Внедрение «Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации» должно положить конец практике региональных властей не впускать на рынок «не своих»инвесторов.
Внедрение «Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации» должно положить конец практике региональных властей не впускать на рынок «не своих» инвесторов.
С каждой неделей становится всё очевиднее, что программы, подававшиеся год назад как панацея для национальной экономики – «импортозамещение» и «разворот в сторону Китая» – не дают желаемых результатов. Всё больше отечественных экономистов склонны сомневаться в пропагандистской жвачке официальных медиа и в становящихся заезженными клише о том, что ситуация «сложная, но не критическая». В этих обстоятельствах волей или неволей профессиональная дискуссия начинает затрагивать основы функционирования экономической системы. Тем более, в ряде регионов за прошедший год стала складываться ситуация, когда губернаторы, прикрываясь импортозамещением, стали открыто создавать препятствия для деятельности внешних инвесторов.
Разработанный Агентством стратегических инициатив (АСИ) «Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации» не позволит главам регионов «закрывать» территории. Именно доступ внешних игроков к региональному рынку станет основным критерием оценки деятельности исполнительных органов госвласти субъектов РФ. Ведь именно они должны будут создавать «здоровую рыночную среду на местах». При этом уровень конкурентности региона будут оценивать на предмет соответствия региональных показателей установкам общефедерального стандарта.
Оформления института стандартизации государственной инвестиционной политики началось с внедрения в 2013 году «Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по улучшению инвестиционного климата в регионе» (Регионального инвестиционного стандарта). Так фактически стала формироваться совокупность институциональных инноваций инвестиционной направленности. Сам Региональный инвестстандарт в 2013-2014 гг. выступал ключевым проектом АСИ по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса в российских регионах.
Он включает 15 лучших инвестиционных практик, используемых наиболее экономически успешными территориями. Положения стандарта – его разделы, содержащие общее описание и рекомендации к содержанию нормативных и иных документов и организационных решений, которые должны быть приняты в субъектах Российской Федерации. Внедрение Регионального инвестстандарта своей основной целью ставило интенсификацию деятельности исполнительных органов государственной власти российской регионов по обеспечению благоприятного инвестклимата. Дополнительной целью являлось сопряжение данной деятельности с потребностями субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Стоит отметить, что, к сожалению, в Республике Карелия до настоящего времени Региональный инвестстандарт до конца не внедрён. Серьёзные проблемы возникли с его первым пунктом – разработкой, утверждением и принятием к исполнению Инвестиционной стратегии региона. Документ был разработан и (с девятимесячным опозданием!) утверждён Главой РК, однако федеральное Министерство экономического развития представило на него отрицательное заключение. Вот и получается, что нет полностью одобренной инвестстратегии – не считается внедренным инвестстандарт – нет возможности создать Проектный офис для организации и проведения мониторинга – Проектный офис не готовит Дорожную карту (План мероприятий) мониторинга результатов внедрения инвестстандарта. А там и новый общенациональный «образец» на подходе.
Необходимость разработки стандарта развития конкуренции вызвана тем, что политика региональных властей выражает строгий протекционизм, то есть чиновничество старается не впускать на рынок «не своих» инвесторов. Нечто подобное проявляется и в розыгрыше государственных тендеров. Их обычно получают предварительно определённые и/или согласованные компании, что также, в конечном счёте, ограничивает развитие территорий.
Стандарт развития конкуренции – это документ, целью которого является установление единого подхода для чиновников, отвечающих за развитие конкуренции на региональном, а затем и муниципальном уровнях. «Стандарт» содержит ряд мероприятий, которые будут способствовать развитию конкурентной среды на социально значимых рынках. Речь идёт о сфере услуг дошкольного и дополнительного образования, детского отдыха и оздоровления, услуг в области медицины, культуры, ритейла, а также ЖКХ.
Проект стартовал в шести пилотных регионах (Татарстан, Хабаровский край, Волгоградская, Нижегородская, Ульяновская области и г. Санкт-Петербург). Уже на этапе сбора текущей информации АСИ столкнулось с проявлениями «некоторых конфликтов интересов между руководством субъектов регионов и федеральными ведомствами», поскольку губернаторские администрации предпочли «приукрасить реальность и остаться на хорошем счету в правительстве, при этом не открывая свои внутренние рынки для внешних инвесторов».
Со следующего 2016 года внедрение Стандарта развития конкуренции начнётся в Карелии. Параллельно будет запускаться мониторинг Инвестиционного стандарта. Для Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия это станет новой практикой в открытом для экспертов и заинтересованной публики взаимодействии с экономическим блоком республиканского правительства.
Очевидно, что рынок без конкуренции мгновенно превращается в пространство, стремительно обретающее черты монополии. Развитие конкуренции – именно та площадка, где государство должно прикладывать свои управленческие усилия. Если на уровне федерации растущая монополизация экономики и её зависимость от подконтрольных власти монстров типа «Газпрома», «Роснефти» и «РЖД» приводит к стабильно высокой инфляции, создаваемой почти исключительно влиянием растущих тарифов, которые едва успевают за аппетитами «эффективных менеджеров» во главе монополий, то на уровне республики есть свои монополисты, продолжающие зарабатывать на «закрытом рынке». Первым шагом к изменению сложившейся ситуации и станет внедрение нового стандарта.
Олег Реут
Комментарии