12:00, 11 Февраля 2016
Инновационные технологии Карелии снятся

Закостенелый отраслевой подход инвестиционной стратегии Карелии, очень сложно увязывается с современными трендами в экономике, которые будет развивать в России Агентство по технологическому развитию. 

Закостенелый отраслевой подход инвестиционной стратегии Карелии, очень сложно увязывается с современными трендами в экономике, которые будет развивать в России Агентство по технологическому развитию.

 

 

Роль инициатора реально системных преобразований в сфере развития предпринимательства всё больше отводится национальному Агентству стратегических инициатив (АСИ). Ещё в декабре большинство политобозревателей обратили внимание на важнейшее поручение, озвученное российским президентом в Послании Федеральному собранию: «Правительство совместно с Агентством стратегических инициатив, ведущими деловыми объединениями должно продолжить системную работу по улучшению условий ведения бизнеса, постоянно отслеживать правоприменение на местах». То есть «системная работа» по данному направлению осуществляется не одним федеральным правительством, а «совместно с АСИ».

В этой связи особого респекта заслуживает инициатива по формированию Российского агентства по технологическому развитию. Как и АСИ, Агентство по технологическому развитию (АТР) будет работать в формате автономной некоммерческой организации, в состав которой войдут представители бизнеса и так называемых «институтов развития». В перспективе «эта организация должна стать самоокупаемой», – заявил на заседании президиума Совета при Президенте по модернизации экономики и инновационному развитию Председатель правительства Дмитрий Медведев.

Речь не идёт о появлении ещё одного федерального органа власти. Хотя, конечно, при озвучивании словосочетания «российское агентство» сразу возникают ассоциация, что это или новое министерство, или какое-то ведомство, которое «будет делить деньги». Однако основным предназначением АТР должен стать трансфер технологий. Это особенно актуально в условиях затянувшихся международных санкций.

Агентство, прежде всего, должно помогать бизнесу в поиске новых технологических решений, как в России, так и за рубежом, оказывать юридическую и консалтинговую поддержку. При этом необходимо решать не только вопросы импортозамещения, но и формировать заделы для завоевания новых рынков, включая и те, которые подробно прорабатываются в рамках Национальной технологической инициативы.

Ещё одна функция агентства заключается в том, чтобы «состыковать российских заказчиков с российскими разработчиками, то есть помочь тем, кто создаёт технологии здесь и здесь же планирует их коммерциализировать». А трансфер зарубежных технологий, по словам Медведева, необходимо использовать только в том случае, если нет конкурентоспособных отечественных аналогов.

Очевидно, что в работу АТР должны включиться все российские регионы. И здесь возникает естественный вопрос о том, кем в этом процессе видит себя Республика Карелия? Какие технологии могут быть предложены как прорывные? Насколько они защищены патентами или иными документами, фиксирующими научно-практические, изобретательские и рационализаторские решения?

Конечно, было бы здорово, чтобы региональные предложения были подкреплены целями и задачами инвестиционной политики, но, как известно, места в Инвестиционной стратегии Республики Карелия на период до 2015 года им не нашлось. В самом документе определено: «Системообразующие прорывные проекты, обеспечивающие модернизацию и повышение инновационного потенциала регионального промышленного комплекса, намечено осуществлять в следующих приоритетных областях:

1. Лесоводство, включая выращивание леса, выращивание молодого порослевого леса и деловой древесины, выращивание новогодних ёлок, выращивание растительных материалов, используемых для плетения, выращивание сеянцев деревьев и кустарников;

2. Воспроизводство рыбы и водных биоресурсов;

3. Обработка древесины и производство изделий из дерева».

Закостенелый отраслевой подход, закреплённый карельской Инвестстратегией, очень сложно увязывается с проектной философией АТР как «точки сборки и непрерывной актуализации данных о существующих технологиях и компетенциях». Это уже проявилось при отставании республики более чем на год в реализации процедур по мониторингу результатов внедрения «Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по улучшению инвестиционного климата в регионе». Замена профильного заместителя министра экономического развития Карелии не привела к необходимой интенсификации процесса.

При этом, к сожалению, власти Карелии в последние годы ни разу не выступили с перспективными предложениями по совершенствованию на региональному уровне именно тех форм передачи разработок, которые АТР видит в качестве базовых – лицензионных соглашений и совместных предприятий, создаваемых российскими и зарубежными партнёрами – обладателями инновационных технологий. Это же касается и реализации задач по развитию экспорта. Российский экспортный центр начал свою активную работу. В 2016 году он намерен вывести на зарубежные рынки не менее одной тысячи новых компаний. Причем с продукцией из несырьевого сектора. Вот только из первых 70 проектов, взятых в проработку, из Карелии нет ни одного.

Олег РЕУТ

 

Комментарии

Кобылин Владимир
2016-02-11 12:00:00
А как же горнодобывающая? Если из сырьевых отраслей выбирать. Или рыбоводство больше денег дает? А машиностроение? У нас же есть Петрозаводскмаш. Судостроительный запускают. Да и тракторный не стоит списывать. Или уже все, списали?
Гость
Сегодня, 25 апреля 2024

Актуальные темы

28.07.2021, 14:24
Социальная помощь может быть успешным бизнесом.
28.07.2021, 11:00
Средняя стоимость жилья на вторичном рынке в Карелии во втором квартале выросла до 59375 рублей за кв. метр – это выше цен на новые квартиры.
28.07.2021, 10:00
Отделение Пенсионного фонда РФ по Карелии подготовило разъяснения о праве граждан предпенсионного возраста, потерявших работу, досрочно выходить на пенсию.