Министерство социальной защиты, труда и занятости РК разъяснило, кто, кому и как обязан поменять денежные минимумы.
С 1 января 2018 года минимальные зарплаты бюджетников в Карелии (не путать с МРОТ!) увеличатся почти на 30%, а всем прочим работодателям придется пристально следить за прожиточным минимумом. Правительство, Союз организаций профсоюзов и Союз промышленников и предпринимателей в начале октября этого года заключили профильное трехстороннее соглашение, согласно которому в регионе должны соблюдаться новые минимумы. Тем же, кто решит на это закрыть глаза, грозят проверки и штрафы. О предстоящих изменениях в эфире «Радио России-Карелия» рассказала начальник управления труда Министерства социальной защиты, труда и занятости РК Наталья Кушнерова.
- Что представляет собой соглашение? Каковы его условия?
- В соответствии с Трудовым кодексом заработная плата работника, отработавшего полную норму часов, выполнившего нормы труда, должна быть не менее минимального размера оплаты труда. Минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законодательством и действует на всей территории РФ. Но органам исполнительной власти субъектов дано право соглашением, заключаемым между сторонами социального партнерства на территории, устанавливать другой размер минимальной заработной платы.
- Сколько сейчас МРОТ?
- МРОТ на сегодняшний день составляет 7800 рублей.
- Северный коэффициент на эту цифру не применяем?
- Это отдельная тема. Когда-то в Трудовом кодексе было понятие минимального размера оплаты труда, что оно себя включает. На сегодняшний день такого понятия нет, и судебная практика сложилась таким образом, что в минимальный размер оплаты труда включается все. Цифра в 7800 рублей включает в себя все компенсации. Это заработная плата, которая включает в себя оплату труда в соответствии с количеством и качеством выполняемой работы, с уровнем квалификации. В том числе, она включает в себя и компенсационные доплаты (за работу в определенных условиях, во вредных условиях, в определенных климатических условиях) и стимулирующие выплаты. Заработная плата должна быть не меньше МРОТ, значит, все должно быть в пределах 7800 или больше, но не меньше.
Но органам исполнительной власти предоставлено право принимать соглашение, которым можно установить минимальный размер заработной платы. Он может быть выше. В нашей республике такое соглашение заключается уже с 2007 года. То соглашение, которое было подписано 6 октября, - это уже восьмое соглашение.
- В чем же уникальность последнего соглашения?
- Уникальность в том, что в нем установлен размер заработной платы для работников бюджетных организаций значительно выше, чем тот, что был установлен предыдущим соглашением.
Если немного вспомнить историю, то соглашения были разные. В них были включены разные категории получателей и, соответственно, разные размеры минимальной заработной платы. Изначально, когда соглашение было заключено, был один размер, независимо от того, где работники работают - в бюджетных организациях или в коммерческих. Затем был период, когда ставки размера минимальной заработной платы разделили, отдельно стали устанавливаться для бюджетных организаций, отдельно для предприятий, которые не финансируются из бюджета. Затем пошли дальше и разделили по территориальному принципу: установили один размер для предприятий, которые работают в районах Крайнего Севера, для тех, кто работает в «средней» Карелии и на юге, для остальной Карелии.
Как правило, и всегда так было, этот размер устанавливался выше МРОТа. Предыдущее соглашение, которое действует в настоящее время, было подписано в конце 2014 года и действует в течение 3 лет. Оно не может действовать больше, но может быть продлено. Мы пошли другим путем: заключили новое соглашение.
В действующем соглашении у нас был предусмотрен размер минимальной заработной платы для работников внебюджетного сектора в соответствии с уровнем прожиточного минимума, рассчитываемого за 3 квартал предшествующего года, и должен быть не ниже его. На сегодняшний день это 14040 рублей для северной части Карелии, 13177 рублей для остальной ее части. Для работников бюджетной сферы был предусмотрен размер минимальной заработной платы в 7213 рублей работников на севере и 5965 рублей для остальной части Карелии.
Но получилось так, что темпы роста минимального размера оплаты труда стали нас обгонять. Соответственно, с июля прошлого года МРОТ составил 7500 рублей, и нами установленные цифры для работников бюджетного сектора стали противоречить законодательству. Поэтому с июля прошлого года наше соглашение в этой части уже не действует. Но для коммерческого сектора эти цифры актуальны и продолжают на сегодняшний день действовать.
Таким образом, сейчас в рамках действующего соглашения работники бюджетного сектора у нас должны получать заработную плату не меньше 7800 рублей, работники внебюджетных предприятий должны получать не меньше 14040 рублей на Севере и 13177 рублей на остальной части Карелии.
Несколько лет назад в отдельную категорию были выделены работники, занятые у сельскохозяйственных товаропроизводителей, кроме тех, кто занимается рыборазведением и рыбоводством…
- Почему именно они?
