Карельских предпринимателей научили разрабатывать комплексные турпакеты
Карельских предпринимателей научили разрабатывать комплексные турпакеты
Карельские бизнесмены, работающие в сфере туризма, в последнюю неделю марта ездили друг к другу в гости. Раскрывали конкурентам профессиональные тайны и делились самой секретной информацией об окупаемости и проблемах. Эти визиты стали заключительной частью международного русско-финского проекта «Runat», посвященного разработке новых уникальных турпродуктов, анализу рынка и развитию природного туризма в Карелии.
«Runat» организован совместными усилиями Университета Восточной Финляндии и двух университетов прикладных наук в Северной Карелии и Северном Саво. Со стороны России в проекте приняли участие Карельский институт туризма и Санкт-Петербургский государственный экономический университет. Финансировали исследования, мастер-классы, выездные сессии и лекции Евросоюз, Россия и Финляндия.
Специалисты считают, что природный и сельский туризм может стать в Карелии одной из ведущих отраслей. Для этого у нашей республики есть все. За исключением опыта, которым поделились коллеги из Финляндии. В течение двух лет представители малого бизнеса республики учились у иностранных экспертов пользоваться различными методами маркетинга и разрабатывать свои, не имеющие аналогов, проекты.
Гости дорогие
Заключительной частью программы и стала поездка по городам и весям, точнее – по районам Карелии. Среди «последних героев», которые дошли до конца проекта, не только предприниматели, но и представители туроператоров. Вместе с нашими бизнесменами на туристические объекты приехали финские «кураторы».
Последней принимала гостей на карельском подворье в деревне Ужесельга Галина Паршукова. Расположена реконструированная деревенская изба в десятке километров от Петрозаводска. Сам дом, который пользуется у путешественников возрастающей популярностью, находится на одной с обычными жилыми домами улице. Однако отличается разительно.
Хозяйка встречает коллег в национальном карельском костюме и объясняет, что сама изба была построена в конце 50-х годов прошлого века. Однако за семь лет дом превратился в реконструкцию избы конца 19-ого столетия.
В течение часа предприниматели и финские «кураторы» прилежно прыгают в «коте» - крытой беседке с очагом, расположенной на большом дворе, старательно мечут деревянное копье и отгадывают название старинных предметов быта, примеряя на себя роль клиентов.
Потом директор и по совместительству организатор подворья ведет гостей в дом, рассказывая об особенностях строительства прежних веков, карельских верованиях и традициях.
Дотошные коллеги интересуются всем – начиная от устройства гостевого санузла и заканчивая туристическим потоком. Однако и полезные сведения о мужском «воронце» - длинной полке при входе в «чистую» избу, процедуре сватовства и рецепте карельского хлеба с толченой корой не оставляют без внимания.
Программа, которую представляет Паршукова своим гостям, рассчитана и на взрослых, и на детей. В течение двух часов туристы получают массу интересных сведений, и в соответствующей остановке – в избе, пропитанной запахами дыма, где на очепе покачивается детская люлька, а из красного угла смотрят иконные лики.
Собирали обстановку, опираясь на воспоминания, из предметов, найденных в экспедициях. Самовары и чугунки приносят и местные жители, которых на подворье приглашают постоянно.
Зимой туристов встречает Паккайне, на масленичной неделе хозяева угощают блинами.
Близость в Петрозаводску – несомненный козырь. За последние новогодние праздники в Ужесельгу приехало около 700 туристов. Однако, несмотря на то, что берут за двухчасовую программу с песнями, шутками-прибаутками и играми, чаем и прочими развлечениями, по современным меркам немного – 350 и 400 рублей с ребенка и взрослого, многие путешественники жалуются на высокую стоимость развлечения.
Кадры, деньги и закон
Высокая цена – одна из больших проблем карельского туризма. Как рассказал нам предприниматель из Сортавалы Александр Петрович, занимающийся гостеприимством на возмездной основе уже более 20 лет, стоимость турпродуктов Карелии отталкивает клиентов .
«Мы многое теряем на высоких ценах. Туристы, выбирая между Финляндией и Карелией за одни деньги, чаще делают выбор не в нашу пользу. Сейчас ситуация постепенно выправляется. Мы, конечно, понимаем, что у нас с Финляндией разные условия, разные ставки по кредитам. Но какая разница туристу? - объяснил предприниматель. – Еще одной проблемой является менталитет крупного бизнеса в турсфере. Я имею в виду цель сорвать прибыль как можно быстрей и в больших объемах. Но ведь туризм дает прибыль небольшую и в течение долго времени. Сейчас у нас появляется множество шикарных туркомплексов с высокими ценами, доступными только высшему классу. Обычным туристам почти ничего не остается».
