Карелия получила оценку "удовлетворительно" по итогам первого года участия республики в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата. Так ситуацию в республике оценили сами предприниматели.
Карелия получила оценку "удовлетворительно" по итогам первого года участия республики в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата. Так ситуацию в республике оценили сами предприниматели.
Недавнее заседание правительства Карелии, где был утвержден прогноз социально-экономического развития республики на ближайшие годы, запомнилось не только "умеренно-оптимистическим" сценарием, подготовленным минэкономразвития республики, но и той оценкой, которую глава ведомства дал инвестиционному потенциалу республики.
Валентин Чмиль назвал основные критерии инвестиционной привлекательности региона: комфортная среда для участников экономической жизни, макроэкономическая стабильность, проведение структурных реформ и повышение качества государственного управления. "Все это в Карелии уже есть", - резюмировал министр.
Насколько этот оптимизм совпадает с оценками самого предпринимательского сообщества отчасти можно судить по результатам внедрения Инвестиционного стандарта, завершившегося в сентябре текущего года, и Национального рейтинга состояния инвестиционного климата, в котором Республика Карелия начала участвовать с 2015 года.
Для оценки инвестиционного климата Агентством стратегических инициатив предложено 45 показателей, сгруппированных по четырем направлениям: регуляторная среда, институты для бизнеса, инфраструктура и ресурсы, государственная поддержка предпринимательства.
Основу исследования в Карелии составили результаты анкетирования более 200 местных предпринимателей и 20 экспертов. Они оценивали, насколько реальная ситуация в регионе соответствует тем критериям, которые были заложены в Инвестиционном стандарте.
По словам руководителя экспертной группы, директора Института экономики Карельского научного центре РАН Юрия Савельева, Карелия заняла в Национальном рейтинге 44 место. Республика вошла в число регионов РФ, где инвестиционный климат оценивается как "удовлетворительный". Это наиболее многочисленная группа регионов. Карелии удалось избежать попадания в группу аутсайдеров с "неблагоприятным" инвестиционным климатом, но и дотянуться до лидеров или хотя бы тех регионов, где инвестиционная среда оценивается как "комфортная" нам не удалось.
По ряду показателей предприниматели и эксперты поставили Карелии самые высокие оценки, по другим – максимально низкие. В итоге получился средний "балл", благодаря которому республика и попала в группу "середнячков".
Высших оценок удостоились такие показатели как среднее время регистрации юридических лиц, среднее количество процедур, необходимых для получения разрешения на строительство, регистрации прав собственности на недвижимое имущество, регистрации бизнеса, удовлетворенность предпринимателей деятельностью государственных и муниципальных органов, уполномоченных на выдачу разрешений на строительство, удовлетворенность деятельностью по лицензированию отдельных видов предпринимательской деятельности, наличие и качество Интернет-портала по вопросам поддержки и развития малого бизнеса.
Одну из самых низких оценок бизнес-сообщество поставило эффективности работы по оценке регулирующего воздействия, то есть способностям властей прогнозировать последствия принятия тех или иных нормативно-правовых актов для бизнеса. Один из примеров – скандально известный закон об изменении арендных ставок на землю, увеличивший платежи предпринимателей в разы, а в некоторых случаях и в десятки раз.
Впрочем, ответственность за это, по мнению Юрия Савельева, должно нести и само бизнес-сообщество, которое не слишком активно участвует в экспертизе проектов законов и других нормативно-правовых актов.
- С более активной позицией должны выступать бизнес-ассоциации, - говорит Савельев, - Это "Опора России", "Деловая Россия", "Лига предпринимателей", Союз промышленников и предпринимателей. То есть как раз те объединения, которые созданы, чтобы осуществлять эффективное взаимодействие бизнеса и власти. И по идее они должны проводить оценку регулирующего воздействия. На сегодняшний день она фактически не проводится.
Еще один из показателей, удостоенный самых низких оценок со стороны предпринимателей – уровень коррупции. Предпринимателям, участвовавшим в опросе, было предложено ответить на вопрос, сталкивались ли они со случаями коррупции со стороны органов власти или естественных монополий в течение последних 12 месяцев. Более 20% от числа опрошенных ответили утвердительно. Правда, формулировка вопроса не позволяет сделать вывод, где именно бизнесмены столкнулись с коррупцией – в органах власти или естественных монополиях.