- Соглашение у нас заключается с участием профсоюзных организаций, работодателей, и они представили свои аргументы: все-таки сельскохозяйственное производство не такое высоко прибыльное, как другие отрасли.
Сельскохозяйственная продукция не может продаваться дорого, а если повышается заработная плата, то увеличиваются расходы на производство, увеличиваются себестоимость продукции, расходы. Необходимо повышать цену, тогда продукция будет не так хорошо продаваться, тем более что сельскохозяйственное производство у нас субсидируется из бюджета. Поэтому стороны социального партнерства пришли к выводу, что все-таки для работников предприятий этой отрасли размер минимальной заработной платы будет чуть ниже, чем у работников других отраслей внебюджетного сектора экономики, но при этом выше, чем у работников бюджета.
…Так как мы в результате пришли к решению о том, что у работников бюджетного сектора минимальный размер заработной платы будет 10000 рублей, получилось таким образом, что на тот момент по работникам сельскохозяйственных предприятий величина минимальной заработной платы оказалась ниже.
Поэтому мы пересмотрели цифры, и он стал чуть выше, чем у бюджетников. В итоге работникам, занятым у сельскохозяйственных производителей (за исключением работников, занятых в организациях по видам экономической деятельности «рыболовство и рыбоводство»), установлено по северной части 12100 рублей, а кроме северной – 10500 рублей.
Изначально была одна цифра (10600 рублей в среднем по республике), затем она была поделена на северную и остальную части.
- Вернемся к бюджетникам. Кого следует понимать под этой категорией?
- Бюджетники – это работники муниципальных и государственных учреждений, финансируемых из бюджета Карелии и местных бюджетов. Как правило, это учреждения образования, здравоохранения, культуры и т.д., учредителями которых являются либо муниципальные органы, либо государственные органы исполнительной власти, подведомственные учреждения.
- А ГУПы сюда входят?
- Нет, государственные унитарные предприятия, как и муниципальные унитарные предприятия – это коммерческие предприятия. Они не финансируются из бюджета, а созданы для зарабатывания денег, поэтому они подпадают под те же правила, как и все остальные предприятия. Они должны выплачивать заработную плату не ниже прожиточного минимума.
- Сколько же с 1 января 2018 года будут по минимуму получать работники бюджетного сектора?
- В соответствии с подписанным соглашением, с 1 января 2018 года работники учреждений, финансируемых из бюджета, должны получать заработную плату ни ниже 10000 рублей. По сравнению с сегодняшним, действующим размером минимальной заработной платы, которая у нас установлена в размере федерального МРОТа, рост составит 28,6%.
- Откуда взялись эти 10 тысяч?
- Процесс переговоров был достаточно сложным, потому что повышение минимального размера заработной платы работникам государственных и муниципальных учреждений, конечно же, в первую очередь, «завязано» на возможности бюджета. И если мы принимаем решение о повышении, то мы должны найти источники. Поэтому рассматривались различные варианты.
Изначально предполагалось оставить размер минимальной заработной платы все-таки на уровне федерального МРОТа, 7800 рублей, но в ходе переговоров все-таки решили просчитать возможности бюджета. Была проведена большая аналитическая работа, мы замучили запросами и руководителей органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, которые имеют подведомственные учреждения.
Мы запросили информацию о количестве работающих, получающих заработную плату, начиная от 7500 (действующего на тот момент МРОТа), и до прожиточного минимума, чтобы примерно рассчитать, какой понадобится объем средств в случае ее увеличения на тысячу, на две тысячи, на десять тысяч, до прожиточного минимума.
- О каком именно персонале тогда следует здесь говорить?
- Эти категории совершенно различны <…> Однозначно технический персонал, но были там и работники авиаотряда, летчики, и работники театра, работник оркестра, младшие воспитатели. Разброс специальностей очень большой. Но тут, конечно, нужно сделать оговорку: зачастую бывает, что те, кто получает такую невысокую заработную плату, они работают неполный рабочий день, соответственно, у них меньше и заработная плата. В случае, если мы повышаем размер минимальной заработной платы, то их это тоже коснется. Даже если они работают на неполную ставку и получают из расчета 7800 рублей, то дальше они будут получать из расчета 10000 рублей, и у них тоже зарплата повысится. Поэтому для того, чтобы рассчитать потребность бюджета на эти выплаты, мы считали все категории.
- Сколько же таких бюджетников приблизительно насчитывается в республике?
- Если брать интервал у работников, получающих заработную плату от 7500 и до 10000, то это порядка 10-11 тысяч, и примерно половина из этого количества работает неполный рабочий день.
- Почему Республиканская трехсторонняя комиссии отказалась от «разбивки» на районы, как это, например, делается с прожиточным минимумом?
- Рассматривалось несколько вариантов. В результате стороны социального партнерства договорились об установлении единой величины, независимо от территории проживания. Такой подход основан на том, что в настоящее время при расчете финансовой потребности на оплату труда работников государственных и муниципальных учреждений, то есть для формирования фондов оплаты труда у нас используется одинаковая сумма, без учета территориальной составляющей.