Проблемы, как признаются участники проекта, у всех примерно одинаковые вне зависимости от формы бизнеса. Как ни странно, одной из основных трудностей является подбор сотрудников. В районах, на которые направлен «Runat», найти ответственных и творческих, активных и непьющих молодых работников непросто.
«Где я найду таких, которые и с туристами справятся, которые не всегда ведут себя так, как хотелось бы, и при этом обладают достаточным уровнем знаний в карельской культуре, - ответила на вопрос коллег о помощниках Галина Паршукова. - Вариант один, брать молодежь, чтобы сначала помогали чай накрывать, присматривались, учились, и растить».
Еще одной проблемой, известной многим предпринимателям, не только принимающим туристов, является карельское законодательство. Точнее – следование букве закона. « То, что позволено крупным предпринимателям, не позволено малому бизнесу, - объяснил Александр Петрович. – К примеру, строительство в прибрежной полосе запрещено. И вдруг на самом берегу появляется здание, принадлежащее тем, у кого есть деньги, а вокруг возникает двухметровый забор, заходящий в воду. Иногда памятник культуры оказывается в собственности. Закон должен быть один. Не должно быть так, что перед законом все равны, но некоторые ровнее».
Республиканские власти, регулярно обещающие миллионы туристов, которые будут выбирать Карелию, тоже не слишком балуют малый бизнес своим вниманием. Так, финансовая помощь от региона, которую получили организаторы подворья в Ужесельге, ограничилась грантом в 60 тысяч рублей, полученным в прошлом году.
Впрочем, Паршукова, как и многие карельские бизнесмены, рассчитывает больше на себя. Поэтому отсутствие связей с многочисленными национальными организациями тоже не слишком заботит владельцев подворья. «Мы не претендуем на музейность. Здесь все предметы можно потрогать, все можно пощупать», - рассказала хозяйка подворья, показывая огромную засушенную щучью голову, обязательный оберег в карельском доме.
В Ужесельге действительно можно увидеть то, что уже кануло в Лету – щетку для вычесывания льна, кружева на коклюшках, классическую печь с лежанкой, инструменты и сельхозинвентарь.
«Перспективы есть. Но их надо развивать»
Пока представители малого бизнеса, выпив чаю с ватрушками и получив за разгаданные карельские загадки леденцовых петушков, старательно поют песни о Карелии, подыгрывая себе на ложках и трещотках, менеджеры проекта из университета Восточной Финляндии и университета прикладных наук «Савония» Сату Кархапяя-Пухакка и Йорма Корхонен рассказывают о том, чему учили карельских предпринимателей.
В течение двух лет карельские «студенты» участвовали в мастер-классах и семинарах, слушали лекции о маркетинге и ценообразовании, а также ездили в Финляндию для того, чтобы понять, как подают аналогичные туруслуги за границей. Кроме того, бизнесмены выполняли домашние задания, разрабатывая свои ноу-хау и решая различные практические задачи.
Еще одной целью, как рассказала «Вестям Карелии» Сату Кархапяя-Пухакка, стало объединение предпринимателей для того, чтобы они могли создавать новые коллективные продукты.
«У Карелии есть перспективы развития природного туризма, - считает представитель финской стороны проекта. – В прошлом году участники ездили в Северную Карелию, где видели, как работает финский туризм. Этот опыт предприниматели смогут использовать здесь. В Финляндии сейчас турпакеты разработаны лучше, чем в Карелии, хотя здесь масса возможностей. Но нужно разрабатывать комплексные пакеты, в которые входят все услуги, необходимые для путешественников. В том числе, связанные с безопасностью, питанием, проживанием, культурной программой, доставкой. В Карелии туризм носит сезонный характер, зима фактически является «мертвым сезоном», а в Финляндии существуют круглогодичные программы, пользующиеся популярностью среди туристов».
Сами карельские бизнесмены считают, что подобные международные программы очень полезны, так как дают толчок новым коммерческим проектам. Во всяком случае, «гостеприимцы», участвовавшие в «Runat», собираются применять полученный опыт на практике. И возможно, уже в обозримом будущем в республике появятся новые туристические продукты, в том числе, и совместные. И в копилку Карелии добавятся очередные бренды, которые привлекут миллионы туристов.
Маргарита Иванова
Комментарии