерческих площадей (прежде всего, на территории градообразующего предприятия) – в т.ч. для создания промышленных парков и инфраструктуры, на которой могут разместиться сателлитные производства.
В-третьих, выявление и поддержка предпринимательских и социальных инициатив жителей. Например, через организацию конкурсов по их поддержке, создание комитета из числа активных жителей по их выявлению. Ведь жители должны быть максимально вовлечены в процесс проектирования "образа будущего" своего города и его воплощения в жизнь. Идеальный повод для этого – формирование общественной стратегии развития города.
И, наконец, в-четвертых, использование лучших практик других муниципальных образований по повышению инвестиционной привлекательности. Сегодня, к сожалению, межмуниципальное сотрудничество находится на крайне низком уровне. Зачастую, между собой общаются лишь главы районов и поселений, расположенных в Карелии. И часто контакты со своими коллегами из других регионов фактически отсутствуют. Но выход есть. Например, Агентством стратегических инициатив в этом году подготовлен "Атлас лучших муниципальных практик в области улучшения инвестиционного климата". С октября он будет доступен всем. И у муниципалов появится в его лице отличное "практическое руководство" для того, чтобы изменить жизнь своего поселения к лучшему. Главное, было бы желание им воспользоваться…
Юрий Савельев,
директор Института экономики Карельского научного центра Российской Академии наук
"Эксперт.Карелия"
Комментарии