Единая цифра учитывается и в межбюджетных отношениях, в том числе и с федеральным уровнем, поэтому было принято решение о установлении такой цифры по всей территории республики.
- В таком случае, сколько средств нужно в бюджете на реализацию этого соглашения? И как удалось эти деньги найти?
- Приблизительная потребность в случае установление минимального размера заработной платы на 2018 год составит 106 миллионов рублей. Источники определило Министерство финансов.
Если у нас повышается размер минимальной заработной платы, то у людей повышаются доходы. У нас многие люди, имеющие невысокие доходы, а именно, ниже прожиточного минимума на одного члена семьи, пользуются мерами социальной поддержки. В частности, получают ежемесячные выплаты, пособия на ребенка, субсидии на жилищно-коммунальные услуги. Если зарплата повышается, то повышается доход семьи, то они уже не будут претендовать на получение этих льгот, поэтому было проведены соответствующие расчеты.
Примерно были выбраны категории, которые получают меры социальной поддержки, и определили, что в случае повышения до 10000 высвободится порядка 17 миллионов рублей, которые как раз можно будет как раз направить на повышение заработной платы.
Второй источник: с доходов выплачивается налог на доходы физических лиц, которые поступают в бюджет. Заработная плата у нас увеличится и во внебюджетном секторе, потому что прожиточный минимум тоже повышается, у бюджетного сектора тоже. Соответственно, увеличатся поступления от НДФЛ, которые опять же можно направить на финансирование фондов оплаты труда.
Конечно же, мы рассчитываем на финансовую помощь из федерального бюджета, потому что президентом было озвучено, что планируется индексация заработной платы в целом у бюджетников, и на эти должны быть направлены средства из федерального бюджета. Поэтому часть этих средств также будет направлена на повышение зарплаты в связи с повышением минимального размера. Оставшуюся часть, безусловно, нужно будет предусматривать при формировании республиканского бюджета.
- Поправки в проект карельского закона о бюджете вами уже предложены?
- Мы как раз старались заключить соглашение до начала формирования бюджета, до того как он будет утвержден, чтобы эти необходимые средства в бюджете на очередной год предусмотреть. И по закону это так: соглашения должны быть заключены до утверждения закона о бюджете. Поэтому Министерство финансов знает о том, что у нас заключено соглашение, соответствующие расчеты произведены.
- Что делать бюджетнику, если повышения заработной платы с 1 января 2018 года у него не произойдет?
- Такого быть не может, это требование законодательства. В соответствии с Трудовым кодексом должна быть не меньше федерального МРОТа, но если на уровне субъекта принято соглашение, то заработная плата должна быть не меньше размера минимальной заработной платы, им предусмотренной. То есть, с 1 января 2018 года по республике никто не может платить меньше этого размера. Есть контрольно-надзорные органы, которые следят за соблюдением трудового законодательства - это, в первую очередь, Государственная инспекция труда. По жалобам или при проверках, если такие факты будут установлены, то руководителям грозит ответственность за нарушение законодательства.
- С бюджетниками понятно, а что касается коммерческого сектора? Что будет работодателям за неисполнение условий соглашения?
- Закон для всех одинаков. Если они не соблюдают установленный размер минимальной заработной платы, то тоже есть ответственность. У нас есть межведомственная комиссия, на которой рассматриваются вопросы по уровню задолженности <…> Если мы выявляем организации, которые выплачивают заработную плату ниже минимума, предусмотренного соглашением, они приглашаются на комиссию, им даются рекомендации повысить заработную плату. В случае невыполнения рекомендаций подключаются надзорные органы. Кроме того, такие же комиссии работают при органах местного самоуправления.
- Имеется в виду любой работодатель или, скажем, член Союза промышленников и предпринимателей?
- Соглашение обязательно для всех. На сегодняшний день оно заключено между сторонами социального партнерства, и со стороны работодателей выступил Союз промышленников и предпринимателей. Да, многие предприятия не входят в его состав, но сейчас соглашение проходит уведомительную регистрацию в Министерстве социальной защиты, труда и занятости, по ее окончании в газете «Карелия» будет опубликовано извещение о присоединении к данному соглашению. И все работодатели должны это соглашение исполнять. Если они не хотят его исполнять, то в течение 30 дней со дня опубликования этого извещения должны представить свои аргументированные доказательства и пояснения.
- Теоретически трехсторонняя комиссия может принять эти аргументы?
- Да, в рамках комиссии создается рабочая группа, на которой будут рассматриваться эти аргументы, и решение будет приниматься ею.
- Много ли было таких работодателей при действующем и предыдущих соглашениях? Скольким было отказано?
- По количеству не скажу, но знаю, что они были. Отказано было всем.
Комментарии