Савельев предполагает, скорее, последнее.
- Здесь масса всяких возможностей для злоупотреблений со стороны естественных монополий. И при строительстве, и при подключении к коммуникациям, при заключении и тарификации договоров транспортного обслуживания и т.д.
Недовольно бизнес-сообщество и эксперты тем, как в Карелии налажена государственная поддержка предпринимательства. Например, многие указали на плохую "обратную связь" между потенциальными инвесторами и органами власти. Для этой цели на сайте "Карелия для инвестора" создан специальный раздел, но судя по результатам анкетирования, в нем предприниматели не видят большой пользы.
Участникам опроса так же было предложено оценить работу специализированных организаций по работе с инвесторами. В Карелии – это ОАО "Корпорация развития Республики Карелия". Судя по ответам, касавшимся ситуации на конец 2014 года, в тот период корпорация развития плохо справлялась с функциями сопровождения инвестиционных проектов в режиме «одного окна».
- В то время корпорация и не могла официально сопровождать инвестиционные проекты в режиме «одного окна», так как единый регламент сопровождения инвестпроектов еще не был утвержден, а, соответственно, и не был закреплен за той организацией, которая должна была выполнять эту функцию - поясняет Савельев, - Только в сентябре этого года Министерством экономического развития был проведен конкурс на предоставление субсидий на сопровождение инвестиционных проектов, победителем которого оказалась Корпорация развития. Может быть, в следующем году позиция республики по этому показателю в рейтинге поменяется. По ней уже можно будет судить о реальных результатах работы самой "Корпорации".
Примечательно, что Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, открытый в Карелии всего год назад как раз для того, чтобы выполнять функцию «одного окна» при оказании госуслуг, в конкурсе даже не участвовал.
Насколько полно показатели Национального рейтинга состояния инвестклимата отражают ситуацию в регионах? В этом сомневаются даже те, кто отвечает за их внедрение на местах. Сомнения вызывают как формулировки вопросов, так и критерии отбора показателей. Например, разработчики рейтинга почему-то не включили в них такие болезненные для каждого предпринимателя вопросы, как количество проверок надзорных органов и степень налоговой нагрузки.
Следующим этапом на пути улучшения инвестиционного климата в регионе станет систематизация результатов Национального рейтинга регионов, которую проводит Агентство стратегических инициатив, выявление и внедрение передового опыта (лучших практик) регионов. По результатам апробации Нацрейтинга в 21 регионе, проведенном в 2014 году, экспертами АСИ уже подготовлен «Сборник лучших практик». Он будет ежегодно обновляться. Для их внедрения в каждом регионе, в том числе в Карелии, созданы проектные офисы, куда кроме чиновников вошли представители бизнеса и экспертного сообщества.
Как воспринимают всю эту работу сами предприниматели, участвовавшие в анкетировании? Верят ли они в то, что их ответы хоть как-то будут учитываться чиновниками, от которых, во многом, зависит инвестиционный климат региона.
- К сожалению или к счастью, большинство предпринимателей уже давно скептически относится или не обращает внимания на инициативы органов власти, предпочитая упорно работать. – констатирует директор института экономики. – К сожалению, взаимное доверие между бизнесом и властью на достаточно низком уровне. На предложения принять участие во внедрении разного рода инициатив, они говорят: «А вы нам докажите, что нам будет от этого польза». Поэтому результаты участия Карелии в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата во многом отражают уровень этого доверия.
С октября этого года к оценке показателей нацрейтинга добавится еще и проведение ежемесячного мониторинга выполнения требований регионального инвестиционного стандарта, о полном внедрении которого Карелия отчиталась в сентябре. Мониторинг продолжится вплоть до 2018 года. Весь этот период будет продолжаться работа экспертной группы.
- Мы будем каждый месяц отслеживать, как те или иные пункты стандарта реализуются на практике, - поясняет Савельев, - Очевидно, что из 15 пунктов вряд ли все будут работать. И уже сейчас видно, что ряд пунктов не работает (к слову, оценка регулирующего воздействия). Наша задача в ходе мониторинга это доказать. Это следующий раунд работы с органами власти и, прежде всего, с Министерством экономического развития.
Алексей Укконе
Комментарии